Должность финдиректора не потолок

Участники Восточного экономического форума встали на защиту прав женщин

13 сент. 2017 Электронная версия газеты "Владивосток" №4198 (137) от 13 сент. 2017
bbff72636504b7931435b7b3b39c5f1c.jpg

Правительство России задумалось над тем, как привлечь в экономику женщин и создать гендерный паритет. Об этом на профильной сессии третьего Восточного экономического форума заявил глава Минэкономразвития Максим Орешкин.

Плюс 28 триллионов

В качестве основной темы сессии защита прав женщин за все три года проведения ВЭФ была затронута впервые. По словам модератора площадки, проректора ДВФУ по международным отношениям Виктории Пановой, для подобной дискуссии сложились необходимые условия.

– Еще пять лет назад такая сессия в России была бы невозможна, – заметила она. – Не было такого внимания к нашим вопросам. Сейчас наша страна является одним из лидеров в защите женских прав. Наши женщины активно участвуют в политике, занимают высокие государственные посты и должности в бизнесе. Тем не менее остается огромное пространство для дальнейшей работы. Женщины до сих пор не имеют тех же возможностей, что и мужчины. Было подсчитано, что мировая экономика получила бы порядка 28 триллионов долларов, если бы женщины были вовлечены в экономическую деятельность в полной мере.

С этим согласился Максим Орешкин.

– Если посмотреть на современные тенденции в мировой экономике, то мы увидим две вещи. Во-первых, рост мировой экономики напрямую связан с реализацией потенциала человека, с созданием условий для его творчества, для креативности, – сказал он. – Во-вторых, наиболее креативные и творческие экономики мира как раз те, где большую роль играют женщины.

Максим Орешкин подчеркнул, что «для России эта история очень важна». По словам министра, экономика России – это экономика со средним доходом и для выхода на более высокий уровень необходим качественный скачок в развитии новых отраслей.

– Без креативности и творчества здесь нельзя, – отметил Орешкин.

Также, по его мнению, усиление роли женщин в экономике необходимо в условиях сложной демографии.

– В ближайшие пять-шесть лет численность экономически активного населения будет снижаться, – объяснил он. – Таковы долгосрочные демографические тренды. Среди экономически активного населения активность женщин намного ниже, чем мужчин. Это не всегда осознанный выбор женщины. Иногда устроиться на работу и реализовать свой потенциал не позволяют условия в экономике. Одна из ключевых наших задач на ближайшие пять лет – предоставить возможности тем женщинам, которые хотят и могут работать.

– Участие женщин в общественной и политической жизни страны – яркий признак зрелости общества. Мы с сожалением должны констатировать, что у нас мало женщин не только в руководстве страны. В регионах, в крупных компаниях мало. Мы должны стремиться к тому, чтобы власть была сбалансированной. Присутствие женщин во власти всегда делает ее более взвешенной и более дееспособной, – прочитала с листка Анна Цивилева, председатель совета директоров компании Kolmar Sales and Logistics. – Это не мои слова, – добавила она. – Это слова президента Владимира Путина. Но я могу под ними подписаться.

Женский взгляд

Тележурналист и депутат Госдумы Оксана Пушкина назвала достоинства и недостатки современной России в области защиты прав женщин.

– Что у нас хорошо? На мировой арене мы прилично выглядим с показателями детской смертности и подростковой беременности, – сообщила она. – Мы практически близки к идеалу по гендерному паритету в образовании. И есть устоявшийся тренд по равенству с мужчинами в правах.

В колонку со знаком минус Оксана Пушкина поместила дискриминацию в заработной плате.

– По данным Росстата и Минтруда, зарплаты женщин на 40 % ниже, чем у мужчин на аналогичных должностях, – сказала она. – Премии ниже в два раза. Самые высокие зарплаты в стране наблюдаются в сфере добычи полезных ископаемых. В этой области только одна пятая работников – женщины. Наша сфера – здравоохранение и образование, где маленькие зарплаты и, как следствие, нищенские пенсии. Более того, с 1997 года и до сих пор существует позорный список запретных профессий. Он не учитывает научно-технический прогресс. Этим списком сегодня защищают не женщин, а мужчин, чтобы не отобрать у них высокооплачиваемые профессии. Надо избавляться от этого как можно быстрее.

