Выковать гвоздь под свежие вареники
Чему могут научить кустари в XXI веке
В первое воскресенье августа в мастерской-музее «Жар-птица» в городе Фокино царит дух настоящей сельской ярмарки. Вот хозяйки в вышиванках предлагают прямо здесь приготовленные вареники, вот детвора летает на «гигантских шагах», а вот песни поют – от души, привольно. Там кузня дымит и грохочет, а здесь ряды мастеров: гончаров, ткачей, вышивальшиц, кружевниц – все хотят показать гостям, что они умеют.
А к традиционным ремеслам нынче много нового и интересного прибавилось. Так что нашлось место в ряду кустарей и валяльщицам с войлоком, и мастерам декупажа, и мастер-классу по лэмпворку от организатора фестиваля Натальи Христенко. Да всем хватило места на огромной поляне «Жар-птицы»!
– Мы проводим фестиваль, держа в голове две главные цели, – говорит (и успевает жарить на огне в чугунных формах 1902 года ароматные вафли) Максим Христенко, тоже организатор. – В первую очередь здесь собираются мастера – пообщаться друг с другом, посмотреть, кто что делает, поделиться секретами, узнать что-то новое. Это дает толчок к развитию, стремление совершенствоваться.
А еще мы думаем о том, что должны пропагандировать национальные, исконно славянские ремесла, рассказывать людям, как это интересно – работать руками. Важно показать: сегодня, в век высоких технологий, умение самому сделать кружку из глины, например, достойно уважения, как любое творчество. Ежегодно «Кустари» принимают все больше участников, в этом году их 56, да еще 10 фольклорных коллективов, ведь традиционные ремесла и славянская культура идут рука об руку.
Да, публика здесь не удивляется при виде гуляющих по поляне мужчин в косоворотках и девчонок в сарафанах да босиком. Фолк-коллективы идут со сцены прямо к зрителю – и хороводы водят, и театр-вертеп устраивают.
– В этом году мы привезли традиционный фольклор, записанный в фольклорных экспедициях именно в Приморье, – рассказывает Сергей Макаркин, руководитель ансамбля «Традиция». – Пение важно не только в культурном смысле, но и в самом практическом. Все мы живем в стрессе и часто срываемся на крик, чтобы выплеснуть его. А вот такое пение – горловое, протяжное, с надрывом – и есть выплеск крика, только в продуманной и поощряемой творческой форме. Наши прабабушки по сто лет жили, потому что они прилюдно пели протяжные печальные песни, что, по сути, есть выплеск слез и тяжких эмоций, пели открытым голосом, полным звуком – и так снимали стресс, усталость…
Вот под эти лирические да плясовые гости «Кустарей» успевали и в старинной корчме еды, на живом огне приготовленной, попробовать (участники клубов исторической реконструкции привозят с собой жаровни, котлы, готовят по вековым рецептам), и своими руками в кузне гвоздь выковать, и горшочек на гончарном круге вылепить. А главное – с мастерами поговорить, ведь у каждого своя история.
Николай Курочкин из Новонежино, к примеру, 20 лет назад увидел в лесу ивовый корень невероятной красоты, и с тех пор корнепластика стала делом жизни. А Светлана Федотова из Находки более 30 лет вяжет, вышивает, кружево плетет.
– По образованию я товаровед, а любовь к этому ремеслу у меня внутри: вязать и плести кружево меня учила бабушка, а она училась у своей мамы, – поясняет Светлана. – Я впервые на фестивале, поговорила с людьми (а народ отовсюду – от Кавалерово до Владивостока) и столько интересного узнала, кое-что даже захотелось попробовать, новое изучить. Уверена: кустарей надо собирать чаще и в разных городах, чтобы люди помнили свои корни и старались учиться ремеслу.
Со Светланой полностью согласна Мария Зварыч, директор музея-усадбы украинской культуры Фокино.
– Очень важно сохранять традиции славянской культуры, национальных ремесел, – говорит она, раскатывая тесто и наполняя аппетитной начинкой вареники. – Пока будут живы традиции, обычаи, обряды, будет жить народ и страна.
Да неужто кто-то станет спорить?
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