Вплоть до атомных ледоколов

Приморье становится центром российского судостроения, специализированным «под Арктику»

15 нояб. 2017 Электронная версия газеты "Владивосток" №4233 от 15 нояб. 2017

Уже сегодня верфи региона готовят флот для добычи и транспортировки нефти и газа в самых труднодоступных точках планеты: в Арктике и на севере Сахалина. На заводе «Звезда» в Большом Камне строятся пять крупнотоннажных судов, а портфель заказов Дальневосточного центра судостроения и судоремонта (ДЦСС) заполняется до 2035 года.

О состоянии дел на предприятии и в российской и мировой профильной индустрии рассказал Юрий Фильченок, генеральный директор ДЦСС, ставший гостем авторской программы «Разговор с Андреем Калачинским» на радио «Лемма».
Большие инвестиции в Большой Камень
ДЦСС сегодня объединил судоремонтные и судостроительные ресурсы всего Дальнего Востока от Хабаровского края до Камчатки. В Приморье, в Большом Камне, ведется строительство гражданского сектора завода «Звезда», который является одним из крупнейших в России инвестиционных проектов (общая стоимость инвестиций только в производство составляет порядка 140 млрд рублей).  
– Сегодня на верфи в стадии строительства находятся пять объектов, – рассказал Юрий Фильченок. – Мы создаем четыре ледокола-снабженца по заказу НК «Роснефть» и плавучий док для одного из государственных заказчиков. Работа в уже открытых цехах ведется в три смены. Еще целый ряд цехов предстоит запустить.
Кроме этого, по словам гендиректора ДЦСС, на данный момент предприятие подписало контракты на строительство десяти танкеров типа «Афрамакс» для компании «Роснефтефлот». Также подписан контракт на создание крупнотоннажных судов типа танкер-челнок – это специализированные суда для перевозки нефти в тяжелых арктических условиях, способные преодолевать ледовую зону и вывозить нефтегазовую продукцию на «чистую» воду. 
Кроме того, ведется предконтрактная работа еще по 30 судам, которые должны обеспечить разведку и освоение российской Арктики и дальневосточных морей. 
– В целом имеется потребность на строительство более 180 судов, – отметил Юрий Фильченок. – До недавнего времени океанские суда такого размера строились только за границей. Причина проста: судостроительные мощности такого калибра в России отсутствовали. 
«Голиаф» виден даже с Шаморы
Верфь в Большом Камне начала производственную деятельность в сентябре 2016 года, когда открылись первые два цеха. В нынешнем году был сдан тяжелый достроечный стапель, оснащенный крупнейшим в России судостроительным краном под названием «Голиаф». Пролет крана составляет 230 метров, грузоподъемность – 1200 тонн, а высота подъема – 98 метров. Его металлические балки, окрашенные в желтый цвет, хорошо просматриваются с пляжей Шаморы. 
– «Голиаф» привезли еще в мае по частям на четырех разных судах, – рассказал гендиректор ДЦСС. – На судостроительных заводах нашей страны грузоподъемность подобных кранов обычно составляет около 500 тонн. «Голиаф» способен поднимать в два раза больший вес. Это один из самых мощных кранов в мире и самый мощный в России. Однако мощность для нас была не самоцелью, а производственной необходимостью. Предприятие специализировано под постройку океанских судов. Экономически целесообразно для таких габаритных корпусов использовать большие краны. Тяжелый достроечный стапель позволяет это делать. 
По словам Юрия Фильченка, всего на «Звезде» будет построено более 30 цехов. Строительство всей верфи разбито на две очереди. Первая – это собственно завод и производственные объекты, которые будут сконцентрированы вокруг тяжелого достроечного стапеля. Все они на данный момент находятся в стадии строительства. Планируется, что первая очередь будет сдана к 2020 году. 
Вторая очередь предполагает создание инфраструктуры для строительства судов еще более огромных размеров. 
Центральный объект второй очереди – сухой док. Он станет крупнейшим в России. Длина его составит 485 метров, ширина – 114 метров, глубина – почти 14 метров. В настоящее время объект активно возводится.
Планируется, что вторая очередь будет сдана в 2024 году. 
– Вокруг двух верфей в Большом Камне будет построен целый ряд предприятий, которые обеспечат поставки оборудования для судов. Прежде всего винторулевых колонок, электрического оборудования и прочего, – перечислил Юрий Фильченок. – Для этих целей здесь формируется судостроительный кластер. Сегодня уже созданы четыре предприятия кластера. Они находятся в стадии подготовки строительной документации для начала закладки заводов. 
А вот судовые двигатели, скорее всего, останутся привозными. 
– Судовые двигатели – это очень сложный инженерный продукт, – пояснил гендиректор ДЦСС. – Что он собой представляет? Во-первых, по габаритам судовой двигатель можно сравнить с пятиэтажным домом. Внутри этот «дом» сверху донизу начинен различными деталями, работающими механизмами, электроникой. Во-вторых, изготовителей такой продукции в мире не так много. В России есть всего два или три профильных завода. В-третьих, надо еще отдельно разобраться с логистикой. 
