Когда открывается дверь…
Хотите узнать, чем мы отличаемся от остальных россиян?
В девятый раз во Владивостоке при активной поддержке администрации города пройдет биеннале визуальных искусств. Продлится этот творческий праздник с 22 сентября по 20 октября. Приморскую столицу ждет целая волна интересных выставок, мастер-классов, лекций, ярких проектов.
Об этом и многом другом наша беседа с Юлией Климко и Анастасией Федоровой, учредителями межрегионального фонда социально-культурных инноваций «АртПасс», организаторами девятого Владивостокского биеннале визуальных искусств.
Время самоидентификации
Биеннале, как известно, – это масштабный арт-фестиваль, который проводится раз в два года.
– Помнится, предыдущий биеннале в нашем городе проходил не два года назад, а много раньше…
– Да, это так, – соглашается Анастасия Федорова. – Видимо, не было задела, художественное сообщество было насколько объединено, настолько и разобщено. Не хватало цемента, так сказать. Все говорят: нам бы хотелось показывать свои работы, хотелось бы и на других посмотреть, но до превращения слов в дело не доходит.
И когда мы поняли, что биеннале может стать таким цементом, что его нужно проводить, мы пошли в администрацию Владивостока – к Елене Щеголевой. Это было зимой, Елена Борисовна тогда была заместителем главы администрации. Она нас выслушала, очень доброжелательно отнеслась к идее, отозвалась на нее и сказала, что администрация города поможет нам, поддержит всеми посильными способами. Кстати, такую же деятельную поддержку мы получаем и от сменившего ее на этом посту Игоря Ткаченко. Когда мы говорили с Еленой Борисовной, уже работал муниципальный центр современного искусства «Артэтаж», и было видно, что город живет активной культурной жизнью.
– Во всех городах, где проводятся биеннале, художественное сообщество так или иначе решает социальные вопросы, такие как самоидентификация, самоопределение, а это особенно важно у нас, в Дальневосточном регионе, во Владивостоке, – добавляет Юлия Климко. – Мы и часть АТР, и часть России. Мало того, мы живем у моря, а это особая территория, мы отличаемся от россиян, которые живут в Сибири и дальше на запад. И ответ на вопрос, кто же мы, интересно просматривать через призму художественного взгляда на мир, через обсуждение вопросов культурологического кода.
История про порт и акваторию
– Биеннале – это не демонстрация искусства как такового, это всегда процесс, имеющий свою тему исследования, – объясняет Анастасия. – К нему привлекаются не только художники, создающие полотна, инсталляции, медиапроекты, но и искусствоведы, которые пишут об искусстве, критики, которые анализируют, куда движется искусство. Биеннале – это про будущее, на нем всегда говорят о том, как развивается современное искусство, куда идет, что сегодня актуально, чего хочет и чего ждет зритель, а что, наоборот, становится неактуальным и отмирает. Поэтому у девятого биеннале есть тема – «Морфология порта» – и четыре программы: основная, образовательная, параллельная и специальная.
Основная программа имеет куратора и будет состоять из серии проектов. Образовательная – это про то, как мы с вами видим искусство, кому оно интересно и какой должен быть зритель, как его надо погружать в искусство. Ну и так далее. И, заметьте, биеннале никогда не является конечным продуктом: вот мы провели его, можно ставить точку и два года отдыхать. Нет, один куратор передает другому, процесс идет непрерывно.
– Мы не хотели брать тему биеннале, которая просто бы красиво звучала, мы хотели говорить языком искусства о том, что нам действительно близко и важно, – говорит Юлия. – И в этом смысле «Морфология порта» весьма удачный вариант, как нам кажется. Морфология – наука о строении чего-либо, о составляющих. И мы хотели бы поговорить о многих составляющих порта. Что такое порт для Владивостока? Это и градообразующее предприятие, важное для экономики, и военный порт, закрытый настолько же, насколько открытый. Мало того, слово «порт» происходит от французского слова la porte, что означает «дверь». А дверь – это один из самых многозначных символов в искусстве. Такая многогранность темы позволяет раскрыть ее с разных сторон и поднять важные вопросы.
– Насколько мне известно, куратором основной программы биеннале выступит Сян Липин?
А.Ф.: – Да, и это большая удача. Все, кто понимает, как сложно устроен мир искусства, удивляются, как нам удалось заполучить такого куратора: она входит в мировой топ-50 лучших кураторов в искусстве, возглавляет кураторскую группу Шанхайского биеннале, она же главный куратор Первого государственного музея современного искусства в Китае – «Электростанция искусства». Азиатское восприятие вещи не самой по себе, а как чего-то, что несет в себе историю, философию, будет в тех проектах, которые привезет Сян.
