Приморские танкеры покажут ледовый класс
Судостроительный комплекс «Звезда» станет опорой для российского освоения Арктики
В приморском Большом Камне активно ведется стройка судостроительного комплекса (ССК) «Звезда». Несмотря на то что завод еще только создается, в первых цехах, открытых осенью прошлого года, уже кипит работа над пятью крупными заказами: четырьмя многофукциональными судами-снабженцами ледового класса и плавучим доком. На очереди еще десятки заказов, контракты по которым уже подписаны.
Корреспондент «В» побывал в новом центре российского судостроения, чтобы лично убедиться в декларируемой масштабности проекта и его реализации.
Основным отличием комплекса «Звезда» в Приморье является его специализация – он ориентирован на выпуск крупнотоннажных судов тяжелого ледового класса для работы в морях Лаптевых и Карском и на севере Сахалина. Нужно отметить, что арктическое направление является стратегическим для страны на десятки лет вперед. Сегодня в этом регионе проводится активная добыча и геологическая разведка. Уже первоначальные результаты исследований дают понять, что Арктика – нефтегазовый Клондайк, что эта область позволит обеспечить человечество энергетическими ресурсами на долгие годы вперед. Более того, это слабоизученный и труднодоступный регион, потенциал которого огромен. И первоочередная задача – масштабировать, укрупнить исследования территории и создать стабильную и экономически выгодную инфраструктуру добычи-доставки полезных ресурсов.
Для новых задач нужен новый флот. И делать его будут в Приморье.
Жилье по графику
Из Арктики перенесемся на улицу Приморского комсомола в Большом Камне. Казалось бы, какая связь между, допустим, покрытой двухметровой коркой льда акваторией порта Сабетта на Ямале и тихим жилым микрорайоном под номером пять, аккуратно застроенным пятиэтажками? А связь очень сильная.
Среди этих пятиэтажек особенно выделяются две новостройки. Это два красивых кирпичных дома на 68 квартир каждый. Один на данный момент полностью заселен, другой находится в стадии заселения. Дело в том, что эти дома предназначены для нынешних и будущих сотрудников ССК «Звезда», которые будут создавать танкеры, суда-снабженцы, ледоколы и прочие суда, способные проломить двухметровый арктический лед, провести морской караван по Северному морскому пути, разведать самые тайные уголки арктического региона и так далее. Все взаимосвязано, и без одного нельзя представить другое.
Эти два дома – первые результаты программы по строительству жилья для работников ССК «Звезда». И это яркий пример, когда государство продумывает ситуацию наперед и принимает решения до возникновения проблемы, устраняет ее в зачатке. Ведь новая верфь потребует привлечения специалистов не только со всего Приморского края, но и со всей России. В обозримом будущем это тысячи человек, которые приедут в Приморье с женами, с детьми. Это тысячи семей, которым понадобится комфортное современное жилье.
Не так далеко от пятого микрорайона, где возведены две вышеописанные пятиэтажки, расположен шестой микрорайон, который будет полностью застроен домами для работников ССК «Звезда».
– До 2024 года, когда приблизится к завершению строительство всех объектов судостроительного комплекса, мы планируем сдать около семи тысяч квартир, – рассказывает Екатерина Шувалова, руководитель группы внешних коммуникаций ССК «Звезда». – На данный момент построены и сданы в эксплуатацию два объекта. Активно строятся многоквартирные дома в шестом микрорайоне. В следующем году сдача домов в эксплуатацию запланирована в четыре этапа. Все процессы идут согласно установленному графику.
Квартиры в новых домах отвечают всем современным требованиям качества и комфорта. Объекты сдаются под ключ. В них изначально установлена вся сантехника, имеется необходимый набор мебели. Сами дома оборудованы пандусами для маломобильных групп населения, на придомовых территориях есть детские площадки. И, конечно, продуманы парковочные места.
В одной из таких квартир восемь месяцев назад поселился Сергей Евстратов, начальник блока корпусного производства на заводе, приехавший в Большой Камень из Санкт-Петербурга вместе с женой.
– Когда мне поступило предложение поработать на судостроительном комплексе «Звезда», я долго над ним не задумывался – решил ехать, – признается Сергей Евстратов. – Главная причина – перспективность и масштабность производства. Это новый объект с уникальным, на мой взгляд, оборудованием для российских судостроительных заводов. Здесь изначально заданы высокие стандарты производства.
С чистого металлического листа
Блок корпусного производства – это огромный цех на шесть линий. Сюда поступает сырье для судов и доков – металлические листы, а выходят уже готовые секции или другие конструкции, из которых собирается корпус будущего танкера, судна-снабженца и т. д.
– Цех объединяет в себе заготовительное и корпусосборочное производство, – объясняет Сергей Евстратов. – Первая линия, например, это линия резки листового металла, на которой производятся плоские детали для последующей их передачи на другие этапы. Детали зачищаются, проверяются, потом начинается этап сборки секций.
На глазах корреспондента «В» наконечник гигантского резака с хирургической точностью чертил на металлическом листе геометрические узоры. Огненная струя рассекала толстый слой стали, как тетрадную страницу, создавая очередное изделие, очередной «сустав» будущего корпуса судна.