  У Приморского края есть огромное географическое преимущество: мы находимся на экономически выгодном расстоянии от Китая, Южной Кореи, Японии – стран-экспортеров главных энергетических установок. Мы можем воспользоваться удобной логистикой и доставлять двигатели морским путем. В любом случае закупки будут проходить через конкурсную процедуру, в которой наравне с иностранными компаниями будут участвовать и отечественные производители. 
Покажем ледовый класс
Основным отличием завода «Звезда» в Приморье является его специализация – он ориентирован на выпуск судов тяжелого ледового класса для работы в северных морях и на севере Сахалина. 
– При проектировании наших верфей использовались наиболее удачные тенденции и примеры, которые реализованы на верфях как в АТР, так и на севере Европы, – отметил Юрий Фильченок. – Наш базовый проект собрал лучшие решения в этой области – с учетом того, что наши суда будут работать в условиях Северного морского пути, проекта Ямал-СПГ. Чем дольше они смогут осуществлять деятельность в такой суровой акватории, тем эффективнее и выгоднее они для наших нефтегазовых компаний, которые осваивают лицензионные участки на севере Охотского моря и так далее. Суда усиленного ледового класса, как правило, должны обеспечивать движение во льдах толщиной более 70 сантиметров. В Арктике, куда направится наш флот, толщина льда два метра и более, и наш флот должен быть к этому готов. В этом плане Россия является лидером, и наши азиатские партнеры имеют серьезные виды на сотрудничество. Поэтому специализация верфи – серьезная фишка ДЦСС. 
По словам гендиректора центра, в компетенции предприятия и строительство атомных ледоколов. 
– С возведением сухого дока мы станем одним из немногих предприятий России, способных построить самый перспективный на данный момент ледокол «Лидер». Сейчас его проектируют специалисты из Санкт-Петербурга, – рассказал он. 
Сегодня ДЦСС, взяв курс на передовые технологии и решения, сотрудничает с мировыми лидерами судостроения. 
– По мере появления новых проектов судов мы входим в партнерство с нашими иностранными коллегами, – отметил Юрий Фильченок. – В частности, южнокорейская компания Hyundai Heavy Industries является мировым лидером по строительству судов для перевозки нефти и газа. Заключив контракты на строительство танкеров типа «Афрамакс», мы создали совместное предприятие с этой компанией и активно работаем по проектированию судов для приморской верфи. Более того, наши суда обладают «зеленым классом» экологической безопасности. То есть они имеют крайне низкие показатели по загрязнению окружающей среды, по выбросам в атмосферу. Достигнуть «зеленого класса» нам помогли современные технологии. В их основе – использование в качестве топлива сжиженного природного газа. 
Также ДЦСС создал совместное предприятие с нидерландской судостроительной компанией «Дамен». В партнерстве с ними возводятся четыре судна-снабженца высокого ледового класса, которые обеспечат работу разведочных платформ на российских северах. 
Умножение на два
Проект ДЦСС выполняет также и социальную роль в развитии территории. 
– В целом проект, который мы реализуем в Большом Камне, должен создать 7,5 тысячи рабочих мест до 2024 года, – подчеркнул Юрий Фильченок. – С учетом создания судостроительного кластера это число можно спокойно умножать на два. 
Сегодня население Большого Камня составляет 45 тысяч человек. Иными словами, понадобятся рабочие руки. Чтобы массово привлечь специалистов из других городов и районов края, а также из других регионов страны, ДЦСС реализует серьезную программу по строительству жилья. Этот проект находится под контролем у двух вице-премьеров российского правительства – Дмитрия Рогозина и Юрия Трутнева. Также со стороны НК «Роснефть» программу курирует лично глава компании Игорь Сечин. 
– На данный момент мы сдали два жилых дома в пятом микрорайоне Большого Камня, – сообщил гендиректор ДЦСС. – Первый дом уже заселен, второй заселяется. В стадии строительства находятся 16 домов, расположенных в шестом микрорайоне города. И еще в пяти микрорайонах решены вопросы с выделением земли и планом размещения объектов. Финансирование проекта ведется за счет специализированных федеральных фондов. Мы активно возводим жилые здания и уверены, что всех сотрудников верфи обеспечим комфортными квартирами. 
Очевидно, что город в перспективе будет расти и, естественно, потребуется модернизация городских инженерных сетей – электрических, инфраструктурных и так далее. Сегодня они рассчитаны на определенное потребление, но что будет, если население муниципалитета удвоится? Поэтому в Большом Камне сегодня наравне с программой строительства жилья формируется и выполняется программа по реконструкции городских сетей. На эти цели государством выделено более 3 млрд рублей. Мало кто знает, но недавно в Большой Камень пришел природный газ. Первая котельная на этом виде топлива уже работает. 
Однако одним из главных факторов привлечения рабочих является уровень заработной платы. По словам руководителя предприятия, средний заработок на «Звезде» на 25 процентов превышает средний заработок в приморской столице. Более того, на заводе выстроена понятная программа повышения квалификации для сотрудников. А чем выше квалификация, тем выше зарплата.

 

Автор: Евгений СИДОРОВ