Ю.К.: – По предложению Сян Липин тема «Морфология порта» в основной программе биеннале будет раскрыта под девизом «Правила игры». Это про определенную коммуникацию, потому что порт – это территория у океана, где всегда нужно быстро реагировать, создавая новые правила. Да и сами мы всегда находимся внутри неких правил игры…
Что касается образовательной программы, то тема «Морфология порта» позволяет нам формировать ее таким образом, чтобы она была интересна разной аудитории: и профессионалам, с которыми мы хотим поговорить об искусствоведении, и широкой аудитории, например детям.
Специальная программа тоже ориентирована на широкую аудиторию, она не раскрывает буквально тему, но демонстрирует те культурные связи, которые есть у нас. Потому что порт – это место, где завязываются самые разные контакты.
Кого и где увидим нынче
– К слову о контактах. Так кого же мы ждем в гости на биеннале, какие выставки увидим?
Ю.К.: – У нас будет выставка из музея провинции Гуандун – ретроспектива художницы Чжэн Шуан. Она племянница последнего императора Китая Пу И, ей 80 лет. Родилась в Маньчжурии, училась в Пекине, добилась признания во всем мире.
Предварительное согласие приехать на биеннале давали знаменитые художники Илья и Эмилия Кабаковы, но затем по объективным причинам они отказались. Однако их проект будет представлен зрителю. Это, скажу вам, такой проект, что все ахнут!
А для другой выставки к нам едут пять тысяч фарфоровых чаш – представляете, как мы волнуемся?
Свое участие подтвердили Виктор Мизиано – это главный редактор «Художественного журнала», Дэвид Элиот, много лет изучающий русское и советское искусство, также он много лет возглавлял музей «Море» в Токио. Будет один из лучших российских художников, работающих в Азии, – Константин Бессмертный. Он окончил Дальневосточный институт искусств и в начале 90-х переселился в Макао, где и живет по сей день, именно оттуда его работы покорили мир. А во Владивостоке его выставок не было 20 лет, и вот теперь она пройдет в «Артэтаже».
– Какие площадки будут задействованы?
А.Ф.: – Выставочных пространств во Владивостоке не так много, и мы, понимая это, постарались занять любой уголок, в котором можно сделать выставку. Спасибо владельцам разных залов, помещений, которые отзываются на наши просьбы.
Ю.К.: – Мы хорошо понимаем, что профессиональное искусство достойно показа в подходящих для этого помещениях. Но в то же время считаем, что искусство должно выходить к зрителю. Поэтому среди площадок у нас – «Артэтаж», «Арка», Приморская картинная галерея, ЦСИ «Заря». А также Приморский океанариум,
Владивостокская крепость, набережные ДВФУ и Цесаревича. Пока у нас точно подтверждено около 40 выставочных проектов – это очень много, учитывая дефицит площадок.
Плотно работаем с Морским университетом, с его музеем. Ведь что такое, например, чертеж? Это техническая эстетика, произведение искусства по сути. И вообще, первые художники Владивостока были капитанами: Штуккенберг, Куянцев. А какие прекрасные фотографии морской тематики делают многие сегодняшние штурманы, капитаны, те, кто связан с морем… В общем, мы обратились в МГУ, и там пошли нам навстречу. У них, между прочим, уникальный музей, фонды которого мы хотим показать в рамках биеннале. И в этом смысле биеннале – шанс показать публике то, что есть необычного и интересного во Владивостоке, на что стоит обратить внимание, в рамках все той же темы «Морфология порта».
А.Ф.: – Все должно быть уместно и осознанно. У нас над размещением выставок и проектов работает архитектор. Мы все время держим в голове и проблему маршрута: чтобы в рамках биеннале люди могли, допустим, в течение дня посетить одну выставку, пойти на другую, а потом побывать на инсталляции. Словом, постоянно думаем о гармонии. Нам хочется, чтобы Владивосток целый месяц жил визуальным искусством, чтобы биеннале стал событием!
– Визуальные искусства – это не только живопись. Будут ли представлены другие виды искусства: театр, танец, что-то еще?
А.Ф.: – У нас есть контакты с несколькими театральными сообществами, возможно, будет привлечена Приморская сцена Мариинского театра, но это пока на стадии переговоров. А вот что точно будет, так это science-art – показ потенциала науки через искусство.
Ю.К.: – Будет показан проект Константина Худякова, который является председателем творческого союза художников, он родоначальник digital-atr в России. Надеемся, что будут скульптуры из песка. В общем, город увидит много интересного. Мы привлекаем все виды современных визуальных искусств.
– Владивостокское художественное сообщество поддержало вас в идее проведения биеннале?
Ю.К.: – Да. Хорошо помню разговор с Евгением Макеевым, когда он выслушал нас и был полон оптимизма, восторга. Для художника биеннале – возможность не просто показать свои работы, но и проявить себя именно как творец, человек, который осмысляет происходящее в нашей жизни и обращает внимание зрителей на что-то важное, духовное…
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