Снежные коллапсы предотвратят мобильностью
Депутат думы города рассказала о том, какие выводы приморская столица сделала после первого в сезоне снегопада
Администрация Владивостока, городские службы и ГИБДД вырабатывают новый порядок взаимодействия во время зимней непогоды. Толчком к этой актуализации стал дорожный коллапс, случившийся во время первого снегопада нынешней осени, 17 ноября. Есть и первые результаты: во время следующего снегопада, 25 ноября, обстановка на дорогах складывалась нормально.
О том, как изменится подход к очистке улиц в снежный период, а также о бюджете приморской столицы на 2018 год рассказала Наталья Войновская, председатель комитета Думы Владивостока по городскому хозяйству, в авторской программе «Разговор с Андреем Калачинским» на радио «Лемма».
Эффективные решения существуют
События полуторанедельной давности, когда циклон принес серьезные осадки в виде снега и на многие часы парализовал трассы приморской столицы, горожане будут обсуждать еще долго, отметил Андрей Калачинский. И вынести уроки из этого должны все.
– Первый снегопад во Владивостоке послужил причиной продолжительных заторов, массовых аварий и прочих неурядиц, – напомнил ведущий. – Ситуацию уже разбирали на многих уровнях власти, в том числе в Законодательном собрании Приморского края. Как отреагировали депутаты городской думы?
– Мы планируем провести совместное заседание комитетов по городскому хозяйству и местному самоуправлению. Будет большой круг приглашенных, включая сотрудников администрации Владивостока, представителей муниципальных учреждений, отвечающих за уборку снега в городе, ГИБДД и других, – рассказала Наталья Войновская. – Мы не ставим во главу угла разбор полетов, выявление виновных. Многие уже сделали это до нас. Главная наша задача – рассмотреть, как выстроена сегодня система уборки городских улиц от снега и что нужно сделать, чтобы коллапс, возникший 17 ноября, не повторился вновь. Как участник предыдущих заседаний, где разбиралась ситуация со снегопадом во Владивостоке, я могу сказать, что многие решения уже приняты на данный момент. И они, как показал снегопад 25 ноября, оказались эффективными.
Без альтернативы никуда
Андрей Калачинский считает, что обсуждать эту проблему, не фокусируясь на всех причинах дорожного затора, невозможно.
– Легко сказать: город не справился, – заметил он. – Но это только часть правды.
– К сожалению, есть целый комплекс причин, которые вкупе и привели к такой ситуации, – констатировала Наталья Войновская. – Часть людей не поверила в плохой прогноз и отправилась туда, куда совсем необязательно было ехать. Есть поездки, которых невозможно избежать: в аэропорт и обратно, например, в больницу, детей забрать из детсада. Но зачем в такую погоду ехать в супермаркет через полгорода?
Конечно, основные оргвыводы следует сделать администрации Владивостока. Безусловно, она должна работать на опережение, понимать климатическую обстановку, которая бывает обманчива. Ведь, напомню, сначала прогнозировали средний или слабый снег, и только через два часа после того, как осадки начались, прогноз уточнили: будет сильный снег. Соответственно, надо всегда рассчитывать на худший прогноз.
Еще одна серьезная причина – отсутствие дорог-дублеров. По сути, любая пробка на центральных трассах может заблокировать город. Поэтому нам нужны дублирующие трассы. Я всегда об этом говорю. Нам нужен ВКАД (Владивостокская кольцевая автодорога. – Прим. авт.).
Как отметил Андрей Калачинский, одна из новых дорог-дублеров в городе может появиться на участке в районе проспекта 100 лет Владивостоку – это трасса, пролегающая вдоль моря мимо базы Приморнефтепродукта. На данный момент администрация приморской столицы готовит пакет документов, чтобы найти подрядчика, который приведет эту дорогу в порядок к предстоящей весне.
– Вы назвали один пример, но их должно стать больше, – подчеркнула Наталья Войновская. – Владивосток – сложный по ландшафту город. Здесь сопки. В снегопад и маленького подъема достаточно, чтобы некоторые машины начали скользить, разворачиваться, блокировать движение. Всегда должен быть альтернативный путь.
В ожидании автобуса
Журналист обратил внимание на другой аспект проблемы. Во время сильных снегопадов водителям обычно советуют пересесть из своих машин на общественный транспорт. Но готов ли общественный транспорт приморской столицы к такому наплыву пассажиров?
– По моему наблюдению, пробки на дорогах возникли еще до снега. Когда осадки начались, город уже был заблокирован, снегоуборочная техника просто не могла работать эффективно. И проблема стала развиваться по типу снежного кома, – высказал свою точку зрения Андрей Калачинский. – Но представим другой вариант: во время снега все водители, вняв советам ГИБДД и городских служб, оставили машины дома или возле работы и отправились на остановки общественного транспорта. На мой взгляд, общественный транспорт просто не может справиться с таким объемом людей. Ведь некоторые частные перевозчики и водители в снежные дни сами стараются избежать поездок, берегут свой транспорт. Там, где работает муниципальное предприятие, как я понимаю, на маршруты выходят все автобусы. Там есть начальник, который руководит ситуацией, следит за расписанием, осуществляет контроль. А когда частному извозчику дали автобус и сказали: отвечаешь за него материально, да еще пробки, снег – разве он поедет? Таксисты, например, либо отказывались от поездок, либо взвинчивали цены.
