Шубы «побелели»
Розничные продажи меховых изделий в России выросли в шесть раз. Об этом газете «Известия» сообщили в пресс-службе Минпромторга, сравнив продажу изделий с августа 2016 года по июль 2017-го с аналогичным периодом 2015–2016 годов. Но взрывной рост не означает резкого похолодания или внезапного повального увлечения нарядами из меха животных. И уж, конечно, не говорит об увеличении благосостояния россиян. Увы…
По мнению ведомства, рост обеспечила легализация рынка за счет введения маркировки шуб. По словам специалистов, со временем процент «задекларированных» продаж будет только расти, ведь в теневом секторе все еще около половины мехового бизнеса.
Продажи меховых изделий в России с августа прошлого года по июль 2017-го составили более 56,7 млрд рублей, сообщили «Известиям» в пресс-службе Минпромторга. Представители ведомства связывают фиксируемый рост продаж с «обелением» рынка благодаря введению маркировки шуб.
По данным Федеральной налоговой службы (ФНС), сегодня в информационном ресурсе маркировки товаров из натурального меха зарегистрировано более 9 тыс. участников. Ими промаркировано порядка 4,1 млн изделий.
Год назад стартовал пилотный проект по маркированию товаров легкой промышленности с целью противодействия незаконному обороту товаров – продукцию из натурального меха промаркировали радиочастотными RFID-метками. В результате из теневого сектора вышли 20 % предпринимателей, сказали в пресс-службе Минпромторга.
– К сожалению, недобросовестные участники рынка зачастую работают без соответствующей регистрации и без уплаты обязательных таможенных и налоговых платежей. До начала проекта оборот меховых изделий за весь 2015 год, по сведениям из официальной статистики Росстата и ФТС России, составлял порядка 300 тыс. единиц, – сообщили в ведомстве. – Розничные продажи, по данным маркетинговых исследований, составили 8,5 млрд рублей, а прогнозные показатели отраслевых ассоциаций на 2016 год (по количеству товаров, находящихся на рынке) – 2,5 млн единиц.
В пресс-службе сети магазинов «Снежная королева» уточнили, что в 2016–2017 годах покупатели чаще всего приобретали норковые шубы в низком ценовом сегменте.
– 70 % коллекции составляют меховые изделия из норки. 15 % пришлись на модели из меха песца и разных видов лисы. Оставшиеся 15 % – на модели из мутона, куницы, нутрии, кролика, енота и более редких и дорогостоящих – каракуля, рыси и соболя, – рассказали в пресс-службе.
Президент Российского пушно-мехового союза Сергей Столбов обратил внимание, что в шесть раз выросло количество «задекларированных» продаж. В целом по рынку спрос на меховые изделия упал.
– Статистика говорит о легальном обороте (еще около 50 % находятся вне правового поля). Из-за кризиса реализация меховых изделий легального и теневого секторов вместе, по экспертным оценкам, за прошлый год снизилась на 20–25 %. Стабильны продажи только товаров класса люкс, – сказал Сергей Столбов.
Он отметил, что введение RFID-маркировки никак не повлияло на стоимость шуб.
– Затраты не превышают 100 рублей на одно изделие. Клиенты стали проверять маркировку. Тем более что сегодня есть приложение, которое метку считывает, – отметил Сергей Столбов.
Директор Центра конъюнктурных исследований Высшей школы экономики Георгий Остапкович считает, что полностью исключить теневой сектор в меховом бизнесе не получится.
– Нелегальный бизнес только растет, хоть и небольшими темпами. И проблему нужно решать на правительственном уровне: надо создать нормальный предпринимательский климат, дать соцпакеты бизнесу, гарантии, тогда и теневики легализоваться захотят. Ведь нелегальный предприниматель не испытывает того административного давления, которое на себе чувствует официальный бизнесмен. При этом благодаря маркировке со временем еще часть меховых продаж легализуется, – сказал Георгий Остапкович. – Кроме того, теневой бизнес формируют и сами покупатели, которым неважна маркировка, а принципиальна только низкая цена пускай и не всегда качественного товара.
Маркировка меховых изделий – начало кампании по противодействию незаконному обороту промышленных товаров. Минпромторг уже подготовил перечень продукции для введения маркировки. В него вошли обувь, верхняя одежда, куртки, блузки, сорочки и т.д.
Автор: Евгений СИДОРОВ