Школяры судили модельера
Подростки ищут свою профессию с помощью «хочу – могу – надо»
Профориентационный тренинг провели у учеников 9-х классов лицея № 3 сотрудники муниципального Молодежного ресурсного центра, которые помогают подросткам определиться со своей будущей профессией.
Сам тренинг делится на три блока. Первый, разумеется, знакомство. Отметим, что ребята именно благодаря этому тренингу познакомились со своими сверстниками из параллельных классов, поступившими в лицей в этом учебном году.
В первом задании ребята должны были распланировать свой день, назначив друг другу 12 (!) встреч. Для общения с каждым собеседником дается всего лишь минута. Темы для разговора задают тренеры. И неважно, знаком ты со своим собеседником или незнаком, нашли вы общий язык или нет, будьте любезны – обсуждайте. Тематика диалогов более чем разнообразна: от итальянской культуры до «вашего отношения к «подкатам» («подкаты» – это отвороты на джинсах, брюках, столь модные ныне среди тинейджеров. – Прим. авт.).
– Основная цель тренинга – помочь ребятам с выбором будущей профессии, – поясняет главный специалист по социальной работе с молодежью МКУ «МРЦ» Артем Пономаренко. – Речь, конечно, не идет о том, чтобы они выбрали дело всей жизни здесь и сейчас. Наша задача – обучить ребят основным принципам выбора: объективности и критичности. В том числе и с помощью различных ролевых упражнений. Например, «суд над профессией». Такая ролевая игра учит подростков более вдумчиво подходить к выбору своей будущей профессии, максимально объективно оценивая ее перспективы и пользу и примеряя ее на себя.
Для лицеистов подсудной на этот раз стала профессия модельера. В результате спора – «работа модельеров бесполезна для общества» против «показы мод учат людей красиво одеваться» – профессию помиловали, поскольку «хоть и пользы от нее немного, но и вреда она никому не несет…»
– Катастрофически мало времени, – сокрушается Артем (длился тренинг всего два академических часа). – Не от всех удалось добиться обратной связи. Предположительно мы должны ее получать после каждого блока. Но, к сожалению, не все учебные заведение могут предоставить возможность единовременного пятичасового занятия – именно столько должен идти полноценный тренинг.
И все-таки прикладная польза от подобных мастер-классов даже «в формате лайт» налицо. В этом солидарны и тренеры, и участники. Один из блоков занятий «Хочу – могу – надо» заставляет ребенка, во-первых, выбрать среди множества профессий именно ту, которой в будущем он хотел бы заниматься. Во-вторых, определить, хватит ли у него на это способностей.
– Вот представьте, что кто-то мечтал стать тренером в фитнес-клубе, а у него банально для этой работы физических возможностей нет. Речь идет не об отсутствии кубиков пресса – это как раз поправимо, а о наличии какого-то заболевания, – поясняет свое видение задачи одна из участниц тренинга 9-классница Юлия. – Или, например, хочу я стать оперной певицей, но, трезво оценивая свои вокальные способности, понимаю: не мое…
Также формула «хочу – могу – надо» вынуждает задуматься: а будет ли выбранная тобой профессия востребована в обществе? Потому как посвятить жизнь пусть горячо любимому, но никому не нужному делу будет крайне обидно. Этот метод заставляет более практично отнестись к своему будущему выбору, в том числе заняться изучением рынка…
Справка «В»
МКУ «Молодежный ресурсный центр Владивостока» был создан по инициативе главы города Игоря Пушкарева. Начал свою работу с 11 января 2013 года. Входит в структуру органов молодежной политики администрации Владивостока.
Автор: Лика ТКАЧЕНКО