О чем говорят женщины, когда рядом нет мужчин
И что означает значок на груди в виде буквы «Ф»?
Этот анекдот знают многие: «Повестка всемирного женского конгресса: 1. Все мужики – сволочи. 2. Нечего надеть. 3. Разное». Забавно и отчасти верно, да. Но что же на самом деле волнует женщин, о чем они и вправду говорят, когда собираются вместе, в знакомой, а тем более незнакомой чисто женской компании? А вы как думаете?
Эта тема, не сомневаюсь, вызовет любопытство у многих, причем не только у мужчин, но и у самих женщин. Так вот, о чем говорят женщины, можно узнать, например, на проекте «Феминологи», который уже почти год работает во Владивостоке.
Где возникает чувство интимности
Итак, довольно большая группа девушек и дам постарше, чаще всего тех, кто разделяет идеи феминизма, собирается время от времени в уютных барах или в клубе. Для чего? А вот об этом расскажут автор проекта Екатерина Федорова и организаторы Ксения Меленчук и Кристина Александрова.
– Идея формировалась у меня в голове давно, – рассказывает Екатерина Федорова. – Мне подумалось, что многим женщинам, наверное, хотелось бы поговорить о чем-то значимом, важном, высказаться о своих проблемах, рассказать свои истории, но в максимально комфортном окружении, без риска быть высмеянной или оскорбленной. Так почему бы не дать им возможность высказаться – в жанре stand-up, у микрофона?
Первый, тестовый, выпуск (так называют эти встречи организаторы) проекта «Феминологи» состоялся в преддверии 8 Марта. Шесть рассказов-выступлений и отзывы на них.
– Неожиданно собралась большая аудитория, мы получили хорошие, теплые, доброжелательные отзывы и потому решили продолжать, – вспоминает автор проекта. – Сразу же, еще до старта, было решено, что это ни в коем случае не развлекательное шоу (типа девушки шутят, публика смеется), а социальный проект, просто в формате stand-up, когда девушка выходит к микрофону. И это должно быть короткое, яркое выступление на тему, которая действительно волнует женщин. Нам сразу хотелось поднять такие важные вопросы, как сексуальные домогательства и сексизм, насилие, феминизм. Важно и то, что мы собираемся не в солидных залах, где есть сцена или трибуна и отдельно – зрительный зал, а в барах, кафе, где все сидят рядом, где возникает чувство некой интимности, что ли…
Ничего абстрактного, только личное
В первом выпуске к микрофону подошли сами организаторы и их знакомые. При этом перед девушками была поставлена задача: не рассуждать на некую абстрактную тему, а рассказывать свою историю. «Феминологи» – это всегда личная история, говорят они, это даже в названии заложено.
– Скажу честно, с первого же раза стало понятно: выйти вот так к микрофону и рассказать историю, причем такую, которая для тебя лично была максимально травмирующей, которую ты пережила с трудом, может не каждая, – признается Катя Федорова. – Буквально за час до начала первого выпуска одна из участниц сказала, что не сможет, что просто не готова… С тех пор мы всегда держим в голове тот факт, что у кого-то не хватит сил, решимости. Хотя большинство наших рассказчиц говорят: их очень стимулирует мысль о том, что на их ошибках, на их опыте кто-то из выслушавших их женщин сможет чему-то научиться, сделать выводы и не попадет в такую же ситуацию.
– То есть девушки у вас выступают по принципу «говорю о том, что наболело»?
– Наши темы – типичная «фемповестка», то, что на слуху во всех феминистских сообществах, – объясняет Кристина Александрова. – Но в целом да, это были разговоры на очень разные темы. Мы вообще стараемся придерживаться принципа разнообразия при выборе тем, потому что нам хочется показать, как много вещей актуальных, волнующих самых разных женщин. К нам на встречи приходят и молодые мамы, и незамужние, и женщины, строящие свою карьеру в больших корпорациях, и модели ню. Как вы понимаете, это очень разные миры, но отклик на поднимаемые нами темы возникал у каждой. Например, на историю молодой женщины, сознательно отказывающейся от замужества, могла отозваться в зале (после каждого выступления работает открытый микрофон) женщина, как говорят сегодня, возраста акме (45 лет и выше) со словами: я была замужем трижды и уверена, что буду еще!
– Да, после каждой истории к открытому микрофону могут выйти две-три гостьи и поделиться своим мнением, согласиться с рассказчицей или нет, – подтверждает Екатерина Федорова. – Но вот что главное: даже если с мнением выступающей не соглашаются, у нас все происходит бесконфликтно. Атмосфера наших встреч настолько доброжелательна, что две диаметрально противоположные позиции не конфликтуют. Мы настаиваем на уважении чужого мнения и чужих историй.
– Тема ближайшего выпуска «Феминологов» – сексуальные домогательства. Это новый для нас подход: пусть будут разные истории, но на одну тему. Мы проанализировали отклики на предыдущие выпуски и поняли, что, хотя о сексуальных домогательствах наши рассказчицы говорили реже всего, именно эти истории получили самый яркий, живой, сильный отклик, – рассказывает Кристина. – Да, о домогательствах тяжело говорить, первая женская реакция в такой ситуации: «об этом стыдно рассказывать», «как я буду выглядеть, когда расскажу об этом», «я сама виновата». Но мнение по этой теме есть абсолютно у всех! Поэтому мы ее и выбрали.
– Значит, дальше у вас будут только тематические выпуски?
