На границе люди ходят хмуро

По 12 часов проводят на границе – в унылом ожидании, когда же придет их черед пройти таможенный осмотр и пограничный контроль, – жители Приморья, рискнувшие отправиться в Суйфэньхе, Харбин и другие города, путь в которые лежит через пункт пропуска «Пограничный». Вместе с ними скучают и те граждане КНР, которые решили посетить наш край в качестве туристов…

31 окт. 2017 Электронная версия газеты "Владивосток" №4225 (164) от 31 окт. 2017

– Мы ездили в Харбин в командировку, – рассказала корреспондент 8-го канала Екатерина Матвеева, – и выходили из Китая аж целых 12 часов. Китайцы пропускали тургруппы (причем в них было очень много «помогаек» с горами баулов) оперативно, а вот дальше полный ступор. Даже пограничники Поднебесной нас жалели: мы идем в автобус после прохождения китайской границы, а китайцы предупреждают: «Русская граница работает плохо, сидите лучше здесь, здесь есть туалет, а на стоянке нет»… В итоге мы в китайском пункте пропуска два часа провели, потом три часа на стоянке для автобусов, потом еще три на нейтральной территории в очереди перед шлагбаумом у самого пункта пропуска на русскую границу…

Кстати, люди уверяли, что пропускать автобусы, выходящие из Китая в 9 утра, на российской границе начали только в 12 часов… Почему – никто нам комментария не дал. Мы обращались и к пограничникам, и к сотрудникам таможни с просьбой пояснить ситуацию, но нас просто отправляли от одной инстанции к другой, так и не пояснив, что же происходит и почему.

А в автобусах челноки выдвигали свою версию: таможня борется с «помогайством» вот таким простым способом – создавая ажиотаж, толчею, нервотрепку. Видимо, в надежде, что «коммерсанты», которых томят, как баранину, по пять часов, откажутся от своего «бизнеса», решив, что здоровье дороже… И судя по тому, что сумки «помогайские» фактически не досматривали – они прошли по ленте через сканеры так же, как и наши чемоданы, – я склонна согласиться с ними: в борьбе с «помогаями» делают ставку на создание на границе максимальных неудобств…

А меж тем в тех же очередях томятся и те самые туристы, о необходимости увеличения числа которых то и дело говорят на совещаниях самого разного уровня. Но стоит ли увеличивать этот поток, если заходить в Россию те же китайцы будут эдаким макаром – проводя на границе по 12 часов? Может быть, стоит честно сказать, что Владивосток и Приморье готовы показать себя туристам из разных стран, но только тем, кто прибывает сюда самолетом или морским путем? Автомобильный не годится – пункты пропуска с «помогаями» борются… 

Автор: Михаил НЕЩЕДРИН