Мама, замилуй меня!

Дети из детдома знают, как это больно, когда тебя никто не любит

25 окт. 2017 Электронная версия газеты "Владивосток" №4222 (161) от 25 окт. 2017

Сначала было слово. Писатель Диана Машкова в своей книге «Чужие дети» рассказала, как в ее семье появились приемные дети-подростки – дочь, потом сын. При этом Диана с мужем Денисом уже воспитывали кровного ребенка – взрослую дочь. Позже в семью пришла еще одна маленькая девочка. Какие трудности пришлось пережить семье, которая вдруг стала многодетной, как адаптировались друг к другу взрослые и дети, откровенно рассказано в книге. А одна из сюжетных линий легла в основу сценария художественного короткометражного фильма «Мать», который снял молодой режиссер Михаил Комлев.

Поздравить писателя Диану Машкову с выходом книги и скорой премьерой фильма, к которому причастна ее семья, пришли все участники этой удивительной и доброй истории.

Принять и полюбить

Одним из первых поздравил Диану основатель благотворительного фонда «Арифметика добра» Роман Авдеев. Это успешный и состоятельный человек, основатель Московского кредитного банка и других предприятий, а еще он отец 23 детей, 17 из которых приемные. Роман Авдеев долгое время помогал российским детским домам в качестве мецената. Но, познакомившись поближе с устройством этой системы, понял: деньги, возможно, и улучшают хозяйственную сторону вопроса, но детям нужно другое – ласка, тепло, внимание, любовь и мама с папой… Поэтому фонд «Арифметика добра» помогает тем, кто взял или решается взять в свою семью ребенка из детского дома.

Статистика неумолима: почти 90 процентов выпускников российских детских домов становятся жертвами аферистов, мошенников, начинают употреблять алкоголь, наркотики и в итоге гибнут… Только семья может дать пример того, какой может и должна быть нормальная жизнь.

Должны ли приемные родители иметь хороший достаток, чтобы взять ребенка из детского дома? На этот вопрос Роман Авдеев ответил исходя из своего большого опыта приемного отца:

– Достаток вообще не главное. Главное – это принятие. Если нет принятия, ничего не получится. И я многих людей отговорил от того, чтобы они брали в семью приемных детей. Если ко мне приходит за советом человек и начинает задавать вопросы про плохую наследственность и про другие возможные неприятности, то я понимаю: принятия ребенка там не произошло. А без этого ничего не получится. В этом нет ничего плохого, ведь это все не так просто. Особенно женщине тяжело эмоционально принять чужого ребенка…

Гоша хороший

Диана Машкова не скрывает, что трудностей у приемных родителей, как и у приемных детей, так много, что без помощи психолога порой не обойтись. И ее семье помогли специалисты из «Арифметики добра», из «Азбуки приемной семьи»: они всегда готовы выслушать обе стороны, помочь словом и делом.

– Книга рождалась долго, три года, с начала нашего знакомства с Дашей, – вспоминает Диана. – Сначала мы приглашали ее в гости, потом и Гоша стал приходить к нам. А потом Даша и Гоша стали нашими детьми, а у нашей дочери Нэллы появились брат и сестра… Много было событий, и я не могла об этом не написать, так как это тоже психотерапия. И Гоша написал несколько страниц от своего имени. А еще он снабжал меня нужной лексикой – оказывается, многого я не знала… И теперь у него мечта – стать писателем.

– В приемной семье я, если округлить, уже два года. В детском доме был с самого рождения, – говорит Гоша – крепкий и симпатичный парень в белой рубашке с бабочкой. – Папа умер до моего рождения, и мама поняла, что она обеспечить меня не сможет. У всех вопрос: как же там, в детском доме? Там, как в колесе, каждый день одно и то же… Подъем, еда, подзатыльники… Ну что-то, может быть, еще. Все девять лет ко мне приходило много семей – они узнавали обо мне из видео, выложенных на специальных сайтах. Приходят, смотрят: красивенький, замечательный. Подходят к воспитателю и узнают, что я плохой, вор, хулиган. И убегают. Я сначала переживал: мне очень хотелось в семью. Но потом привык, что все дети-сироты – как продукты на прилавке. Если гнилой, плохой и так далее, его не покупают. Если хороший, свеженький – покупают. К тому моменту, когда я повстречал Диану, у меня вера почти пропала. Но она стала моей мамой. Я очень удивился: ведь мне уже 16 лет! А это самый трудный возраст для того, чтобы тебя взяли в семью. Берут обычно только маленьких. Диане спасибо за то, что она забрала меня домой.

Трогательный рассказ Гоши уравновесила сама Диана.

– Гоша с нами сам познакомился, когда я к Даше приезжала. Выбегает мальчик и врет, что книгу мою прочитал – в Интернете нашел ее. Я думаю: «Вот заливает! Молодец, хороший актер…» А он: «Я тоже пишу». «Ну присылай», – говорю. И потом что ни выходные (мы еще встать не успели), то у нас уже Гоша у дверей. Их с 15 лет в детском доме по записке отпускают. И вот он сам к нам начал приезжать. Поэтому это ты нас выбрал, спасибо тебе за это!

