До новой корейской войны дело не дойдет?

Если у противоборствующих сторон хватит благоразумия

15 нояб. 2017 Электронная версия газеты "Владивосток" №4233 от 15 нояб. 2017

О том, как скажется этот визит на международной обстановке и какой развязки нам ждать, корреспондент «В» попросил рассказать заведующего отделом Кореи и Монголии Института востоковедения РАН, профессора Академии военных наук РФ и доцента кафедры востоковедения МГИМО, кандидата исторических наук Александра Воронцова.
– Александр Валентинович, вы один из ведущих корееведов в нашей стране, работали дипломатом в этом взрывоопасном регионе, поэтому как никто другой можете дать оценку переговорам Трампа в Токио, Сеуле, Пекине и Дананге. К чему они ведут – к миру или к войне?
– За этим визитом пристально следили во всех заинтересованных странах, оценивали все выступления Трампа, его риторику, угрозы в отношении Северной Кореи и предложения по поиску путей выхода из кризиса. Вряд ли это турне станет судьбоносным, но определенные подвижки в политическом противостоянии США и КНДР наверняка произойдут. Особенно внимательно за всеми речами следили в Пхеньяне. И в окружающих странах уже ждут реакции северокорейского лидера.
Конечно, Трамп собирает союзников и хочет узнать мнение своих азиатских коллег по поводу возможного свержения режима в КНДР. Обратите внимание, что в Японии и Республике Корея он выступал на американских военных базах. И в каждой из четырех стран речи Трампа имели свою тональность. 
Рядом с консерватором Синдзо Абэ, премьер-министром Японии, он был жестким, звучали воинственные призывы к завершению периода «стратегического терпения», необходимости решительных действий против режима Ким Чен Ына. 
В Сеуле Трамп, зная, что значительная часть южнокорейского общества и президент Мун Джэин категорически против военного решения конфликта, смягчил свою позицию. На фоне манифестаций, митингов протеста против войны и собственно его визита президент США стал говорить о возможности диалога с Пхеньяном. Ведь, если что случится, в первую очередь и в большей степени пострадает не Америка, а юг Кореи.
 В Пекине он пытался оказать давление на председателя КНР Си Цзиньпина. Чтобы Китай принял сторону Америки, чтобы не вмешивался в конфликт на стороне своего соседа в случае начала военного противостояния, чтобы оборвал торговые, экономические, финансовые и гуманитарные связи, чтобы надавил на Пхеньян. Си Цзиньпин высказался в пользу «координации действий по вопросам Корейского полуострова». Но, как всякий восточный политик, не дал прямого ответа о поддержке той или другой стороны.
– Вы предвосхитили мой следующий вопрос. Если начнется война, выступит ли Китай на стороне Северной Кореи?
– В Вашингтоне очень хотят, чтобы Пекин сдал Пхеньян, не вступился за него в случае развязывания большой войны. Кстати, на сегодня между этими союзниками, КНР и КНДР, накопилось много трений.
Одни эксперты считают, что Поднебесная уступит давлению Америки, дабы сохранить свои международные торговые связи и финансовые вложения в Штатах. Однако Китай, как и Россия, уже и так присоединился к санкциям в отношении КНДР, сократив до минимума торговлю с ней и заморозив в своих банках северокорейские счета. 
Другие аналитики категорически отрицают нейтралитет Китая. Почему? США хотят уничтожить режим чучхе на корню и присоединить север Кореи к югу по примеру слияния ФРГ и ГДР. Это даст американцам возможность разместить свои военные базы на севере полуострова у границ с Китаем и Россией. Тогда их противоракеты получат возможность по кратчайшей траектории сбивать на взлете межконтинентальные баллистические ракеты (МБР). В большей степени китайские, поскольку до ближайших российских в Сибири им не дотянуться. Но ведь они могут разместить на границе еще и собственные ударные ракетные группировки. И необязательно с ядерными боеголовками, это могут быть и крылатые ракеты. Время подлета до Пекина и Даляня, до Владивостока и Хабаровска сократится до нескольких минут. И это гораздо опаснее. В таком развитии событий не заинтересованы ни Китай, ни Россия.
– Как тогда может развиваться сценарий?
– Наиболее реально он выглядит так. Если первыми нападут США, как обычно вместе с кучей союзников – пушечным мясом, то Народно-освободительная армия Китая выступит на стороне соседей. Если агрессором станет Северная Корея, то китайцы объявят о своем нейтралитете. Об этом недавно писала англоязычная газета «Дейли Чайна», которая считается рупором властей Поднебесной для западного мира. 
Но сколько раз воевала КНДР за шесть последних десятилетий? Ни разу. А сколько раз за это же время воевала Америка, не считая участия в организации всевозможных переворотов и «цветных» революций в третьих странах? Даже сам Пентагон собьется со счета. Да и дела у США на международной арене сейчас из рук вон. Америка жаждет победоносной войны, чтобы вернуть ускользающую роль мирового жандарма. Вот и считайте, кто может ударить первым.
Северокорейцы гарантированно не будут первыми наносить ядерный удар. Им это не нужно, страна и народ хотят мира и чтобы в их дела не вмешивались. Свое вооружение Пхеньян развивает как средство самообороны, понимая, что если не будет обладать ядерным оружием и средствами его доставки, то КНДР просто не станет. Примеров множество: Ливия, Ирак, Югославия, Гренада, другие страны.
