Блюз, бей­сбол, бар­бе­кю, мир

Реальные американцы из «голливудской сказки» поразили приморскую журналистку открытостью и дружелюбием

8 нояб. 2017 Электронная версия газеты "Владивосток" №4229 (168) от 8 нояб. 2017

В одном из предыдущих выпусков рубрики «Вокруг света» мы рассказали о десятидневной поездке нашей коллеги, главного редактора РИА VladNews Марии Стеблянко, по Соединенным Штатам Америки. Благодаря программе библиотеки Конгресса США, которая называется «Открытый мир», Мария получила возможность познакомиться с работой американских коллег-журналистов (см. номер «В» от 18 октября). Но одними профессиональными открытиями впечатления редактора информагентства, разумеется, не ограничились.

На этот раз мы попросили Марию рассказать о жизни простых американцев. Тем более что наблюдала она ее вовсе не из окна туристического автобуса, а, что называется, вплотную: организаторы проекта обеспечивают гостям проживание не в отелях, а в домах обычных американцев, волонтеров программы «Открытый мир».

Безмятежность – право провинциалов

– Большинство россиян судит об Америке и жизни американцев, в том числе ее бытовой стороне, по голливудским фильмам. Скажи, Мария, насколько Голливуд реалистичен в своих киноработах?

– Очень многое было действительно like a movie – как в кино. Причем такое ощущение возникало не только у меня, вся группа российских журналистов, приехавших в США, признавалась, что чувствует себя словно на съемочной площадке. Это чувство не отпускало меня не только в Нью-Йорке – когда бродишь по его улицам, в памяти невольно всплывают эпизоды голливудских картин, снимавшихся здесь. Еще сильнее оно проявилось в той самой «одноэтажной Америке» – с ее частными домами и зелеными лужайками перед ними. Между домами и вокруг них там действительно нет заборов. Вообще, они больше похожи на декорации к фильмам, чем на настоящие дома. А когда мы узнали, что местные жители еще и двери не запирают, так и вовсе решили, что попали в сказку. Голливудскую.

– Но ведь не секрет, что в Штатах достаточно высокий уровень преступности…

– Преступность, надо понимать, обитает в больших городах. А в таких провинциальных и патриархальных, как Либерти, штат Нью-Йорк, где нас поселили на время тура, люди живут спокойной жизнью. К примеру, Сьюзен, хозяйка дома, в котором жили я и журналистка из Питера, оставляла дверь открытой утром, если уходила раньше нас, и ночью, если мы возвращались слишком поздно. Мы с коллегой потихоньку пробирались через задний двор и, зайдя в дом, запирали дверь на маленькую щеколду.

– Так, стало быть, задний двор тоже не киновымысел? Там правда есть бассейн?

– Конечно, не вымысел. Задние дворы есть у каждого дома, а вот бассейн есть не у всех. Это дорогое удовольствие. Обычно к задней части дома пристроена веранда для отдыха и приготовления барбекю. Лестница от нее спускается к лужайке, на которой американцы и проводят свое свободное время. Вот эту лужайку и оформляют кто во что горазд: вешают гамаки или оборудуют спортплощадку, разбивают цветники. А бассейн мы видели только в одном доме.

Нам повезло погостить в пяти разных семьях, и все дома, несмотря иногда даже на внешнее сходство, были разными внутри. Например, простенькая усадьба Сьюзен очень напомнила мне домик моей бабушки в Партизанске. На домике Сьюзен так же лежит печать времени, внутри много старой мебели и пожелтевших фотографий. Хотя в день нашего отъезда хозяйка затеяла капитальный ремонт – приехали рабочие и разом поменяли ей все окна в доме на пластиковые.

Вилла же ее соседей была полной противоположностью: высоченные, метра три, потолки, обшитые натуральным деревом, просторная кухня с барной зоной в стиле хай-тек, вся такая современная и сияет. Гостиная, примыкающая к кухне, тоже очень вместительная, на стенах развешаны произведения искусства, и о каждой картине хозяева готовы рассказывать часами, начиная с того, где ее увидели, кто или что изображено и кто автор, и заканчивая своими чувствами, которые все это вызывает.

Кстати, особой гордостью американцев является рукоделие их прабабушек. В одной семье нам показывали кусочек домотканого ковра, который бережно хранится в рамочке под стеклом. Как мне показалось, дань уважения предкам – это не показуха, а повод для искренней гордости. Просто для молодой нации, чья история насчитывает немногим более 500 лет, все старинные вещи представляют небывалую ценность. Особенно если они хранятся в семье уже не первое поколение.