Даша из «темного мира»

Старшая дочь Машковых Даша-большая, которая в семье уже три года, стала прототипом одной из главных героинь романа «Чужие дети».

– До 9 лет я жила с родной мамой. Отец как бы был, но не значился в свидетельстве, чтобы маме выплачивали какие-то деньги. С образованием у родителей было плохо. И мама, и отец были хулиганами по молодости и образования не получили. У меня был старший брат, я его не застала: еще маленьким то ли без вести пропал, то ли погиб, мы не знаем. Но сейчас он считается умершим. После этого мама родила еще одного брата – Лешу, он тоже стал хулиганом. Леша на 10 лет старше меня. Потом уже родилась я. Отцы у нас разные, но это неважно. Леша тоже не получил особого образования. Я стараюсь сейчас получить образование, берусь за ум, чтобы не продолжить эту нашу не очень хорошую ветвь. Мы жили в коммунальной квартире, мама занималась продажей наркотиков, и все детство я варилась в компании наркоманов и алкашей. Что есть где-то хорошая жизнь, я знала из фильмов, но никогда ее не видела. И задумываться о будущем было странно: его как бы не было. В 9 лет я попала в детский дом. И думала, что моя жизнь закончится в 18 лет: вот я выросла – и все, спасибо, до свидания. Детский дом меня очень изменил. Там своя система, свои законы и правила. Из-за того, что люди вместе долго находятся, они сначала друг другу надоедают, а потом притираются. Конечно, не все. И тогда начинаются войны между группами. Там другой мир. И чаще всего это темный мир. Если бы в детдоме не было какого-то творчества, в которое я углубилась, не знаю, стояла бы я сейчас здесь. Я думала, что нужно дождаться маму из тюрьмы (брат, кстати, тоже сел после мамы, потому что не может зарабатывать деньги), поэтому другую семью считала предательством своих родных… Но я познакомилась с Дианой, почувствовала опору и поддержку. И снова поверила людям. Поняла, что меня здесь не кинут, не предадут. Я очень всех люблю!

Кто заберет ребенка с мусорки?

Режиссер Михаил Комлев взял из книги Дианы Мошковой «Чужие дети» всего лишь одну сюжетную линию для короткометражного фильма «Мать». Деньги на него собирали всем миром. Все актеры, среди которых такие именитые, как Станислав Садальский, Ольга Тумайкина, Вера Бабичева, Алексей Кортнев, Евгения Полунина, вся съемочная группа работали бесплатно.

– Одна из историй, которая есть в книге, Мишу просто поразила, – говорит Диана. – И я понимаю почему. Это непридуманная история, она из жизни, только в романе немного трансформировалась. Потому что так жестоко, как она закончилась в жизни, я не смогла написать…

Главную роль (мальчика, которого мама отвозит за город, на мусорку, потому что он раздражает ее нового мужа) сыграл Саша Полунин. Ему помогала вся съемочная группа и его родная мама – актриса Евгения Полунина. Она-то и сыграла маму, которая сделала этот страшный выбор между мужчиной и родным сыном.

Тяжелая роль

– История грустная и тяжелая. Мне, как актрисе, понятно, что это кино, работа, но надо было это как-то и ребенку объяснить, – говорит Евгения. – Подключилась моя мама Лариса Селезнева – тоже актриса и педагог. И она работала с Сашей как психолог. Объясняла, что это просто съемки, мама никуда не денется. Но когда ребенок реально погрузился в эту обстановку, ему было очень непросто… На меня в кадре кричит мой «муж» Алексей Кортнев, Саша плачет по-настоящему, и это было снято с первого дубля. Как и сцена, когда мама бросает мальчика на пустыре и уезжает в машине с мужем. Слезы Саши настоящие. Он видел, что рядом с ним люди, камеры, что это просто съемка… Но когда я села в машину и начала кричать и плакать, он тоже отчаянно заплакал. Страшно представить, что эта сцена взята не просто из книги Дианы Машковой, а из реальной жизни. Саша долго не мог понять, что так бывает в жизни, когда дети становятся «ничейными» и живут без родителей, в детском доме, и никто их не «милует» – это Сашино выражение, он всегда говорит: «Мам, замилуй меня на ночь!» Это значит, что его перед сном нужно обнять, поцеловать. И он очень расстроился, когда понял, что есть дети, которые живут по-другому. «Очень мне их жалко!» – сказал. Саша очень гордится, что снялся в этом взрослом фильме. И верит, что после его просмотра всем станет понятно, как плохо детям жить без родителей, и для каждого найдутся мама и папа...

  

Автор: Лариса ЗЕЛИНСКАЯ, (ИА «Столица»)