Лососевая лихорадка

По словам сотрудников транспортной полиции, жадность рыбаков туманит им мозги

29 нояб. 2017 Электронная версия газеты "Владивосток" №4241 от 29 нояб. 2017

О борьбе сотрудников транспортной полиции с браконьерами на реках Ольгинского и Лазовского районов Приморского края во время нереста красной рыбы «В» уже рассказывал (номер за 15 ноября, «Операция «Путина» – это не борьба и это не результат»). Сегодня продолжение темы. На этот раз – из Хасанского района, где на местных водоемах работали сотрудники Владивостокского ЛУ МВД России на транспорте. 

«Шумовая атака» браконьеров не пугает


В начале октября во время патрулирования на полицейском катере «Мангуст» в устье реки Нарвы сотрудники транспортной полиции обнаружили на берегу отдыхающую компанию – 15 человек, которые явно были навеселе. Рядом лежали мокрые сети и около десятка голов красной рыбы. Подойдя к берегу на резиновой лодке, полисмены попытались объяснить рыбакам, что рыбалка в данном районе запрещена. Мол, сезон нереста. Мужикам, разгоряченным алкоголем, замечание явно не понравилось. Они окружили сотрудников полиции, отрезав им путь к лодке, и стали угрожать физической расправой. Один из нападавших даже попытался отобрать у транспортников табельное оружие. Представители порядка стали уговаривать рыбаков: мол, мужики, не нарушайте закон и не нарывайтесь на конфликт, себе дороже станет. Пьяная компания слов не понимала – их больше и сила на их стороне. Притихли лишь после двух предупредительных выстрелов. Казалось бы, инцидент исчерпан.
Но, когда полицейские сели в лодку, чтобы вернуться на «Мангуст», надувную «резинку» на полном ходу протаранил браконьерский катер. Удар пришелся в навесной мотор, и лодка встала. Полисменам пришлось взяться за весла и снова дать предупредительные выстрелы. В ответ с браконьерского катера понеслись угрозы. Нарушители вновь пошли на таран, пытаясь перевернуть лодку. И им наверняка это бы удалось, если бы на помощь полицейским не подошел «Мангуст»…


Жители Хасанского района, таранившие лодку сотрудников Владивостокской транспортной полиции, были задержаны. Во время обысков в их домах изъяты незаконные орудия лова. Приморским следственным отделом на транспорте СК РФ возбуждено уголовное дело по факту нападения на представителей власти. За данное злодеяние можно попасть в колонию строгого режима на срок до 10 лет. Суд над злоумышленниками впереди. 


И это только один из эпизодов безумного противостояния браконьеров представителям закона в Приморье. 


Где появилась, там и пригодилась


Как рассказал корреспонденту «В» начальник линейного пункта полиции в морском порту города Владивостока Александр Завгородний, красная рыба буквально сводит людей с ума. Как когда-то желтый металл во времена золотой лихорадки. 


– В последние годы браконьерство приобрело массовый характер. Красная икра стоит дорого, это хороший источник дохода как для местного населения, так и для приезжих. С незаконным уловом задерживали и хабаровчан. Все эти факты фиксировались, – говорит подполковник полиции Завгородний. 


Группа сотрудников транспортной полиции из десяти человек, которую он возглавлял, совместно с инспекторами Росрыболовства и заповедника «Земля леопарда» контролировала реки Нарву и Барабашевку во время нереста лососевых. 


– На Барабашевке в этом году у нас не было зафиксировано ни одного преступления. Тем более что всю рыбу – а ее в этом году было мало – забирал местный рыбозавод для разведения потомства кеты и семы. Сотрудники рыбозавода и рыбинспектора перегораживали речку и отбирали самок и самцов. Это называется забойкой, – рассказал Александр Завгородний. 


Массовый ход кеты в период нереста наблюдался на Нарве. Там, кстати, планируют закладку рыбозавода. 


После прошлогоднего тайфуна «Лайонрок» русла приморских рек кардинально изменились. Речушки стали полноводными реками и наоборот. Исходя из этого, Нарва в будущем году станет нерестовой. Такой оптимистичный прогноз дает Росрыболовство. А если рыба заложена на рыбозаводе, то, руководствуясь генетической памятью, возвращается туда, откуда вышла. Она чувствует химический состав воды, который для нее как путеводная звезда. 


А на активность лосося, к сожалению, отреагируют и браконьеры…


Вооружены и подготовлены 


В этом году сотрудники Владивостокского ЛУ МВД России на транспорте привезли из командировки в Хасанский район 17 уголовных дел за «незаконный вылов водных биологических ресурсов» (в прошлом году «улов» транспортников был меньше – десять уголовных дел по данной статье). Кроме того, был пресечен факт сопротивления сотрудникам полиции, зафиксировано два факта незаконного хранения наркотических веществ. Оружия и боеприпасов, как в прошлые годы, выявлено не было. 


Самую ощутимую лепту в результат операции «Путина-2017» в Хасанском районе внесла мобильная сухопутная группа транспортной полиции. В ее составе – опытные сотрудники, которые не первый год задействованы в аналогичных мероприятиях. Эти люди знают, что надо делать и как себя вести в самых нештатных ситуациях. Полисмены были вооружены автоматическим и табельным оружием, а также специальными средствами. Они контролировали устье рек Нарвы и Барабашевки на автомобиле УАЗ, который, как танк, не боится грязи. 


