Напротив этих женщин лучше не присаживаться
16 октября в России отметили День службы дознания органов внутренних дел МВД
Кто такой дознаватель, законопослушные граждане вряд ли точно знают. А в детективных фильмах и книгах одни оперативники и следователи. Значит ли это, что работа дознавателя менее серьезная и значимая? За этим вопросом мы обратились в отдел дознания Владивостокского ЛУ МВД России на транспорте, которым руководит майор полиции Ирина Гамаюнова.
Как пояснили корреспонденту «В» сотрудники отдела, должности следователя и дознавателя схожи, и действительно многие обыватели их не различают. Самое главное отличие в их работе – это тяжесть расследуемых преступлений. У следователей – тяжкие и особо тяжкие преступления, у дознавателя – преступления небольшой и средней тяжести. При этом дознаватели, а это в основном женщины, должны расследовать уголовное дело и направить его с обвинительным актом в суд в месячный срок. Следователям законодатели отвели на это в два раза больше времени.
Хотите снять стресс? Не садитесь в самолеты
По данным МДВ России, количество дебошей на авиатранспорте катастрофически растет. Основная причина, по мнению сотрудников правоохранительных органов, – минимальное наказание. В прошлом году было возбуждено и направлено в суд 116 уголовных дел. Но не за дебош в салоне самолета, а за иные противоправные деяния. Например, за физическое насилие над стюардессой или пассажиром, то есть за побои. Или за причинение имущественного ущерба собственнику воздушного судна. А вот за сам дебош, как это ни странно прозвучит, хулиганы ответственности не несли. Но в апреле 2017 года в России была введена уголовная ответственность именно за дебош на борту судна.
Первое уголовное дело по этой статье возбуждено в мае этого года в отношении пассажира, следовавшего рейсом Тель-Авив – Москва. Он угрожал безопасности авиалайнера и пассажиров.
Второе – во Владивостоке. На этот раз «виновником торжества» стал житель Санкт-Петербурга – технолог пищевой промышленности, имеет несколько высших образований, добропорядочный семьянин, отец троих малолетних детей, возвращался с Восточного экономического форума. Расследовала это уголовное дело старший дознаватель отдела дознания Владивостокского ЛУ МВД России на транспорте Кристина Пилюгина.
ЧП произошло 6 июля 2017 года на борту самолета авиакомпании «Аэрофлот», летевшего по маршруту Москва – Владивосток. Пассажир Сидоров (фамилия изменена), будучи сильно нетрезвым, размахивал руками, громогласно нецензурно выражался и кому-то угрожал мордобоем. При этом имя своего недруга не называл. На увещевания пассажиров посылал всех… подальше. Сосед по креслу, сделавший ему замечание, мол, негоже интеллигентному человеку так себя вести, получил в ответ кулаком по лицу. После чего буйный пассажир вошел в раж и стал буквально бросаться на людей. Его не смогли урезонить ни члены экипажа, ни пассажиры-мужчины. Судя по всему, гражданин, разгоряченный алкоголем, не осознавал, что творит. Утихомирил дебошира сосед, которого он ударил: мужчина просто придавил Сидорова своим телом к креслу и не отпускал его до конца полета. Таким необычным образом угроза транспортной безопасности и вынужденной посадки воздушного судна была устранена.
– Действия данного гражданина попали под новую 213-ю статью Уголовного кодекса РФ по хулиганству, принятую в апреле этого года. Во время допроса Сидоров говорил, что был сильно пьян и ничего не помнит. Свою вину признал и раскаялся. Так как он не был ранее судим, после проведения следственных действий его отпустили домой под подписку о невыезде, – рассказала «В» майор полиции Кристина Пилюгина.
Суд над авиадебоширом пройдет в Артеме, но на процессе Сидорова не будет. Он написал заявление, что доверяет суду и просит вынести приговор без его участия. Скорее всего, учитывая положительные характеристики подсудимого, а также трех малолетних детей на его иждивении, ему грозит штраф до 500 тысяч рублей либо в размере заработной платы или иного дохода.
Маленькая хитрость – большие проблемы
Правоохранительным органам Кристина Пилюгина отдала 15 лет жизни. Символично, что дата ее трудоустройства совпадает с датой образования службы дознания органов внутренних дел – 16 октября. По словам Кристины Викторовны, никаких особенных уголовных дел она не расследовала (хотя в этом году ею возбуждено 55 уголовных дел, из них 17 направлены в суд), но все-таки некоторые памятны.
– В прошлом году я расследовала девять уголовных дел в отношении нескольких жителей города Арсеньева – работников предприятия, специализирующегося на реализации нефтепродуктов. Компания направила девять водителей бензовозов на курсы повышения квалификации во Владивосток. Каждый из них получил деньги (около 40 тысяч рублей) на оплату съемного жилья. Но граждане решили сэкономить: обучение было 2-3 раза в неделю, поэтому они купили за 5-6 тысяч рублей поддельные документы, подтверждающие оплату жилья, и стали ездить домой. Курсы водители бензовозов окончили успешно. Но на предприятии их вычислили и подали в суд, который приговорил их к принудительным работам за присвоение денег компании и изготовление поддельных документов. Почти все они были уволены, – рассказывает старший дознаватель Кристина Пичугина.
На суде обвиняемые признались, что соблазнились наличными деньгами. При их небольших заработках 40 тысяч рублей – деньги немалые. А в результате аферы потеряли все.
По долгу службы старшему дознавателю Кристине Пичугиной приходится сталкиваться с непростым контингентом. У каждого клиента свой характер, свое отношение к жизни и к правоохранительным органам. Как правило, не самое лучшее. Но почти никто из допрашиваемых ей не нахамил и не нагрубил. Правда, было несколько случаев, когда Кристина Викторовна не находила общий язык с агрессивными подозреваемыми, и тогда ей приходилось обращаться за помощью к оперативным работникам. Но глобальных конфликтных ситуаций в ее практике не возникало.
