Статус подскажет багаж
Туристы жалуются на таможенников. А таможенники – на «помогаек»
Время расцвета челночного бизнеса давно кануло в Лету. Это в 90-е годы граждане мотались в приграничный Китай и обратно с товарами на продажу, закрывая огромную брешь в постсоветской экономике, неспособной удовлетворить спрос на потребительские товары. Но в наши дни, когда прилавки забиты вещами на любой вкус и кошелек, а Интернет позволяет сделать покупку в любом уголке мира, «помогайки» еще востребованы.
Более того, умирающий, казалось бы, бизнес умудряется еще и устраивать коллапс на таможенных пунктах – фактами о многочасовых очередях автобусов и грузовых автомобилей перед границей приморцев периодически пугают местные СМИ.
Туристы обвиняют «наследников Верещагина» в явной неспешности при осмотре багажа и грузов. Из-за чего, по мнению граждан, на границе образуется автомобильный коллапс. Таможенники, в свою очередь, ссылаются на попытки граждан ввести товары из-за границы буквально в промышленном масштабе, но под грифом «для личного пользования» и без уплаты соответствующих платежей. Досмотр таких грузов стопорит работу таможен, что и вызывает нарекания туристов, в том числе иностранных.
Недавно корреспондент «В» побывал на границе с Китаем, чтобы изнутри познакомиться с работой пункта пропуска «Пограничный» Уссурийской таможни и самому разобраться в сложившейся ситуации.
В раздувании конфликтов обвинили челноков
Зона деятельности Уссурийской таможни – вся сухопутная граница Приморского края, это около 900 км границы с Китаем и порядка 14 км – с Северной Кореей. На территории, подведомственной таможне, находится девять таможенных постов. Два внутренних – Арсеньевский и Уссурийский, остальные располагаются в пунктах пропусков на границе. Самый большой таможенный пост на автомобильном пункте пропуска «Пограничный», соседствующий с китайским городом Суйфэньхе.
Ежедневно через этот пункт пропуска проходит до пяти тысяч человек. Это 32 автобуса из России в Китай и столько же – в обратном направлении. Плюс 130 грузовых автомобилей. В день визита корреспондента «В» на пункте пропуска «Пограничный» работали четыре таможенных инспектора. Только что из Китая прибыли два автобуса, поэтому туристов было много. Многие волокли огромные сумки, коробки, баулы. Это челноки. Когда у граждан, обремененных багажом, явно несовместимым с туристическим статусом, таможенники пытаются узнать, зачем им, к примеру, 80 одинаковых кепок, то многие из них ведут себя неадекватно. Отказываются давать пояснения, скандалят, хамят сотрудникам таможни, устраивают сидячие забастовки, надеясь на поддержку остальных туристов. Такие представления отнимают много времени, стопорят стандартные таможенные процессы, что ведет к скоплению огромных многочасовых очередей, в которых люди вынуждены дожидаться окончания разборок. На это, собственно, и рассчитано: таможенники, обеспокоенные загромождением и без того непросторных площадей, могут в спешке и пропустить челнока с недозволенным грузом.
Между тем если в автобусе возвращаются в Россию обычные туристы, не загруженные под завязку, как «помогайки», то на его обслуживание таможенными инспекторами уходит не более 20 минут.
– Представьте себе, что было бы с вами, если бы в аэропорту Сеула вы дерзко ответили сотруднику таможни. Вас бы тут же отправили в обезьянник. Без вариантов. А у нас люди могут позволить себе не просто вызывающее, а даже хулиганское поведение. Потому что чувствуют себя безнаказанными. Организаторы коммерческих туров в Китай известны. Они полагают, что дают людям возможность заработать, поскольку с работой сейчас тяжело. Но я считаю их доводы неубедительными. Проблемы с трудоустройством – не повод нарушать закон, – заявил корреспонденту «В» начальник Уссурийской таможни Николай Лощинин.
В нынешнем сезоне самый востребованный товар, ввозимый в Россию, это пуховики. Они легкие, но занимают много места, поэтому количество сумок у челноков возрастает. Чтобы обеспечить регламентируемый законом контроль груза (вскрыть багаж, пересчитать товар, если надо, взять объяснение), необходимо потратить больше времени, чем обычно, поясняет Николай Лощинин. Это задерживает прохождение таможенного контроля, скапливается очередь – отсюда нервные срывы и жалобы во все инстанции, мол, таможня лютует, намеренно затягивает осмотр вещей. Интересно, что служебные проверки показывают: инициаторы подметных обращений и звонков начальству – либо сами челноки, либо их «работодатели».
За день трижды пересек границу
Еще несколько лет назад на туристические поездки в Китай существовало ограничение: не более двух раз в месяц. Сейчас этот барьер снят. И виза на кратковременное пребывание в Поднебесной нынче не требуется, чем не преминули воспользоваться многие наши предприимчивые соотечественники, превратив туризм в индивидуальный бизнес. Сегодня большинство россиян отправляются в китайские города Суйфэньхе или Хуньчунь, соседствующие с Приморьем, отнюдь не за местной экзотикой, которой там, кстати, не так уж и много. А за недорогим ширпотребом и репликами известных марок для последующей их реализации на российских рынках или в бутиках. Разрешенная весовая квота – не более 50 кг на человека.
Низкая стоимость туристической путевки, а также возможность перемещаться через пункты пропуска на рейсовом автобусе самостоятельно позволяют «путешествовать» в Китай за товаром несколько раз в месяц. И это еще не рекорд.
Как рассказал Николай Лощинин, на пункте пропуска «Пограничный» был зафиксирован случай, когда человек пересек границу трижды за один день, чтобы вывезти весь закупленный в Китае товар.
