Журналистская "липа"
Интересная ситуация складывается в российской журналистике: страна живет все хуже и хуже, многие россияне месяцами не получают заработную плату, бюджет весь в “дырках”, и приходится чуть ли не на коленях выпрашивать деньги у мировых финансистов, а газет, телерадиокомпаний становится все больше и больше. Аналогичная ситуация – и в Приморском крае.
Интересная ситуация складывается в российской журналистике: страна живет все хуже и хуже, многие россияне месяцами не получают заработную плату, бюджет весь в “дырках”, и приходится чуть ли не на коленях выпрашивать деньги у мировых финансистов, а газет, телерадиокомпаний становится все больше и больше. Аналогичная ситуация – и в Приморском крае.
Ну ладно, если деньги на новые СМИ прямо или через посредников идут из Америки или Южной Кореи (хотя, честно говоря, я не вижу в этом ничего хорошего), если собственной газетой или телерадиоканалом тешат себя “новые русские”, но ведь чаще деньги на все это идут из нищего бюджета. Нет денег на школы и больницы, на уголь и электроэнергию, на детские пособия и ветеранские льготы. На средства массовой информации – находятся. И обоснования – самые липовые, под дурачка. Дурачка от политики.
Состоялся у меня недавно с представителем столичного Национального института прессы разговор о ситуации в приморской журналистике. Интересный разговор, обстоятельный. И говорит мне московский представитель: у нас, в столице, сложилось мнение, что ваш Евгений Иванович все приморские средства массовой информации подмял. Я ему: и “Приморье”? И “Завтра России из Владивостока”? И “Далекую окраину”, “Красное знамя”, “Арсеньевские вести”? Их тоже что ли “подмял” приморский губернатор? Осекся было московский представитель, но тут же вновь в атаку: дескать, зато Наздратенко вас финансирует. И Наздратенко, говорю, и Дудник, и даже Черепков (хотя у него есть своя газета “Приморье”) – все они периодически оплачивают материалы, публикуемые в газете “Владивосток”, как, впрочем, и в некоторых других газетах, чтобы эти материалы дошли до максимально большего числа приморцев. И называется это информационным обслуживанием, которое широко применяется как в мировой, так и в российской журналистике.
И хотя у краевой администрации, так же, как и у краевой думы, нет своих газет (в отличие от российского правительства, Государственной думы, а также мэрии Владивостока и администраций других городов и районов Приморского края), тезис о “задавленности” приморской прессы с легкой руки некоторых противников Наздратенко широко гуляет не только по столице, но и по Приморью.
Недавно один известный приморский журналист и депутат долго рассуждал по радио о том, какой вред нанесет “единому информационному пространству России” созданное краевой администрацией “Общественное телевидение Приморья”. И ни слова о том, что буквально за несколько дней до своей передачи добрых полчаса умолял членов региональной комиссии по вещанию максимально быстро, в нарушение регламента рассмотреть вопрос о выдаче лицензии на радиовещание “Владивостокскому информационному центру”, учрежденному мэрией г. Владивостока. А как же тогда “единое информационное пространство России”, о котором так печется уважаемый депутат и журналист? Или то, что позволено владивостокскому мэру, не положено приморскому губернатору?
Депутату-журналисту вторит городская газета “Приморье” (один из ее учредителей – комитет по управлению имуществом владивостокской мэрии): “Ни копейки не получило и пресловутое “Общественное телевидение Приморья”, создаваемое в преддверии губернаторских выборов”. Но не хочет писать “Приморье” о том, что как раз накануне выборов владивостокского мэра создается городское радио, что немало денег истрачено на создание городского телевидения. Почему бы эти деньги, аналогично ситуации с “ОТП”, не истратить на другие, более важные для города дела, чем мэрское телевидение и мэрское радио? Но зачем это газете “Приморье” с ее ярко выраженной политической ангажированностью?
Или если поставлена перед журналистами хозяином задача, то можно распространять и откровенную “липу”?
Читаю в издаваемой депутатом краевой думы Владимиром Гильгенбергом газете “Далекая окраина” материал “Всем сестрам – по липовым серьгам” (этот материал затем появился и в “Красном знамени”): “Как заявил редактор газеты “Приморье” Л. Бельтюков, этой суммы (6,3 миллиона рублей. – В.Б.) достаточно, чтобы печатное издание тиражом в 200 тысяч бесплатно распространяемых экземпляров существовало безбедно в течение двух лет!”. Тиражом в 200 тысяч экземпляров иногда выходит как раз бесплатная газета господина Бельтюкова. Но если, по словам главного редактора “Приморья”, на такой тираж хватит суммы в 6,3 миллиона рублей, то, может, и “Владивостоку” хватит? Но разочаровали меня экономисты: лукавит, говорят, господин Бельтюков, не хватит 6 миллионов не то что на “безбедную” жизнь, но и на нищенское существование. И расчеты мне на стол: если выпускать газету 1 раз в неделю, то лишь на бумагу и типографские расходы за 2 года понадобится 3 млн. 120 тысяч рублей (а еще доставка, зарплата, налоги, техника и многое-многое другое, без чего невозможен выход газеты). Если же выпускать газету 3 раза в неделю, то тех 6,3 млн. рублей не хватит даже на бумагу и типографию.