«Бабушка, признай меня грабителем»
На памяти Кристины Викторовны случай, когда молодой парень, задержанный с поличным, буквально умолял потерпевшую признать, что это именно он сорвал с нее золотую цепочку. Тем не менее женщина упорно не хотела видеть в нем грабителя.
Парня взяли оперативники Ленинского РОВД по подозрению в серии грабежей: он срывал с женщин золотые цепочки. Грабитель сначала спрашивал у своих жертв, как добраться до какого-нибудь дома, дамы ему отвечали, а он тем временем присматривался, какие и где у них украшения. Потом уходил, а через некоторое время возвращался с тем же вопросом. Якобы не понял. И пока ему доходчиво объясняли, он, выбрав момент, срывал украшение и убегал. Погони или сопротивления мужчина не опасался: он грабил только пожилых женщин. Золото он сдавал перекупщикам и покупал наркотики.
Когда его задержали, он написал явку с повинной о совершении аналогичного преступления на железнодорожных путях на улице Фадеева. Действительно, в полиции было заявление от женщины, у которой в указанный период времени сорвали золотую цепочку, изготовленную по заказу. Но на опознании потерпевшая не опознала своего грабителя. Или сделала вид, что не признала. После чего парень пошел в отказ. И тут полисмены вспомнили, что бригада местной телекомпании снимала сюжет об этом задержании.
– Эта запись сохранилась. Я ее посмотрела и не узнала парня. Это были два разных человека. После нескольких недель пребывания в СИЗО он очень сильно изменился. Когда его задержали, у него была густая шевелюра. В СИЗО его постригли, побрили, откормили. Показала потерпевшей видеозапись, но женщина так и не опознала своего обидчика. Уперлась, мол, не он это, и все. «Если даже он украл у меня цепочку, значит она ему нужнее, чем мне, – твердила она. – Он молодой, мне его жалко». Мы выезжали с женщиной на место преступления, и она точно показала, где грабитель сорвал с нее цепочку. На другой день мы вновь приехали туда, но уже с потерпевшей и подозреваемым. Парень на тот момент уже пошел на сотрудничество со следствием и показал, где сорвал с женщины цепочку. Но она все равно ни в какую: не он это, – рассказывает Пичугина. И тут, по ее словам, случилось неожиданное. Парень подошел к женщине и стал уговаривать признать в нем ее обидчика.
– Бабушка, ведь это я сорвал у вас цепочку! Узнайте меня, прошу вас, – взмолился задержанный.
И тогда потерпевшая, оказавшаяся набожным человеком, махнула рукой:
– Бог с тобой, хочешь сидеть в тюрьме – сиди. Но я тебя давно простила.
Мужиков жалко…
Долгое время Кристина Пичугина работала дознавателем на морском транспорте, и среди ее подопечных чаще всего были моряки, которые подделывали документы перед выходом в море: медкнижки, паспорта моряков и т.д. Как правило, это были приличные граждане и, чтобы не усугублять свое и без того незавидное положение, сразу признавали свою вину. Хотя понимали, что загранрейсов им теперь не видать как своих ушей.
– Иногда мне жалко людей, которые сидят на допросах по другую сторону стола. Бывают мужчины с очень тяжелой судьбой, чаще всего это воспитанники детских домов. Но они сами строят свою судьбу после того, как выходят в самостоятельную жизнь. И я им ничем помочь не могу, – говорит Кристина Викторовна.
Напрасно старушка ждет внука домой
Майор полиции Анна Оношко, руководитель пресс-службы Владивостокского ЛУ МВД России на транспорте, много лет работала дознавателем. И у нее на памяти свои истории:
– Однажды мы выехали с задержанным мужчиной на проверку показаний в Смоляниново, где его взяли на железнодорожной станции за кражу из контейнера компьютерного столика и какого-то ящика с мебелью. Помню, была жутко холодная зима, метель. Задержанный сидел в кузове нашего УАЗа в сланцах на босу ногу, в спортивном костюме. Когда мы приехали в отдел транспортной полиции в Смоляниново, он попросил позвонить его бабушке, которая жила в селе Новонежино. И которая всю жизнь его воспитывала одна. Ему дали телефон, и он попросил бабушку принести теплые вещи. Когда мы возвращались назад, было уже темно, но мы все равно заехали в Новонежино. Я до сих пор помню, как из покосившегося дома вышла сгорбленная старушка и вынесла пакет с вещами, теплые носки и какие-то продукты. Она плакала, потому что понимала, что своего внука вряд ли дождется. Мы уже далеко отъехали, а она все стояла на дороге под луной и махала нам вслед.
И таких случаев, когда приходится, как говорится, рвать сердце, у дознавателей немало.
– Было уголовное дело, по которому проходили подозреваемыми муж и жена, нигде не работающие, злоупотребляющие спиртным. Они ночью сбрасывали с вагонов металлолом, сдавали его в пункт приема, а деньги пропивали. Уголовное дело возбудили только в отношении мужчины. Его жену, мать троих детей, провели свидетелем. Помню, как эта мамаша приехала к нам в отдел со своей детворой – мал мала меньше… Старшая девочка, примерно семи лет, была в женских сапогах 38-го размера, младшие ребятишки замотаны в тряпье. По их одеянию невозможно было понять, кто из них мальчик, а кто девочка. Что люди им отдавали, то они и надевали. Когда я достала пряники… Вы бы видели их глаза… Мы потом всем отделом собирали им вещи.
Автор: Сергей КОЖИН