Сборщики Илья и Иван приехали в Большой Камень из Комсомольска-на-Амуре. Оба рассказывают о новой работе охотно, у обоих глаза горят.
– Я две недели как устроен. Оборудование для меня новое, но все достаточно понятно, так что я уже вник и разобрался, – не без гордости говорит Илья. – Почему переехал? Я ведь семь лет в профессии и знаю, что такое судостроительный цех. Меня трудно удивить. Но первый раз, как только зашел в цех «Звезды», увидел такую чистоту, почувствовал такой свежий воздух. Я просто поразился. Здесь под одной крышей и резка металла, и сварка, и обработка, и все, что только можно. А как свободно дышится! Условия замечательные, оборудование передовое и интересное. Работы много, но это как раз радует.
Его коллега Иван прибыл в Большой Камень по совету друзей, с которыми вместе работал в бригаде в Комсомольске-на-Амуре.
– Чистота, тепло, море, зарплата, – перечисляет он местные преимущества. – Уровень производства здесь совершенно другой. Сразу видно, что проект серьезный, перспективный и всероссийского масштаба.
«Голиаф» готов к работе
В 2017 году к числу готовых объектов завода прибавился тяжелый достроечный стапель, оснащенный крупнейшим в России судостроительным краном под названием «Голиаф». Пролет крана составляет 230 метров, грузоподъемность – 1200 тонн, а высота подъема – 98 метров. Его металлические балки, окрашенные в желтый цвет, хорошо просматриваются аж с пляжей Шаморы.
– Завод «Звезда» предназначен для строительства крупнотоннажных и среднетоннажных судов ледового класса. Поэтому и крановые мощности требуются большие, – поясняет Евгений Бейнарович, главный инженер проектно-монтажного отдела. – На сегодняшний день мы завершили монтаж кранового оборудования, которое является самым современным и уникальным в России. Введены в эксплуатацию шесть кранов из семи. Заканчиваются пусконаладочные работы на «Голиафе». Это уникальный и единственный в мире подобный объект по совокупности трех характеристик: высота подъема, ширина пролета и грузоподъемность. Повторюсь, аналогов ему в мире нет.
«Голиаф» действительно оправдывает свое название (кто не знает: это ставшее нарицательным имя библейского персонажа – воина-исполина). Выглядит масштабно. Приятно осознавать, что это не показуха и не стремление кого-то догнать и перегнать по характеристикам, а простая производственная необходимость. Без такого крана тяжело было бы строить суда для покорения Арктики.
Если же подняться на верхнюю площадку «Голиафа» (лифт едет полторы минуты), то с нее открывается прекрасный вид на Большой Камень и на сам завод: на готовые объекты и объекты, которые пока находятся на этапе строительства. И от масштаба всей этой картины просто дух захватывает.
Справка «В»
ССК «Звезда» – первая в России верфь крупнотоннажного судостроения, способная удовлетворить потребности российских заказчиков в строительстве морской техники для обеспечения добычи природных ресурсов на континентальном шельфе страны. В том числе буровых платформ, имеющих возможность работать круглогодично в условиях Арктики, а также коммерческих судов для транспортировки грузов по внутренним и внешним морским путям, танкеров типа «Афрамакс» и «Суэцмакс», работающих на газовом топливе и отвечающих всем самым последним экологическим нормам.
Пилотную загрузку комплексу обеспечивает ПАО «НК «Роснефть», которое заключило с АО «ДЦСС» эксклюзивное соглашение о размещении всех заказов на строительство новой морской техники и судов на его мощностях, а также контракты на проектирование, строительство и поставку многофункциональных судов снабжения усиленного ледового класса.
Строительство ССК «Звезда» разделено на две очереди. Правда, слово «разделено» здесь не очень уместно, потому как обе очереди возводятся одновременно.
Как сообщили «В» в пресс-службе судостроительного комплекса, первая, расширенная очередь базируется на тяжелом открытом стапеле. Это один из крупнейших стапелей России и мира длиной более 500 метров с тремя стапельными дорожками для строительства океанских судов длиной до 250 метров. В скором времени здесь начнется производственная деятельность – сборка первых морских судов. В целом же на верфи будет около 200 крупных кранов.
Только на первом этапе судостроительный комплекс будет иметь порядка 30 крупных промышленных объектов. В прошлом году были сданы первые два объекта: блок корпусных производств и окрасочные камеры. По заказу НК «Роснефть» строятся четыре судна. Заключен контракт на строительство пяти танкеров класса «Афрамакс» для перевозки нефтепродуктов. Начало их строительства планируется в 2017-2018 годах.
Вторая очередь верфи предполагает строительство сухого дока – специального судоподъемного сооружения, которое позволит строить все типы морских судов. Это будет крупнейший док в России и один из самых больших в мире: его длина – 485 метров, ширина – 114, глубина – 13 метров. Он будет оснащен кранами типа «Голиаф» для перемещения крупных судовых секций и блоков при сборке кораблей. Планируется, что в 2019 году этот объект будет сдан. Вокруг дока будет построено еще одно судосборочное производство. По плану вторая очередь верфи должна заработать в 2020 году, а к 2024-му будут полностью построены все объекты.
Автор: Евгений СИДОРОВ