– Инспектору изначально понятно, с кем он имеет дело: с обычным туристом или с бизнесменом, который везет десять свадебных платьев и еще утверждает, что купил их для себя. Но если человек документально подтвердит, что 30 пуховиков он действительно привез для себя, для семьи, для своих друзей в подарок, то этот товар будет оформлен и выпущен на территорию России беспошлинно, – уверяет полковник таможенной службы.
И замечает: какие бы очереди ни выстраивались, таможенники выполнят полностью регламент контроля груза. Не стоит надеяться, что скопление большого числа людей вынудит специалистов сократить процедуру. И этому есть причина: необходим заслон запрещенным товарам. Например, в прошлом году сотрудники таможенного поста «Пограничный» задержали российского туриста, возвращавшегося из Китая с наркотическим веществом. Причем он не прятал наркотики на теле в потаенных местах. Видимо, надеясь на невнимательность таможенников, мужчина попытался пронести на территорию России две коробки, по 20 кг каждая, набитые синтетическим наркотиком. Но не получилось – зря нарушитель полагал, что, устав от очередей и массы народа, таможенники потеряют бдительность.
Комфортность усилили видеокамерами
Частоту перемещения через границу отдельно взятого туриста таможенники отслеживают по паспорту человека, где ставятся отметки о посещении иностранного государства. Слишком активные пилигримы, да еще с большим количеством багажа, естественно, вызывают подозрение. Тем не менее сегодня нет необходимости осматривать все тюки, коробки и чемоданы, которые везут туристы из Китая. Это бесцельная работа, которая отнимает время и ресурсы. Сегодня таможня переходит на выборочный контроль, и такая схема работы уже демонстрирует убедительные результаты.
Только в этом году в регионе ответственности Уссурийской таможни возбуждено 78 уголовных дел, а также 1431 – по статьям Административного кодекса РФ. Причем половина из административных дел возбуждена в отношении граждан, пытавшихся провезти через границу незадекларированный товар коммерческого назначения.
В результате проверок соблюдения участниками внешнеэкономической деятельности валютного законодательства РФ выявлено 160 нарушений на сумму 934,25 млн рублей, что почти в два раза больше, чем год назад. Остается только порадоваться за успехи таможенников, но не за их рабочее место.
Зона таможенного контроля таможенного поста «Пограничный» – не более 50 кв. метров. Для такого ежедневного наплыва туристов помещение крайне тесное и некомфортное, мягко говоря. По сравнению с соседним китайским пунктом пропуска в городе Суйфэньхе здание нашего поста – сарай, да простит меня за резкость руководство Дальневосточного таможенного управления. Правда, по словам начальника Уссурийской таможни Николая Лощинина, в ближайшем будущем для таможенного поста «Пограничный» планируется возвести новое здание, соответствующее современным требованиям. Чтобы за державу не было обидно. И стыдно.
И то сказать, только за этот, еще неполный год вклад Уссурийской таможни в госказну составил 5 млрд рублей в виде пошлин, налогов и штрафов. Сумма астрономическая, но отдача для таможни нулевая. Если не считать видеорегистраторов, которыми «вооружили» таможенных инспекторов, чтобы камеры фиксировали их контакты с туристами. И в случае чего помогли разобраться в конфликтных ситуациях.
Куртка не по фигуре вызывает подозрение
Примечательно, что китайские туристы в своей массе почти не вывозят из России незаконные грузы тоннами. Зафиксированы случаи попытки вывоза в Поднебесную дереватов и культурных ценностей, но чаще всего граждане КНР везут в качестве гостинцев из Приморья местные продукты питания. По их мнению, они вкуснее китайских аналогов и не содержат вредных ингредиентов. Еще китайцы скупают российскую косметику и украшения из драгоценных металлов, но все товары – только для личных потребностей.
– Если гражданин КНР купил товар в единичном экземпляре, то мы не спрашиваем у него чеки. Но, когда большая коробка забита косметикой, соответственно, возникает вопрос, для чего туристу такое количество однородного товара. У нас были зафиксированы факты, когда иностранцы под видом товаров для личного пользования пытались провези коммерческие партии, – рассказала заместитель начальника пункта пропуска «Пограничный» Уссурийской таможни Елена Трофименко. – Людей, которые везут незадекларированные товары для коммерции, таможенники вычисляют, что называется, по запаху, и по поведению. Как правило, эти люди волнуются, нервничают, понимая, что нарушают закон. Тем самым они себя выдают. Если контрабанду пытаются провезти на себе, то здесь помогает опыт инспекторов. Они видят нехарактерное движение одежды, под которой спрятаны какие-либо предметы. Или человек двигается не так, как обычно. Или его куртка сильно топорщится. С таким человеком инспектора работают отдельно.
Кстати
Инспектора таможенного поста «Пограничный» работают не только с физическими лицами, но и проверяют большегрузные фуры. И если вдруг возникли сомнения, что в автомобиле спрятан незадекларированный груз, то такую машину отправляют на индивидуально досмотровой комплекс (ИДК). Который работает по принципу рентгеновского аппарата, просвечивая корпус авто и его груз лучом. При этом водитель и оператор комплекса защищены от его вредного воздействия. И если результат «рентгена» будет отрицательным, то есть оператор ничего запрещенного не увидел на мониторе, то на осмотр фуры – с оформлением документов при пересечении границы – уйдет не больше 26 минут. За час через ИДК проходит не более трех автомобилей.
Подобных комплексов в Приморье три. Техника импортная и дорогостоящая, но за 10 лет эксплуатации она себя окупила. На сегодня это самый эффективный и самый быстрый способ выявления контрабанды, спрятанной в автотранспорте. Осмотр на комплексе проходят не все автомобили, что пересекают с грузом границу, а только по рекомендации инспектора, если он полагает, что в этом есть необходимость.
Автор: Сергей КОЖИН