– Это очень сложный и комплексный вопрос, – согласилась Наталья Войновская. – И, конечно, в обсуждение проблемы необходимо включать представителей транспортных компаний. Отмечу, что в день снегопада, 17 ноября, общественный транспорт Владивостока вышел на городские маршруты в полном объеме. А вот 18 ноября действительно часть предприятий сократила количество транспорта на линиях. Транспортники должны понимать: если люди оставляют машины дома, то пассажирская нагрузка возрастает. Следовательно, автобусы должны быть полностью готовы: быть переобуты в зимнюю резину, соблюдать интервалы и т.д.
Андрей Калачинский предположил, что развитию системы общественного транспорта в городе во многом мешает низкий тариф на перевозку пассажиров.
– Тариф принимает профильный департамент администрации Приморского края, – напомнила депутат. – И надо понимать, что тариф – это палка о двух концах. Для тех, кто занимается этим видом бизнеса, он слишком мал. Для людей с низким уровнем жизни – высок. И тяжело в этом противостоянии найти соломоново решение, которое бы устраивало всех.
Победа за мобильными бригадами
Также одной из причин тяжелой первой встречи со снегом была названа нехватка снегоочистительной техники.
– Когда проводились встречи, посвященные снегопаду, в приморском парламенте, представитель прокуратуры сообщил, что в городе по нормативам должно быть более 200 единиц снегоуборочной техники, – рассказал журналист. – Однако у нас ее в два раза меньше.
– Последние два-три года закупки техники не велись, – заметила Наталья Войновская. – А имеющаяся техника не обновлялась. Всего на городском балансе порядка 115 единиц техники. Это общее количество, в него входят и тракторы, и фронтальные погрузчики. На очистку улиц 17 ноября вышли 93 единицы техники. Их распределили на пять административных районов Владивостока. Надо понимать, что на каждый район в итоге пришлось по 16–17 снегоуборочных машин. Люди говорят: мы не видели технику. Но у нас на весь город менее ста машин. Вы не увидите большое количество техники, если не поедете специально искать ее. И вся она работала, ни один трактор не простаивал.
– Может быть, надо вернуться к территориальному базированию этой техники, когда каждый район отвечал конкретно за свою территорию? – предположил Андрей Калачинский.
– На самом деле сегодня так и происходит, – ответила Наталья Войновская. – Рабочие бригады распределены по административным районам. У всех есть дорожные карты, как поступать в той или иной ситуации. Но проблема была не в том, чтобы очистить участок, а в том, чтобы добраться до него. Основные магистрали были скованы авариями, водителям зачастую приходилось дожидаться сотрудников ГИБДД, которым порой невозможно было пробраться к месту ДТП.
Сегодня принято иное организационное решение: в каждом районе города будет находиться условная мобильная группа. В ее состав будет входить мастер муниципального учреждения, отвечающего за уборку снега. Мобильная группа будет иметь прямую связь с экипажами ГИБДД и руководителем административно-территориального управления.
Бюджет сохранения
Еще одна важная тема, которую затронули журналист и депутат, касалась бюджета приморской столицы на 2018 год. Он составит порядка 12 млрд рублей. В городской думе его назвали бюджетом «сохранения, но не развития».
– Законопроект о бюджете Владивостока на 2018 год сохраняет все существующие перед городом обязательства и программы, – подчеркнула Наталья Войновская. – В целом же это бюджет, который покрывает основные нужды приморской столицы.
По словам председателя комитета по городскому хозяйству, согласно законопроекту в следующем году намечен ремонт стадионов «Строитель» и «Авангард».
– Также будет построен крытый спортзал в районе Эгершельда, возле 6-й школы, – сообщила Наталья Войновская. – Думаю, новый спортивный объект будет пользоваться большой популярностью среди жителей всего микрорайона.
Также в конце текущего года должна решиться судьба физкультурно-оздоровительного комплекса, который начали строить в Снеговой Пади. Сегодня стройка находится в заброшенном состоянии.
– Есть три варианта решения данной проблемы: либо достроить объект за собственные средства из городской казны, либо привлечь бизнес для концессионного соглашения, либо провести консервацию объекта, что потребует также немалых средств, – перечислила депутат. – Мое личное мнение: необходимо привлекать частный бизнес и добиваться договора о концессии. В данном случае предприниматель достроит спортивный комплекс за свои средства, но будет владеть им до тех пор, пока не окупит свои инвестиции. После чего объект будет передан в собственность города.
Еще одна характеристика бюджета Владивостока на 2018 год – его профицит.
– У нас доходов больше, чем расходов, – объяснила Наталья Войновская. – Это сделано намеренно, чтобы направить 400 млн профицита на погашение муниципального долга, который составляет 4,5 млрд рублей.
Сохранять профицитность бюджета с целью погашения муниципального долга планируют продолжить в последующие годы. В остальном же главный финансовый документ Владивостока на грядущий год имеет мало отличий от своей сегодняшней версии. Он также остается социально ориентированным, то есть порядка 60 процентов средств будет направлено на социальную сферу: образование, культуру, спорт, поддержку незащищенных групп населения и т.д.
Автор: Евгений СИДОРОВ