– Думаю, какое-то время мы поработаем в этом формате, он нам нравится, – подключается к разговору Ксения Меленчук. – Тут есть еще такой аспект: например, в одном выпуске у нас могли выступать девушка с весьма болезненной историей о разрыве отношений и девушка, рассказывающая о фотосъемке в стиле ню. Понимаете? Эти истории слишком разные, чтобы быть рассказанными вместе… Да, первые выпуски, где говорили обо всем сразу, помогли нам собрать некое женское сообщество, дружеское и готовое помочь, но пора что-то менять.
Мужчины за скобками. Пока
– «Феминологи» – уже по названию сугубо женский проект. А вы вообще мужчин на свои встречи пускаете?
– На наш проект женщина может прийти и оказаться в обществе, где она чувствует себя в безопасности: здесь уютно, спокойно, здесь только женщины, поэтому можно не опасаться и даже не думать, что какой-нибудь подвыпивший мужчина осудит или осмеет тебя. Наша атмосфера – это как встреча с близкими подругами, понимаете? – говорит Екатерина. – У нас все, от диджеев до человека, проверяющего билеты, женщины.
– Мы сделали один открытый выпуск в июле. И, может быть, сделаем еще один, но после пары-тройки закрытых, женских. Когда «Феминологи» только появились, их стали обсуждать. В социальных сетях появилось множество комментариев от мужчин – от нейтрального «А что вы там делаете?» до агрессивного «Как вы посмели?», – вспоминает Кристина. – В общем, было такое чувство, что в России женщины могут делать что угодно, только им нельзя собираться вместе и говорить о своем, интимном…
Увидев такой интерес со стороны противоположного пола, мы и сделали открытый выпуск: разрешили вход мужчинам, и три рассказчика из шести тоже были мужчинами.
Мужчин-рассказчиков мы пригласили, скажем так, солидарных с нашими позициями, тех, кто не считает феминизм дьявольским порождением, не считает, что женщина кому-то что-то должна или обязана. И был у нас открытый микрофон, разумеется. Выпуск прошел в целом удачно, потом я читала комментарии в Интернете в стиле: «Да был я на этих «Феминологах», ничего там такого, ладно, пусть собираются себе». Словно мы одобрения или разрешения просили.
– Вообще, эксперимент с открытым выпуском оставил у нас противоречивые чувства, – дополняет Катя Федорова. – Во-первых, из того большого количества мужчин, которые были очень воинственно настроены по отношению к «Феминологам» и даже на первых выпусках просили: «Девочки, ну кто-нибудь, запишите на смартфон, что там происходит, я вам заплачу», на открытый выпуск не пришел никто. То ли поленились, то ли оказались зубастыми только в Интернете…
– А во-вторых, – подхватывает рассказ Кристина, – во время этого выпуска я рассказывала историю про переход от дружеских отношений между мужчиной и женщиной к намекам на секс, про грань между ними. И тут слышу, как стоящий сбоку подвыпивший парень громко шепчет на ухо своей спутнице: «Да я знаю, с кем она спала!». Это очень противно. Такое немужское поведение…
Кстати, этого мужчину потом выставила охрана. Мы всерьез подходим к созданию действительно безопасной атмосферы на проекте, а он был уже неприлично пьян.
Извините, это для 18+
– А возрастные ограничения для гостей у вас есть?
– Вход только для тех, кому исполнилось 18, – уточняет Ксения Меленчук. – У нас откровенные разговоры, в том числе о сексе, и мы называем вещи своими именами, так что… Да, мы проверяем паспорта. Потому что уважаем закон.
Кстати, к нам подходили после выпусков женщины и спрашивали: «А можно в следующий раз я приведу под свою ответственность дочку? Ей 16 лет, и мне кажется, ей было бы полезно послушать то, о чем здесь говорят».
– Все ли женские монологи в проекте должны быть, скажем так, выдержаны в русле феминизма?
– Женщины все разные, и нам важно слышать разные точки зрения. На тематические выпуски мы будем специально приглашать участниц с диаметрально противоположными точками зрения, – поясняет Екатерина. – Вообще, после начала проекта лично у меня не раз так было, когда, например, врач в поликлинике, узнав, что я организатор проекта, робко спрашивала, а можно ли и ей прийти, она ведь не феминистка. И приходила, и благодарила потом…
– А я не раз сталкивалась с ситуацией, когда знакомые женщины говорили: «А я вот не согласна с феминистками, приду и скажу!» – рассказывает Кристина. – Но когда доходило до дела, я слышала: «Ой, ну вы же вечером собираетесь, да еще в баре, меня муж не пустит…».
– Да, разного мы про проект наслышались. Например, слух ходил, что на «Феминологов» не пускают с обручальными кольцами, – смеется Ксения. – Или даже приходилось слышать такой отзыв: «Мы сходили на «Феминологов», а там, оказывается, все нормальные…» Ну, видимо, девушки искренне полагали, что мы там вуду-ритуалы практикуем, иголками в мужские куклы тычем, что ли…
– У проекта огромная социальная и психологическая составляющая, для кого-то он может стать своего рода терапией, верно?
– Мы это понимаем, – твердо говорит Екатерина Федорова. – Именно поэтому на каждом выпуске у нас присутствуют психолог, юрист (которая, например, подскажет, что делать, если вас избивает муж), сейчас вот и врача подключаем. То есть мы только за поддержку профессионалов!
А еще мы создали чат в одном из месенджеров, ссылку на него даем буквально из рук в руки. И в этом чате любая девушка может написать о том, что с нею что-то происходит, и она обязательно получит помощь. К примеру, пришло сообщение от девушки, которой было морально тяжело, ей в прямом смысле не хватало компании – погулять, поговорить. И другие девушки откликнулись. В общем, у нас из «Феминологов» какое-то сестринство, что ли, вырастает. Посмотрим, что будет дальше.
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