Он классно звучит на любом языке

Джазовый фестиваль в приморской столице – неделя торжества интернационализма

16 нояб. 2017 Электронная версия газеты "Владивосток" №4234 от 16 нояб. 2017
13.jpg

Вся нынешняя неделя проходит во Владивостоке под знаком джаза – в 14-й раз в нашем городе проходит Международный джазовый фестиваль.

– Составляя программу нынешнего фестиваля, мы хотели показать все нюансы джаза – от авторской музыки до джазовых стандартов, – отметила Анна Алеко, директор Приморской краевой филармонии. – Очень радует то, что мы расширяем географию участников фестиваля. Уже традиционно у нас выступают коллективы из Франции, Японии (правда, следует отметить, что едва ли не впервые за 10 лет фестиваль остался без участников из США. – Прим. ред.), радуют своим искусством кубинские музыканты, и впервые свою музыку представляет коллектив Adam Pieronczyk trio. 
В январе в наш город с целью, так сказать, разведать, как в Приморье с культурной жизнью, приехал директор Польского культурного центра в Москве Дариуш Клеховский. Узнав, что во Владивостоке проводится джазовый фестиваль, сразу же загорелся идеей привезти польских музыкантов. Замечу: получив информацию о том, что к нам едут поляки, в филармонию с предложением привезти на 14-й фестиваль своих музыкантов обратились Словакия, Норвегия и Германия.
– Для поляков, скажу честно, Владивосток звучит экзотично, и многие уверены, что здесь жуткая провинция и ничего не происходит, – добавил Дариуш Клеховский. – Но когда я приехал в ваш город и ощутил его ритм, сразу понял: он совершенно особенный. Кстати, вот еще что показательно: стоило мне только сказать музыкантам, что мы хотим предложить им поучаствовать в фестивале во Владивостоке, как они тут же согласились. И им, между прочим, завидуют коллеги.

О том, что музыканты из разных стран мира охотно едут во Владивосток, рассказала и Елена Никитина, директор «Альянс-Франсез Владивосток».
– Помню, как на один из первых джазовых фестивалей приехали представители посольства Франции, чтобы посмотреть, как он проходит, полные ли залы, ну и решить, стоит ли привозить сюда французских музыкантов, – говорит Елена Никитина. – И когда они увидели, какая атмосфера царит в зале, с каким восторгом и благодарностью принимает публика концерты, все сомнения у них просто испарились. С тех пор французские джазмены участвуют в фестивале фактически каждый год. Публика знает: французский джаз – гарантия качества. В этом году мы представляем классический джаз-коллектив Jeremie Ternoy trio, сочетающий традиции Франции и США. Уверена: публика будет в восторге.
Открыли нынешний, 14-й по счету фестиваль джаза во Владивостоке известнейшие российские джазмены Мариам и Армен Мерабовы. 
– 10 лет назад, в 2007-м, мы были участниками фестиваля, и нас просто покорила публика: как нас встречали! Мы буквально влюбились во Владивосток и, памятуя о той дивной атмосфере концерта, с удовольствием приняли предложение приехать в этом году. Тем более что у нас здесь много друзей-музыкантов, – сказала Мариам Мерабова. 
– Отмечу, что выступление в вашем городе стало для нас знаковым. После него мы стали гораздо чаще выступать в дуэте, – добавил Армен. – И опять мы приехали во Владивосток вдвоем, но надеемся, что когда-нибудь приедем со своим коллективом «Мирайф», который разросся до творческой лаборатории. У нас много программ – есть с духовой секцией, есть авторский инструментальный джаз, есть советские песни… 
Программу нашего выступления на 14-м фестивале мы долго и упорно обсуждали с дирижером Дмитрием Бутенко, уговаривая его решиться на исполнение некоторых нетипичных для джаза произведений. Хорошо, что есть соцсети. Если бы мы общались по телефону, то разорились бы, поскольку обсуждали программу часами, до самых последних нот.
– В ваш первый приезд во Владивосток вы рассказывали о своем проекте «Джаз на русском». Исполняете ли вы сейчас джазовые композиции на русском языке?
– Вот об этом мы и говорили с Дмитрием, – воскликнула Мариам Мерабова. – Джаз на русском – это такой мостик в сознание людей, которые делят музыку по языковому принципу, а это неправильно. Когда выступает Ришар Бона и поет на камерунском, все слушают в полном восторге, словно понимают камерунский. А когда ты говоришь, что будешь петь джаз на русском, тут же возникают надутые губки: «Ну что вы, ну это уже не джаз…» Да почему? Конечно, если вы не умеете исполнять качественно, то уже действительно не джаз…
– Разумеется, как джазовые музыканты мы варились в американской музыке – джаз-то оттуда пошел, – добавляет Армен. – Но когда взрослеешь, то начинаешь понимать: есть своя родная музыка и она ничуть не хуже, и только от тебя зависит, как ее играть. 
– А какие люди ее создают! – восхищается Мариам. – Вот в джазовых кругах – к сожалению, не в широких музыкальных – была очень известна вокалистка Татьяна Боева, одесская певица, солистка оркестра Олега Лундстрема, она выстраивала мостик к русскому языку в джазе… Или Людмила Гурченко, которая записала «Грустную пластинку» с Михаилом Окунем… Там нет градации: вот это на русском, а это – джаз. Там все – джаз. Ты слушаешь и живешь этой музыкой, перестаешь ее делить. Это вообще ерунда полная – слушать музыку умом, ее надо слушать сердцем.
Всем известна песня «Есть только миг», ее затерли чуть не до дыр, а меж тем это же дивная босанова! Красивейшая мелодия. И таких композиций очень много.
Или песня Алмаза Монасыпова «А любовь-то лебедем», которую исполняла Валентина Толкунова… Алмаз обожал джаз, писал джаз, и эта композиция джазовая, там такой драйв! Одно удовольствие исполнять… 
– Мариам, вы много работали как бэк-вокалистка – например, у Димы Билана на его выступлении на «Евровидении»…
– И горжусь этим. Бэк-вокал – сложнейшая история и испытание для настоящего профессионала. Лучшие певицы, которых знаю, и у нас, и за рубежом прошли эту школу, – говорит Мариам. – Но я соглашаюсь на предложение поработать в бэкграунде только когда исполнитель мне нравится. Так было с Димой Биланом, Дмитрием Колдуном, Ани Лорак и многими другими. Так, я два года выступала с Николаем Носковым – сотрудничество с этим мастером стало для меня откровением.
Почему-то у нас в стране нет таких концертов, как, например, в Штатах, когда Уитни Хьюстон и Чака Хан, две суперзвезды, пели в одном концерте, по очереди солируя и становясь на бэк-вокал. Это было невероятно! 
Вот было бы здорово, например, если бы такие дивы, как Алла Пугачева и Лариса Долина, сошлись на одной сцене и сначала бы Алла Пугачева пела, а Лариса была бы у нее бэк-вокалом, а в следующем номере – наоборот. Жаль, у нас такое не практикуется…

  

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