Зачастую владивостокские полицейские работали без поддержки местных коллег. Потому что штатная численность отдела полиции по Хасанскому району не позволяет выделять сотрудников на масштабные операции по блокированию нерестовых мест. С ними дежурили лишь два экипажа ГИБДД.


– В прошлом году на Нарве и Барабашевке работали ОМОН, инспектора дорожно-постовой службы и была тотальная проверка на дорогах. В этом году я многократно ездил по Хасанскому району во время проведения операции «Путина» и не видел ни одного экипажа ДПС. Видимо, краевое УМВД в мероприятии не участвовало. Наша группа была единственной из силовых структур, кто мог реально противостоять браконьерам. Транспортную полицию местечковый принцип не касался: мы оформляли всех, у кого было три и более хвоста лосося. Для возбуждения уголовного дела этого вполне достаточно, – заверяет Завгородний. 


Тряхнули так, чтобы помнили


Появление приметного полицейского «уазика» на районных дорогах и катера «Мангуст» на водной глади моментально фиксировалось браконьерами. Как правило, рыбаки с сетями и удочками быстро исчезают – конфликты с полицейскими никому не нужны. 


– Ситуация, в которой оказались наши сотрудники в устье реки Нарвы, исключительная. Но она показала, насколько обнаглели местные жители в погоне за рыбой. Браконьеры, находясь в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, не ожидали, что получат отпор. Два человека были арестованы. 


После этого инцидента в точно такую же ситуацию попали сотрудники Хасанского отдела полиции, где также не обошлось без стрельбы, причем с обеих сторон. Была повреждена резиновая лодка, которой комплектуется катер «Мангуст», а это уже государственное имущество… И как результат – задержание и аресты. Я уверен, что эти случаи тряхнули Хасанский район, и надеюсь, что они будут правильно поняты местными жителями, которые с этих речек не выползают. Браконьерам в тех местах закон не писан. Там своя власть, свои законы, а прокурор – медведь, – говорит Александр Завгородний. – В прошлом году с нами работал хабаровский ОМОН, так этим ребятам было без разницы, кого задерживать. Потому что их никто не знал. Сегодня же местные инспектора Росрыболовства были вынуждены оформлять протоколы на задержанных нами браконьеров, даже на своих земляков. 


Критерий больше, чем рыбы в реке


По убеждению подполковника полиции, борьба с браконьерами была бы эффективней, если бы в Уголовном кодексе РФ оценочный критерий для возбуждения уголовного дела был прописан дифференцированно. В зависимости от условий обитания рыбы. 


Сейчас для возбуждения уголовного дела ущерб определен в размере 100 тысяч рублей. И этот критерий распространяется на всю территорию России. Но подобный ущерб возможен только на Сахалине, на Камчатке либо на Курилах, где красную рыбу можно выгребать из реки лопатой. А в Приморье нет такого количества лососевых. Особенно в последние годы, после разгула браконьерства.


К примеру, в прошлом году, по данным ТИНРО и Росрыболовства, на речке Барабашевке можно было безнаказанно ловить семь хвостов и более, а на речке Нарва – только три хвоста. Это говорит о том, что люди, которые озвучивали подобные цифры, не владеют ситуацией. Три хвоста кеты, выловленные на Нарве, – это уже реальный ущерб для воспроизводства популяции лососевых. 


– Поэтому для оценки ущерба мы использовали минимальный критерий – три хвоста. То есть уже за добычу трех рыбин наступает уголовная ответственность. И транспортная прокуратура в возбуждении уголовных дел против браконьеров шла нам навстречу, даже когда количество выловленных хвостов было меньше, чем «квоты» ТИНРО и Росрыболовства, – уточняет Александр Завгородний.


Прикрываясь корочкой


 …Когда операция «Путина-2017» только стартовала и браконьеров уже было много, полицейские получили информацию, что по берегу реки Нарвы курсирует автомобиль «Мицубиси-Делика», подготовленный для форсирования мелких водных преград и бездорожья. По словам информаторов, в машине находились два человека, представлявшиеся сотрудниками приморской транспортной полиции (хотя такой структуры не существует), и один гражданский. 


Полисмены установили госномер загадочной «Делики». В результате грамотно проведенной операции автомобиль задержали, а его пассажиров доставили в отдел полиции Хасанского района. Оказалось, что один из задержанных действительно сотрудник отдела полиции Артемовского городского округа. Зная, что на Нарве работают реальные транспортные полицейские, граждане в камуфляжной одежде баражировали вдоль реки и экспроприировали у браконьеров рыбу, икру и дорогостоящие сети, демонстрируя удостоверение сотрудника правоохранительных органов.


– Этим задержанием и итогами командировки мы пресекли слухи о бесчинстве транспортной полиции на реке. И еще раз подтвердили свою репутацию. Мы отработали без потерь во всех смыслах, – подвел черту под разговором подполковник полиции Александр Завгородний. 

  

Автор: Сергей КОЖИН