Конфуз в тигровой шкуре
“В” уже сообщал, что во время посещения Приморского края президентом Беларуси Александром Лукашенко губернатор Приморья Евгений Наздратенко подарил на банкете высокому гостю тигровую шкуру.
“В” уже сообщал, что во время посещения Приморского края президентом Беларуси Александром Лукашенко губернатор Приморья Евгений Наздратенко подарил на банкете высокому гостю тигровую шкуру.
Казалось бы, что тут особенного? Просто оригинальный презент! Но дело в том, что амурский тигр занесен во все возможные “Красные книги” охраны природы, а Россия подписала международную конвенцию СИТЕС, которая запрещает использовать как самого тигра, так и его шкуру в качестве товара. И чтобы вручить этот полосатый подарок, надо было соблюсти кучу формальностей. Например, получить сертификат в министерстве охраны окружающей среды, оформить вывоз “краснокнижной” шкуры...
Но губернатор заверил президента, что формальности соблюдены, шкура “чистая” и снабжена всеми необходимыми документами. Похоже, что Наздратенко искренне верил в это. Ведь оформлением документов явно занимался не он, а соответствующие краевые службы. Тем более что и письмо с просьбой о разрешении на вывоз из России шкуры было подготовлено, подписано и оперативно отправлено в Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды.
Только, как говорится, “доверяй, но проверяй”. По отбытии Лукашенко на родину вдруг начали выясняться очень неприятные вещи. Во-первых, “встала на дыбы” зарубежная экологическая общественность. Вроде бы мелочь, но деньги на природоохранные проекты в крае дает именно она. Во-вторых, пришел ответ от председателя Государственного комитета РФ по охране окружающей среды В. Данилова-Данильяна. Вот что он пишет: “Уважаемый Евгений Иванович! В соответствии с просьбой администрации Приморского края Госкомэкологии России рассмотрел возможность выдачи ретроспективного разрешения президенту Белоруссии А. Г. Лукашенко на вывоз из России шкуры тигра, подаренной ему во время визита во Владивосток, и сообщает следующее.
В соответствии с требованиями конвенции СИТЕС административный орган СИТЕС в Белоруссии выдал ретроспективное разрешение на ввоз шкуры в Белоруссию, срок действия которого истекает в сентябре 1998 г., и уведомил об этом секретариат СИТЕС в Женеве. Аналогичные действия необходимо произвести и российской стороне, т. е. выдать разрешение на вывоз шкуры из России.
Однако в разрешении на вывоз в графе “происхождение образца” должна быть строго документированная запись. Поскольку шкура нелегального происхождения, Госкомэкологии России письмом (№ 18-03-42/253 от 17.03.98 г.) и телеграммой от 27.03.98 г. запросил у администрации Приморского края информацию о дате ее конфискации и мерах наказания браконьера. До настоящего времени ответа на наши запросы не поступило. По имеющейся информации, органы внутренних дел и прокуратура Приморского края не предоставили соответствующие сведения в Госкомэкологии Приморского края. Во избежание нарушения Российской Федерацией положений конвенции СИТЕС убедительно прошу в возможно короткий срок предоставить исчерпывающие сведения о происхождении шкуры тигра, решения о конфискации шкуры и реализации конфиската, а также о наказании лиц, нарушивших природоохранное законодательство” (выделено редакцией).
Ни на один из этих вопросов нет официальной реакции и по сегодняшний день. Впрочем, есть версия: тигр был убит на севере Приморья браконьерами, было возбуждено уголовное дело, которое потом сошло на нет. А шкура как вещдок прибыла во Владивосток, но была передана не в краевой комитет охраны природы, как положено, а в руки президента Беларуси. Эту версию легко могут опровергнуть или подтвердить в краевой природоохранной прокуратуре - была бы соответствующая команда. Но ее нет. Есть дипломатический конфуз. Получается, что подарили президенту контрабандный товар. Нехорошо. А чтобы было хорошо и батька Лукашенко мог смело показывать зарубежным гостям шкуру тигра, приговаривая при этом: “Вот, друг Наздратенко подарил!”, нужно все-таки ответить на крайне неудобные вопросы академика Данилова-Данильяна. Тем более что эти же вопросы стала задавать и Генеральная прокуратура.
Автор: Андрей ИВЛЕВ, "Владивосток"