Но именно поэтому и сама Америка не рискнет сейчас нападать на суверенное государство. Ведь в Вашингтоне тоже анализируют ситуацию и уже просчитали, что через три-четыре года КНДР создаст ракетный носитель, который сможет доставить ядерный боезаряд до Сиэтла, Сан-Франциско, Лос-Анджелеса и Сан-Диего, не говоря уже о военных базах на Гуаме и Гавайях. Поэтому началась переоценка допустимых собственных потерь. В случае полноценной войны они выглядят неприемлемыми. Потери американского экспедиционного корпуса составят до 100 тысяч человек, южнокорейская армия потеряет до полумиллиона солдат и офицеров, не считая гибели 2,5 млн мирных жителей Инчхона, Сеула и его пригородов. Понятно, что в КНДР будет в два-три раза больше погибших и раненых и что эта страна прекратит свое существование. Но поставленная цель не стоит таких жертв. 
– Тогда чем же вызвано анонсирование очередных учений ВМФ США у берегов Восточной Азии с участием (беспрецедентный случай!) сразу трех авианосных групп?
– Очередное запугивание и наращивание военного давления. И, кстати, направлено оно не только против КНДР, жителей которой трудно напугать. Тут американцы заодно хотят показать свою силу союзникам и прочим потенциальным противникам в западной части Тихого океана. 
Впрочем, все стороны уже привыкли к жесткой риторике и громким заявлениям. И вряд ли стоит утверждать, что Пентагон стягивает силы к Корейскому полуострову для нанесения удара. В начале августа КНДР говорила о подготовке плана ракетно-ядерного удара по Гуаму в случае провокаций со стороны США, а Трамп, в свою очередь, подтвердил готовность США нанести превентивный удар по Северной Корее. Но и тогда перепалка со взаимными угрозами не переросла во вторую корейскую войну, где победителей не будет. 
А что касается участия в уже стартовавших маневрах сразу трех авианосцев – Ronald Reagan, Nimitz и Theodore Roosevelt – с кораблями сопровождения, то и здесь нет ничего удивительного. В свое время, после первых ядерных испытаний КНДР, Билл Клинтон тоже объявлял о подготовке к войне и стягивал к югу Корейского полуострова сразу шесть авианосных групп. Но и тогда не дошло до горячей фазы. А к концу своего второго президентского срока он активизировал переговоры между Вашингтоном и Пхеньяном. Состоялись визиты друг к другу на уровне вице-маршала КНДР и госсекретаря США. Для установления нормальных отношений Клинтону не хватило времени, а сменивший его Буш тут же сменил и отношение Америки к Северной Корее.
– А возможны ли прямые переговоры лидеров США и КНДР?
– Теоретически да. Особенно если учитывать непредсказуемость Трампа.
– Может ли Ким Чен Ын блефовать по поводу наличия у него ядерного оружия и средств доставки?
– Скорее всего, у северян есть несколько ядерных зарядов. Есть несколько ракет дальнего радиуса действия в стадии испытаний. Вряд ли они имеются в достаточном количестве для нанесения массированного удара. Но одна или две ракеты до Гуама долетят. А вот обычного вооружения, пусть и устаревшего, у КНДР с избытком. Боеприпасов хватит, чтобы стереть с лица земли Сеул. Даже если США нанесут превентивный удар, они не смогут уничтожить всю артиллерию и системы залпового огня КНДР у 38-й параллели.
– Насколько верны гипотезы, что свои МБР Пхеньян оснастил двигателями, созданными на основе документации украинского РД-250 от завода «Южмаш»?
– Это всего лишь версии американских СМИ, впрочем, они могли основываться на данных разведки США. Доказать трудно. Хотя многие западные эксперты не сомневаются, что в свое время украинцы продали секреты потенциальному противнику США. Такие вот союзники.
– И последний вопрос: может ли Россия стать посредником в переговорах между Вашингтоном и Пхеньяном?
– Москва всегда призывала к диалогу, называя путь военной конфронтации тупиковым. Мы готовы вернуться к шестисторонним переговорам с участием обеих Корей, Японии, Китая, Америки и России. Можем предоставить площадку для двусторонних встреч (вспомните, что Ким Ир Сен и Ким Чен Ир не боялись приезжать в нашу страну через Приморье). Россия и сейчас чуть ли не единственная страна, которой доверяет КНДР. 
Но в диалоге должны быть заинтересованы все ответственные страны региона. И при этом необходимо прекратить угрожать и унижать друг друга. Только в этом случае возможен мир на Корейском полуострове.
– Большое спасибо за интервью от имени читателей «В» – жителей единственного граничащего с КНДР российского региона.
– И вам спасибо за беседу.

Справка «В»

У берегов Республики Корея в эти дни проходят учения с участием трех американских авианосцев, сообщает официальный сайт Пентагона. На верхней палубе и в ангарах авианесущих кораблей находится порядка двухсот самолетов и вертолетов, конвертопланов и беспилотных летательных аппаратов. Их сопровождают более десяти надводных кораблей и большая атомная подводная лодка ВМС США. В территориальных водах РК к ним присоединились два южнокорейских эскадренных миноносца.

Автор: Николай КУТЕНКИХ