Зачем английский барон гулял по Владивостоку
И чем вдохновляет наш город правнука его потомственного почетного гражданина
Наверное, это выглядело бы слишком сентиментально и даже несколько киношно, если бы у входа в дом на улице Фонтанной, 49 у Роберта Скидельски, члена палаты лордов парламента Великобритании, барона Тилтона, профессора политэкономии известного британского университета, навернулись слезы на глаза. Однако то, с каким трепетом он прикасался к стенам здания, сказало о многом. Ведь для сэра Роберта это не просто дом – это в определенном смысле родовое гнездо.
Роберт Скидельски – правнук потомственного почетного гражданина Владивостока, одного из основателей нашего города Леонтия Скидельского. А во Владивосток он приехал за историей – историей своей семьи, которая началась здесь, на берегах Тихого океана.
Сумел увидеть перспективы
– Леонтий Скидельский был одним из тех авантюристов в лучшем смысле этого слова, человеком дела, которые приехали во Владивосток в конце XIX века, – рассказывает историк Александр Кузьмин. – Скидельский был купцом 1-й гильдии, жил в Екатеринославе (сегодня это украинский Днепропетровск), и на другой край Российской империи его позвало деловое чутье, хватка. Он сумел увидеть, какие грандиозные перспективы открываются здесь…
О том, что его прадед был человеком недюжинного ума, большой деловой хватки, Роберт Скидельски знал от своего отца. И всегда гордился тем фактом, что где-то в далекой России, во Владивостоке, до сих пор стоят дома, построенные его прадедом.
– В путь на Дальний Восток меня позвало желание понять, где корни нашей семьи, – объясняет сэр Роберт. – Мне хотелось связать все те концы, что были оборваны временем, историческими событиями, хотелось связать все воедино. Я собираюсь написать книгу о своей семье, о своих предках и хочу знать все о том человеке, который заставил имя Скидельских греметь по всему Дальнему Востоку и Азии.
Очень живой город
Во Владивостоке Роберт Скидельски не просто гуляет по улицам – он активно работает в архиве Общества изучения Амурского края, стараясь найти как можно больше сведений о прадеде, много фотографирует – особенно те здания, что были построены фирмой «Скидельский и сыновья».
– Я приехал, уже кое-что изучив, немного зная о том, где и что в городе построено моим прадедом, – рассказывает он. – Но я хочу не просто увидеть эти здания – детскую больницу на улице Уткинской (ныне центр вакцинопрофилактики. – Прим. авт.), бывшее здание «Гранд-отеля» (ныне административное здание на углу Алеутской и 1-й Морской. – Прим. авт.), здание управления ДВжд, я хочу почувствовать связь времен.
Конечно, больше всего сэр Роберт мечтал увидеть дом на Фонтанной, 49 – родовое гнездо Скидельских. Когда-то это здание, ныне известное всем как одно из отделений УФМС, было семейным особняком. Красивое, окруженное садом, оно смотрело на бухту Золотой Рог со склона сопки…
– Я понимаю, почему прадед построил дом здесь, – говорит Роберт Скидельски. – Могу представить, как здесь все было век назад, какой вид открывался на море, как звучали в доме веселые голоса… Я почувствовал энергию Владивостока и сегодня: это очень динамичный, очень живой город, в котором хорошо себя чувствуют такие люди, как мой прадед, – предприимчивые, энергичные, деловые, молодые душой…
Источник вдохновения
Также Роберт Скидельски побывал с неофициальным визитом в администрации Владивостока. Во встрече приняли участие исполняющий обязанности главы города Константин Межонов, исполняющий обязанности начальника управления международных отношений и туризма администрации Владивостока Виталий Еременко, председатель Приморского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Алексей Тимченко, краеведы Нелли Мизь и Александр Кузьмин.
Константин Межонов, как сообщила пресс-служба мэрии, приветствовал Роберта Скидельски и по его просьбе подробно рассказал о развитии Владивостока. Он подчеркнул, что в последние годы именно нашему городу уделяется огромное внимание со стороны высшего руководства страны. В числе примеров – возведение уникальных мостов, нового аэропорта, кампуса Дальневосточного федерального университета, коренная реконструкция автодорог и ряда городских объектов, проведение в городе саммита АТЭС и Восточного экономического форума, статус свободного порта и другие, пока находящиеся в стадии разработки масштабные проекты.
Роберт Скидельски, который сегодня живет и работает в Лондоне, пояснил, что он впервые посещает Владивосток, но намерен вернуться сюда еще и еще, потому что в написании книги о семье Скидельских ему потребуется много работать в архивах города.
– Я еще не знаю, какую часть своей книги посвящу Владивостоку, – говорит сэр Роберт, – ведь писатель не может заранее знать, каким будет его труд. Но могу сказать точно: все, что я увидел в городе, узнал, меня вдохновляет!
Справка «В»
Как говорится на сайте Артемовского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, крупнейшего дальневосточного промышленника и предпринимателя Леонтия Скидельского (1845–1916) можно смело поставить в одном ряду с такими выдающимися представителями российского предпринимательства конца XIX – начала XX веков, как Савва Морозов, Савва Мамонтов, Павел Рябушинский.
Капиталы династии Скидельских были главной движущей силой создания известных в Приморье промышленных предприятий: Океанского фанерного завода, маслобойного завода и железнодорожных мастерских в Никольск-Уссурийске (нынешние масложиркомбинат и ж/д депо Уссурийска), электромеханических мастерских и угольных Зыбунных копей (Артем), цементного производства в Евгеньевке (ныне «Спасскцемент»). Разработка Липовецкого угольного месторождения, строительство множества капитальных зданий во Владивостоке – все это дело рук Леонтия Скидельского.
Приехав во Владивосток в 1893 году, он вскоре сумел создать строительную компанию и занять ведущее положение в отрасли, под его руководством было выполнено 30 % подрядов на строительстве Северо-Уссурийского участка железной дороги (СУЖД) Владивосток – Хабаровск и до 50 % всех искусственных сооружений северного участка СУЖД. Строительная фирма «Скидельский и сыновья» возводила мосты и станционные здания, корпуса железнодорожных мастерских и портовые сооружения, доходные дома и особняки во Владивостоке. Только земельные участки в центре города, которыми владел Леонтий Соломонович, оценивались в 676 тысяч рублей.
Леонтий Скидельский вел дела на Сахалине (одним из первых занимался поиском нефти на острове), в Корее, Китае и даже Австралии.
Сыновья Соломон и Симон после смерти отца 8 октября 1916 года наследовали промышленную империю, объем капитала которой составлял около 9,5 миллиона рублей (царских!).
В некрологе, опубликованном в газете «Владивосток» в связи с кончиной Леонтия Скидельского, было написано: «Нет эллина и иудея – есть человек. И таким сердечным, глубоко отзывчивым, честным во всех отношениях к людям был покойный».
После революции семья Скидельских осела в Харбине, где вела бурную промышленную деятельность. В 1945 году, когда пришли советские войска, Скидельские не успели эвакуироваться. Симон и Соломон были «приглашены» для беседы в прибывшие в Харбин вместе с советской армией органы НКВД и пропали навсегда. Как выяснилось много позже, они были приговорены к длительным срокам в лагерях, где и погибли.
Внуки и правнуки Леонтия Скидельского обосновались в Великобритании, в том числе и Роберт, родившийся в 1939 году в Харбине.
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