Простые радости. Очень сытные

– Не секрет и то, что американцы любят поесть. А что представляет собой классический американский завтрак?

– Тосты, хорошо прожаренные, и к ним что-нибудь сладкое, обычно ореховая паста. Плюс свежесваренный кофе, к которому хозяйка подавала пять (!) видов сливок с различным вкусом, я обычно выбирала карамельный, а моя коллега – клубничный. Мы даже сахар не добавляли, настолько кофе получался вкусный. В качестве десерта были свежие ягоды – каждое утро мы угощались ежевикой и голубикой. И в любое время суток из вазы на столе можно было взять спелое яблоко. На перекус Сьюзен предлагала чипсы и некрепкий эль.

А вот мужчины у них ужинают плотно. Парни из нашей группы, жившие в соседней семье, выставляли в Инстаграм огромные порции стейков, которыми их потчевали. В один из вечеров нас пригласили на барбекю. Хозяин дома сначала поджарил нам сосиски, из которых мы тут же приготовили хот-доги с очень вкусной горчицей и кетчупом. Затем настала очередь котлет для гамбургеров, но от них я уже отказалась, а мужчины все радостно съели.

– Мясо, как я понимаю, ключевое блюдо в американской кухне?

– Да, но, к сожалению, не всегда вкусное. Однажды я заказала неизвестное мне до этого мясное блюдо. Когда его принесли, мне показалось, что повар просто положил между кусочками хлеба тушенку и подогрел. Попробовав, я убедилась в своей правоте и доедать это не стала. Таким же странным показался и бобовый суп – очень он у них густой. Вообще, супы готовить они не умеют: такое впечатление, что повар берет все, что попадается под руку, режет это кубиками и варит. Никому из нашей группы такое варево не понравилось.

– И это считается ресторанной едой?

– Так они и дома особо не заморачиваются с готовкой. В холодильниках там вы не найдете кастрюлю с супом или домашними котлетами – там разложены красивые упаковки с различными полуфабрикатами из ближайшего супермаркета. Впрочем, весьма качественными. Наверное, поэтому они обедают не дома, а в ресторанах быстрого обслуживания «Дайнер», где подают блюда американской кухни и царит очень непринужденная атмосфера.

– И каков он, классический американский гамбургер?

– Очень вкусный! Я обычно фаст-фуд не ем, но тут не удержалась. Порадовало, кстати, что московский «Макдональдс» ничем не хуже американского. Ведь технология приготовления у них идентична. Хотя качество продуктов в Америке, на мой взгляд, заметно лучше. Да и не только продуктов. Как-то я помыла голову самым обычным шампунем, а наутро у меня волосы аж шелковые стали! И такие открытия у меня были со всеми товарами.

– Хочешь сказать, что там по улицам ходят исключительно красивые люди с шелковыми волосами и в нарядных одеждах?

– Если бы! Там действительно много полных людей. Одеваются они так, чтобы было удобно, а не красиво. Типичный наряд жительницы Нью-Йорка: кроссовки, бриджи и широкая футболка чуть ли не до колен. Для жаркой погоды самое то, но смотрится ужасно.

А на кладбище все спокойненько

– Среди фотографий, сделанных тобой в США, есть и кладбищенские. Вас водили на могилу какого-то известного человека?

– Нет, просто, когда я увидела это кладбище, оно меня словно заворожило и поманило. Оно тоже выглядело как декорация к фильму и было совсем нестрашным. Нас отвезла туда Сьюзен, она приехала, чтобы проведать могилы мужа и сына, а мы решили просто пройтись по клабищу.

Американский погост разительно отличается от российского. Возможно, потому, что там на могильных камнях нет фотографий умерших людей и на тебя не смотрят сотни глаз. Нет и могильных холмов, ты просто гуляешь по зеленой лужайке, на которой ровными рядами расположены надгробья. Я там нашла даже старые памятники конца ХIХ века, они намного больше современных и выполнены в готическом стиле. Последнюю обитель, как и дома живых, там тоже не разделяют оградами.

За могилами ухаживает смотритель кладбища, причем за всеми, без разницы – остались у усопшего родные или нет. Ушла я с этого погоста умиротворенной: теплая погода, по-осеннему красочные деревья, с которых осыпается листва, и тишина…

Кстати, листья они не убирают, не считают нужным. Зато отходов жизнедеятельности домашних животных нет нигде – ни на тротуарах, ни на газонах. И это тоже радует глаз.

О спорт, ты отличный повод закусить

– Среди твоих фотографий есть несколько снимков с бейсбольного матча. Интересно было?

