Знай наших бунтарей, Москва
Современное искусство Владивостока покоряет столицу России
Одну из самых ярких и массовых в истории арт-Приморья выставок – знаменитый «Край бунтарей. Современное искусство Владивостока. 1960–2010-е» покажут в Москве. Открытие состоится 5 сентября в Московском музее современного искусства. Впервые в столице государства в полном объеме покажут работы владивостокских художников – как молодых, так и тех, кто предопределил возникновение концептуального и неофициального искусства на Дальнем Востоке.
Несмотря на свою «закрытость», столица Приморья всегда была местом синтеза культур и идей: город, несомненно, занимает особое место на художественной карте страны. По замыслу кураторов Алисы Багдонайте и Веры Глазковой, выставка «Край бунтарей. Современное искусство Владивостока 1960–2010» в музее современного искусства призвана проследить, как в работах владивостокских художников ХХ века зарождалась тенденция к критической позиции, занимаемой художником.
– Нам есть что показать и чем гордиться, – утверждает искусствовед Наталья Левданская. – Наши арт-бунтари, в середине 60-х начав осваивать авангардное искусство, пошли против течения: в советское время их не принимали в Союз художников, они не могли устраивать выставки, поэтому не получали мастерских, заказов. Официальное искусствоведение их просто не замечало: самодеятельные, о чем тут говорить! Но они творили, продолжая работать в тех жанрах, которые были близки их пониманию прекрасного. Помню, как однажды коллеги-москвичи попросили нас показать мастерскую Рюрика Тушкина, а мы, к стыду нашему, там ни разу не были – он же считался авангардистом…
Да, эти художники шли своим путем в искусстве, но они не были нонконформистами, в их протесте не было политической подоплеки, сопротивления режиму. Они бунтовали в сфере художественной, отстаивали свою позицию, право на самовыражение.
Признание ко многим, чьи работы представлены на выставке «Край бунтарей. Современное искусство Владивостока. 1960–2010-е», пришло слишком поздно. К примеру, здесь впервые показаны работы первых авангардистов Владивостока Владимира Самойлова и Виктора Грачева. Более 40 лет их произведения пролежали в фондах Приморской картинной галереи…
Чтобы собрать экспозицию, кураторы «Зари» объединились с музеем современного искусства «Артэтаж», галереей «Арка», Приморской картинной галереей. В итоге зрители увидели (в одном собрании) творения Виктора Шлихта, Рюрика Тушкина, Виктора Грачева, Александра Пыркова, Александра Киряхно, Виктора Федорова, Геннадия Омельченко, Юрия Собченко, Андрея Камалова, Федора Морозова, Михаила Павина и многих других, включая представителей мастерской «33+1» Петра Горелова и Ашота Бобыкина.
Почти год выставка «Край бунтарей» радовала зрителей в залах «Зари», затем был издан прекрасный каталог-альбом, а сами работы упаковывались для путешествия в Москву. Впервые столица России примет такую экспозицию, которая убедительно и наглядно докажет: даже на самом краю света нет и не было провинции, во всяком случае, в творческой, художественной жизни.
Зрителям Белокаменной представят обширный срез современного искусства Владивостока: от первых опытов неформального искусства 1960-х до широкой палитры неомодернистских поисков конца XX – начала XXI века. Через произведения Виктора Федорова, Александра Пыркова, Александра Киряхно, Федора Морозова, Геннадия Омельченко, Юрия Собченко, Михаила Павина, Ильяса Зинатулина и других кураторы выставки предлагают взглянуть на историю появления и развития андерграундного арт-движения в приморской столице, проследить, как в работах владивостокских художников ХХ века формальные эстетические предпочтения уступают место смелым художественным экспериментам.
Выставка «Край бунтарей» в Mосковском музее современного искусства – это попытка представить владивостокское искусство на высоком уровне, а также возможность привлечь внимание зрителей и профессионалов к искусству Дальнего Востока.
– Помню, как много лет назад, когда только начала вывозить работы наших художников на арт-ярмарки в Москве, тамошние знатоки посматривали на приморское искусство свысока. Даже с долей снобизма, мол, да ладно, Владивосток – там что, еще и рисуют? – вспоминает куратор выставки, владелица галереи «Арка» Вера Глазкова. – А я представляла все новые и новые имена, и это было важно: художники, которых возила, получали такой заряд творческой энергии, такой импульс! Они попадали в прекрасные коллекции. Например, работы Кати Кандыбы попали в ГЦСИ, Миши Павина – в мультимедиа-арт музей, Александра Пыркова отметили в Берлине… Эти семь лет ярмарок были тяжелыми, но очень важными. Однако показать масштабную выставку во Владивостоке у меня не было возможности. Просто потому, что не было помещения, которое вместило бы столько работ…
Но когда появился ЦСИ «Заря» и Алиса Багдонайте заговорила о проекте, который потом реализовался как «Край бунтарей», я с огромным оптимизмом участвовала в нем. И это было такое счастье, что мы и здесь показали, и в Москве покажем лучших приморских художников современного искусства, тех, с кем я прошла такой долгий путь… «Край бунтарей» стал для меня тем праздником, о котором долго мечтала. Думаю, и для тех художников, которые дожили до этой выставки, тоже был огромный праздник.
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