Вот и возникает вопрос: либо главный редактор “Приморья” не знает, сколько денег нужно на издание 200-тысячной газеты, либо сознательно вводит в заблуждение депутатов краевой думы?
Но и дума сама порой, сознательно или нет, но вводит в заблуждение своих избирателей. Вот, к примеру, ее пресс-центр сообщает, что выпуск газеты “Вестник Находкинской думы”, как подсчитали думские специалисты, “будет обходиться в 3 раза дешевле, чем публикация городских законов в других средствах массовой информации”. Ну явная “липа”! Не может быть такого. Или еще те специалисты работают в Находкинской думе. А может, в бюджете Находки так много лишних денег, что мало стало депутатам пользующейся популярностью газеты “Находкинский рабочий”, создали свой “Вестник”. Кстати, одна страница в “Находкинском рабочем” по самым крутым рекламным расценкам стоит 8 тысяч рублей, но главный редактор “НР” Анатолий Табачков предлагал местным депутатам существенные скидки – до 5 тысяч за разворот; ниже не может, так как есть такое понятие, как себестоимость. Отказались, решили обзавестись собственной газетой с тиражом 13 тысяч экземпляров – по аналогии с “Находкинским рабочим”. Но ведь “НР” издается за свои, заработанные деньги, а “Вестник” – за счет нищего городского бюджета, за счет налогоплательщиков.
Пресс-центр краевой думы с гордостью сообщает: “Вестник Находкинской думы” стал первой парламентской газетой всего Приморского края”! Значит, не последняя это депутатская газета, еще будут? И после этого наши уважаемые депутаты не могут найти деньги на зарплату бюджетникам, на льготы ветеранам, на больницы и школы, на многое-многое другое. Нет, говорят, в бюджете денег. Но на “первую парламентскую газету всего Приморского края” деньги нашлись.
Кстати, в свое время депутаты ЗАТО г. Большой Камень тоже решили издавать в городе свою газету. Так вот: только за 5 месяцев из нищего большекаменского бюджета на нее ушло 158 тысяч рублей, по 7 тысяч на номер – это при тираже всего лишь в 1200 экземпляров.
Заканчивается июль, но в крае до сих пор нет утвержденного на этот год бюджета – депутаты краевой думы внимательно рассматривают каждую статью расходов, чтобы снизить дефицит бюджета. И это правильно – жить нужно по средствам. И стране, и краю, и городам с районами.
Но вот на очередном заседании бюджетной комиссии краевой думы стало известно, что во Владивостоке только на финансирование средств массовой информации выделено 20 миллионов рублей. И один из депутатов прочерепковского блока “Наш город”, очень активно добивающийся строжайшей экономии краевого бюджета, предложил не обращать внимания на эту гигантскую не только для городского, но и для краевого бюджета сумму. Да и понятно, ведь именно городская газета “Приморье” обеспечивала активнейшую предвыборную кампанию депутатов “Нашего города”, как и кампанию за группу кандидатов накануне не состоявшихся в июле выборов городской думы.
Если же депутаты от блока “Наш город” настолько принципиальны, что бьются за каждый рубль краевого бюджета, то почему бы им не потребовать от мэра Владивостока сделать открытым городской бюджет, чтобы все горожане знали, на что мэр тратит деньги налогоплательщиков. Если действительно 20 миллионов рублей уйдет в этом году на СМИ, то тогда грош цена принципиальности прочерепковских депутатов. Это уже не принципиальность, но гольное политиканство.
Трудно нынче с финансами. На всем приходится экономить. И каждый новый проект должен проходить жесточайшую экономическую экспертизу – во всех сферах нашей жизни, в том числе и в журналистике. Такую экспертизу своего издания сейчас проводят депутаты думы Большого Камня. Надо, по-моему, хорошенько проанализировать свои финансовые возможности и находкинским депутатам. Может, лучше вместо издания собственной газеты на неделю-другую позже отключать в городе теплоснабжение. Уверен, спасибо скажут горожане депутатам.
Раз уж так тяжко приходится краевой экономике, то и в журналистике нужно особенно внимательно анализировать эффективность вложения бюджетных денег. Где-то, возможно, лучше создать собственную газету или телерадиокомпанию, где-то объединить газеты, а где-то лучше платить за информационное обслуживание уже “раскрученным” средствам массовой информации – законы-то публиковать для народа надо. При этом обязательно спросить специалистов: сколько будет стоить бумага для 200-тысячной газеты, сколько уйдет на типографию, сколько на зарплату, на компьютеры, на программы к ним, да и про налоги при этом не забыть. А легковесным заявлениям некоторых депутатов от журналистики лучше не верить. Потому что иногда, похоже, кое-кто из них сознательно вводит в заблуждение своих коллег-депутатов. И не ради экономии бюджета, а только ради своих политических амбиций.
Автор: Валерий БАКШИН, главный редактор "В"