Оксана Пушкина рассказала о том, что в профессиональной сфере женщины часто сталкиваются с таким понятием, как «стеклянный потолок».

– По данным Минпромторга, только 10 % ключевых руководящих постов на коммерческих предприятиях заняты женщинами, – отметила она. – Потолок нашей карьеры – должность финансового директора. Редко – коммерческого. И почти никогда – генерального. Стратегическими задачами бизнеса у нас пока еще занимаются мужчины.

По словам депутата, защита женских прав в России сталкивается с отсутствием организованного и понятного движения. Она привела в пример нью-йоркских феминисток, которые готовы выходить на улицу и выражать протест в каждом случае, когда считают свои права нарушенными.

– Мы же приняли закон о декриминализации домашних побоев, – заметила Пушкина. – Де-факто поощрили насилие: бейте, мужики, детей и женщин. К сожалению, когда закон проходил второе и третье чтения, я болела и не могла голосовать против. В тот момент, когда закон принимался, у его авторов и сторонников были письма от родителей. Эти родители считают, что шлепать детей не только можно – это даже входит в традиции русских семей. И с этими посланиями авторы законопроекта дошли до первых лиц государства. Проблема в том, что у нас не было других писем. Нам, противникам закона, просто не на что было опереться. Нам надо объединяться, нам не хватает обратной связи. В Нью-Йорке женщины могут объединиться, когда это необходимо. Они могут выйти на улицы, пройти маршем. А мы пока не можем.

Техническая революция на кухне

– Женщине, чтобы получить признание коллег, нужно делать свою работу максимально качественно, гораздо более качественно, чем мужчине на той же должности, – считает Анна Попова, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, доктор медицинских наук и профессор. – К сожалению, это данность. Чтобы женщина стала успешной в профессии, она должна быть безупречна. При этом на ней по-прежнему лежат обязанности по делам семьи, воспитанию детей. Надо освободить женщин от бытовых обременений. Надо, чтобы наравне с детскими садами работали ясли. Сегодня мы делаем все возможное, чтобы занять детей с полутора до трех лет. Затем должно быть хорошее школьное образование, чтобы ребенок был накормлен, присмотрен и здоров, а родители в это время могли реализовать себя. И еще одна вещь: необходимо освободить руки женщины от домашних хлопот. У нас революция в стране произошла, когда появились автоматические стиральные машины. Сейчас есть посудомоечные машины, другая техника. Обеспечьте бытовыми приборами матерей, освободите им руки, а голова у нас уже творчески сориентирована.

Не останавливаться в профессии

– По данным статистики, среди выпускников университетов число мужчин и женщин примерно равно, – отметила Светлана Чупшева, генеральный директор Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ). – А вот трудоустраиваются в основном юноши. Многие девушки к этому времени становятся матерями, домохозяйками. Надо помочь им именно в этот период – на время беременности и воспитания ребенка.

С этой идеей согласился Максим Орешкин. По его словам, две трети сотрудников Минэкономразвития – женщины.

– Если посмотреть на наше трудовое законодательство, то в нем нужно больше внимания уделить частичной и удаленной занятости женщин, чтобы они могли выстроить под себя удобный баланс между семьей и работой. У нас, например, есть закон о госслужбе. Согласно ему, если женщина вышла в декрет, то ее способности использовать уже невозможно. Даже если это специалист очень высокой квалификации, незаменимый профессионал. Нельзя нанять такого сотрудника на удаленную или частичную занятость. Профессиональный рост замораживается. Правительство сегодня рассматривает эту проблему и разрабатывает пакет мер по ее решению.

Прозвучавшую в ходе сессии идею о квотировании женских мест в бизнесе и на госслужбе министр не одобрил.

– Я против искусственных мер, – сказал Максим Орешкин. – Каждая компания уникальна. На ее кадровую политику должны влиять сигналы рынка, а не уравниловка. 

Автор: Сергей ПЕТРАЧКОВ