Главная проблема большого урожая

Импорт картофеля, капусты и лука за три квартала этого года вырос на десятки процентов, будет расти и в следующем году, говорят эксперты. Они объяснили «Российской газете», куда исчезают отечественные овощи, без которых невозможно представить наше традиционное меню.

30 нояб. 2017 Электронная версия газеты "Владивосток" №4242 от 30 нояб. 2017

С января по сентябрь Россия ввезла из-за рубежа 132 тысячи тонн капусты, почти на 60 процентов больше, чем год назад. За капустой потянулся другой почитаемый у нас овощ. Картофеля за границей мы закупили 536 тысяч тонн – на 97 процентов больше, чем год назад. Завершают узнаваемый набор лук и чеснок. Этих овощей Россия импортировала в два раза больше, чем в 2016 году, – 347 тысяч тонн, пишет rg.ru.


В общем объеме производимых и потребляемых у нас традиционных овощей доля заграничных партий составляет всего несколько процентов. Например, в прошлом году в стране произвели около 30 миллионов тонн картофеля. Но если достаточно ресурсов, чтобы вырастить миллионы тонн, то почему мы закупаем за границей какие-то сотни тысяч?


– Это связано с тем, что у нас нет достаточного количества хранилищ. Мы можем произвести сколько угодно лука, капусты, моркови. Но проблема в том, чтобы сохранить эту продукцию. Если до зимы она как-то хранится, то в феврале почти все сгнивает, – поясняет исполнительный директор Национального плодоовощного союза Михаил Глушков.


Как поясняет эксперт, уже с марта открывается импорт. В весенние месяцы и в начале лета мы на сто процентов зависим от зарубежных овощей. Влияет и дисбаланс производства. Все стараются выращивать ранние сорта, чтобы быстрее их продать. Овощей поздних сортов, которые хранятся лучше, выращивают существенно меньше.


С картофелем схожая ситуация. Объемы его производства в России очень сильно колеблются, поскольку значительная доля приходится на личные подсобные хозяйства. Например, в 2010 году, когда была засуха, практически весь картофель пошел на рынок, а в 2014 году было перепроизводство, и тогда невостребованным осталось около половины всего картофеля, приводит пример исполнительный директор Картофельного союза России Алексей Красильников. 


– С учетом того, что у нас практически нет экспорта картофеля, скорее всего, весь лишний товар либо утилизируется, либо просто гниет. Есть проблема дефицита качественных картофелехранилищ, – отмечает эксперт.


Для строительства овощебаз предусмотрены меры поддержки. Предоставляются льготные инвестиционные кредиты под 5 процентов годовых на 8 лет. Также компенсируется 20 процентов капитальных затрат. Но пока активность аграриев низкая, потому что они закредитованы – ранее уже взяли кредиты на приобретение техники, на семена, на удобрения, и больше банки кредиты не дают, отмечают эксперты. При этом окупаемость хранилищ очень хорошая. Если продавать овощи не в октябре, а в мае, то можно выручить раза в три больше.


Между тем импорт картошки, капусты, лука и чеснока в следующем году может еще вырасти. 


– В этом году урожайность по овощам упала. Валовой сбор также будет на 10–15 процентов меньше, чем в прошлом году. Так что в следующем году импорт будет больше, чем в этом. Также будет значительный рост оптовых цен, – отмечает Михаил Глушков.


Впрочем, потребителей это серьезно не затронет. Оптовые цены слабо связаны с розницей, отмечает эксперт. Всплески закупочных цен ретейлеры гасят, но и сбрасывать цены в случае избытка товара также не спешат.


– Спрашиваю представителей торговых сетей: мы снизили оптовые цены, почему вы не снижаете цены в рознице? Мне отвечают: зачем снижать – у нас и по такой цене хорошо покупают, – резюмирует Михаил Глушков.

Автор: Евгений СИДОРОВ