Нешокирующая Азия

«33 холста» – так называется персональная выставка художника Сергея Горбачева, открывшаяся в выставочных залах Приморского отделения Союза художников России.

7 сент. 2017 Электронная версия газеты "Владивосток" №4195 (134) от 7 сент. 2017
8f0bc85ee49621a1a972e70e1f1767bb.jpg

Сам автор объясняет название довольно прозаично: «Во время подготовки к выставке, когда задумывался баннер, меня спросили: сколько всего будет работ? Я ответил: ну, примерно 30. Мне говорят: а давай – 33, и число красивое, и для названия отлично подойдет! Я согласился».

А искусствовед Ольга Зотова, куратор выставки, дополняет: задолго до начала вернисажа художник тщательно замерил все четыре зала союза художников и рассчитал, сколько работ они могут вместить. Так что ни одной лишней или недостающей картины здесь нет.

Каждый зал на выставке, по сути, тематический. Один полностью занят Японией, во втором сошлись Китай и Израиль, в третьем – Вьетнам и Владивосток, а в четвертом – Вьетнам, Владивосток и Польша. Вот такой непростой, но очень красочный и философский коктейль получился…

– На самом деле тема выставки простая: показать Азию, в которой я побывал, рассказать о том, что увидел, – говорит Сергей Горбачев. – Будучи на пленэрах в Японии, Китае, Вьетнаме, я не только постоянно рисовал, но и общался с жителями тех городов, в которых бывал, постоянно узнавал что-то новое и интересное. Другой образ жизни, другой ритм… И все впечатления выразились в работах. Они не только о внешнем облике той страны, где я был, но и о том, какая она внутри. Вот, к примеру, Япония. Был там в апреле, в момент цветения сакуры. И представить не мог, что даже молодые японцы, отправляясь полюбоваться на сакуру, могут надеть красивые кимоно и прогуливаться в них. Мне было интересно смотреть, подмечать тонкости: как они с природой общаются, друг с другом. Все было так пронизано светом, так много было нежных красок, что и мои работы получились почти акварельной прозрачности. Показалось, что я понял суть японской души: они очень нежные, искренние в личных отношениях, хотя и очень жесткие в бизнесе.

Каждый зал выставки у Сергея Горбачева получился выдержанным в разных тонах – от нежной, сиренево-розово-зеленоватой Японии до золотого, залитого солнцем Вьетнама и красно-черной, яркой, едва ли не кричащей Польши.

– Вьетнам у меня вышел желтым с яркими пятнами, наверное, потому, что остался в памяти как напоенный солнцем. Китай – цвета воды и бамбука – это мое впечатление от города Нинбо, который стоит на Великом шелковом пути. А Польша такая получилась, потому что этот триптих посвящен не столько самой стране, сколько реконструкции Грюнвальдской битвы, на которой мне довелось побывать в прошлом году, – поясняет Сергей Горбачев. – И конечно, не мог не выставить работы, на которых Владивосток. Токаревская кошка, вид на мост… Я живу в этом городе уже более 40 лет и нежно его люблю. Как же без него на выставке? Конечно, это не совсем буквальные пейзажи, на той же Токаревской кошке все выглядит немного иначе, но я хотел бы, чтобы так было: чайки, которых никто не трогает, чистота до прозрачности и только синее-синее море. Гармония!

«Пьяная креветка» – в определенном смысле тоже образ Владивостока, образ отдыха многих владивостокцев. У персонажей на этой картине есть прототипы – муж, смотритель маяка, и его супруга. Они такие гостеприимные. Стоит только приехать к ним, как сразу накрывают на стол, угощают, радуются. Я не смеюсь над этими людьми, я испытываю к ним нежность…

– Художник дал своей выставке название «33 холста», а я бы назвала ее «Про все стороны света», – комментирует Ольга Зотова. – Потому что мы действительно можем увидеть здесь и Азию, и Африку, и Европу, причем каждая из них предстает именно такой, какой ее прочувствовал и понял Сергей Горбачев. Кстати, в одном из залов мы выделили место под графику, карандашные наброски. Бывая в Японии, Китае, Вьетнаме, Сергей много рисует карандашом, запечатлевая узнаваемые детали. Уже потом, в мастерской, основываясь на этих набросках, создает портреты тех городов и стран, в которых побывал. Эмоциональные, лиричные и в то же время очень точные в мелочах, узнаваемые.

А главный посыл выставки «33 холста», по словам Сергея Горбачева, прост: художнику хотелось, чтобы зрители, пришедшие на вернисаж, ненадолго перестали думать о проблемах, чтобы в их мыслях появились чистота и позитив.

Кстати

На открытии выставки заместитель главы администрации Владивостока Игорь Ткаченко вручил Сергею Горбачеву почетную награду – медаль «За вклад в развитие города».

  

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