– Это было какое-то знаковое состязание между командами «Янки» и «Балтимор», поэтому организаторы решили, что мы обязательно должны увидеть эту игру. Ну и, кроме того, это любимое времяпрепровождение всей Америки, так что нас ждало целое приключение.

Утром нас забрал огромный междугородний автобус, в котором мы ехали до Нью-Йорка два часа, по пути собирая болельщиков клуба «Янки». В основном это были люди почтенного возраста, причем каждый был одет в брендированную одежду и нес атрибутику этого клуба.

К стадиону мы подъехали с противоположной стороны от центрального входа, там расположена стоянка для таких огромных автобусов, каким был наш. Все выгрузились, достали складные стулья, организаторы путешествия принесли из багажника холодильники с едой и пивом, и мы плотно перекусили, ведь впереди нас ждало четырехчасовое спортивное зрелище. Интересно, что пассажиры соседних автобусов делали то же самое. Некоторые болельщики привезли с собой даже столы, чтобы на них приготовить салаты и другую нехитрую снедь.

Поднявшись на стадион «Янки», мы были поражены его размером: на трибунах там размещается 45 тысяч зрителей, и свободных мест мы не увидели.

День выдался жарким, к чему я была не готова – не взяла с собой никаких легких вещей, а главное, головного убора. Пришлось покупать вещи в небольшой лавочке, расположенной там же, на стадионе, но за трибунами. Причем по очень высокой цене: кепка стоила 15 долларов, а футболка – 45. Впрочем, там вообще все дорогое – и еда, и напитки. Зато порции просто огромные, так что мы во время игры еще и пообедать успели.

Что касается самого бейсбола… Так как правила игры мы понимали слабо, нас очень выручил Wi-Fi, работавший на стадионе. Мы подключились к Интернету и смогли пообщаться с родными, пока шла игра. Так и просидели четыре часа, уткнувшись в телефоны, и лишь когда стадион радостно вскакивал, кричали «ура» вместе со всеми…

Кроме того, болельщиков развлекали во время игры различными музыкальными и анимированными вставками, которые подавались на огромные экраны по периметру стадиона. Без этого шоу, наверное, мало кто смог бы высидеть до конца игры. По окончании матча все расходились абсолютно спокойно, фанаты не дрались и ничем друг в друга не кидались. Может, потому, что в этот день хулиганы на игру не пришли, а может, потому, что в каждом секторе за болельщиками присматривали секьюрити. Они нам, кстати, помогли, когда мы, купив футболки, потерялись и не знали, как найти наши места.

Это ритм-энд-блюз, детка

– Как еще американцы развлекаются помимо бейсбола?

– В выходные в городке Паттерсон, там же, в штате Нью-Йорк, проходил фестиваль блюза и барбекю. Вот это был действительно праздник! На поляне по периметру расставили столы с едой и алкоголем, а все зрители расселись прямо на траве, подстелив пледы. Я разулась и ходила босиком, настолько тепло было, несмотря на октябрь. На сцене выступали музыканты, которых у нас называют бардами, только вместо песен про таежную романтику они исполняли блюз.

Вечеринка получилась очень неформальной, мы и музыку послушали, и с простыми американцами пообщались, и пикник получили, и на природе отдохнули. В процессе этого общения мы еще раз убедились, что американцы – живые, открытые и добрые люди, которые, так же как и мы, не хотят никаких войн и надеются, что у их правительства хватит здравого смысла не затевать никаких вооруженных конфликтов.

– Что их интересовало о жизни в России?

– Вопросы были самые разные, кто-то нас даже спросил, много ли у нас голодающих. Мы ответили, что не больше, чем в Америке. А когда я им рассказала о Владивостоке, они поначалу не поверили, что это такой большой город. Видимо, они о нем все-таки что-то слышали, но лишь краем уха. Еще их поразило расстояние от Москвы до Владивостока – больше девяти тысяч километров, ведь протяженность США с запада на восток вдвое меньше, около 4700 километров. И они все поголовно уверены, что в России очень холодно, и искренне удивлялись, когда мы им объяснили, что это не так. Особенно когда я рассказала, что у нас во Владивостоке осенью тоже тепло и в сентябре еще можно купаться…

***

Десять дней, проведенных в Америке, признается Мария, оставили у нее очень сильные впечатления. Она до сих пор вспоминает новые подробности своего путешествия и делится ими с коллегами. И каждый раз подчеркивает, что простые американцы гостеприимны, дружелюбны и вовсе не видят в нас врагов.

Может быть, представителям не такого дружелюбного по отношению к России Госдепартамента США стоит тоже записаться в ряды волонтеров программы «Открытый мир»? 

     

Автор: Вадим КОЧУГОВ