Для кого собирают деньги в общественном транспорте?
Ответа на этот вопрос не дали ни чиновники края, ни полиция
Мальчики и девочки школьного возраста с коробками на шее, собирающие деньги на лечение больных детей, в последние два года стали уже привычной картиной в общественном транспорте Владивостока. Они называют себя волонтерами благотворительных фондов. И даже готовы предъявить документы всем желающим, дабы подтвердить свой статус. Мол, мы работаем честно, намерения наши искренние и объекты нашей опеки – реальные дети.
Нет гласности – нет ответов
Призывы юных миссионеров находят отклик в сердцах жителей и гостей Владивостока. Наши соотечественники всегда готовы оказать помощь страждущим, даже незнакомым людям.
Но лично я не бросаю купюры или монеты в коробку для пожертвований. Когда в автобус заходит представитель благотворительного фонда и начинает рассказывать историю о малыше, погибающем от неизлечимого недуга, отворачиваюсь к окну. И не потому, что у меня каменное сердце. Отнюдь! Мне очень жаль несчастных детей. Они только пришли в этот мир, еще не успели вкусить все прелести жизни, а у них уже проблемы со здоровьем. И я обеими руками за благотворительность и готов оказать посильную помощь нуждающимся деньгами либо вещами. Но лишь когда буду знать, что мои пожертвования дойдут до конкретной цели. А не застрянут в бездонной коробке на шее представителя очередного благотворительного фонда с красивым названием.
По данным представителя краевой автономной некоммерческой организации Светланы Баженовой, сегодня во Владивостоке сбором денег в общественном транспорте на протяжении почти двух лет активно занимаются два благотворительных фонда, зарегистрированных в Хабаровске. Следовательно, о своей деятельности в Приморье эти общественные организации не отчитываются ни в краевом управлении Министерства юстиции РФ, ни в региональной налоговой инспекции . Это не противозаконно. В Приморье функционирует много компаний, фирм и предприятий, зарегистрированных в других федеральных округах нашей страны. И юридическая, а также налоговая привязка к другому региону не мешает им добросовестно работать и зарабатывать.
И все же хотелось бы, чтобы жителей Приморья, поддерживающих рублем начинания хабаровчан, извещали, в какие финансовые потоки вливаются их монеты и банкноты. И доходят ли эти вливания до объекта поддержки, то есть до больного ребенка. Но такая информация до общественности не доводится. Отсюда различные слухи и домыслы. Как следствие, растет недоверие людей к филантропии вообще и к благотворительным фондам в частности. К сожалению, сами фонды чаще тратят время на выяснение отношений между собой, чем на популяризацию благотворительности как таковой. В том числе и путем обнародования своей деятельности.
Мошенники, вы где?
Вопросу легитимности существования иногородних благотворительных фондов на территории края был посвящен круглый стол, недавно состоявшийся в администрации края. Его организатор – союз благотворителей и социальных организаций Приморья «Во имя добра». Повестка мероприятия интригующая и почти сенсационная – «Противодействие мошенничеству в сфере благотворительности».
На круглый стол были приглашены представители краевой прокуратуры, городской полиции, следственного управления СК России по Приморскому краю, краевого управления Минюста РФ, местных благотворительных организаций и фондов, чиновники краевой администрации. Всего собралось около 20 человек.
Если верить гневному спичу модератора мероприятия Светланы Баженовой, то «волна мошенничества в филантропии захлестнула эту сферу во всероссийском масштабе, причем в нелегальный бизнес для работы в полях активно вовлекаются несовершеннолетние дети». Цитата дословная.
Отсюда вопрос: если мы обличаем хабаровские благотворительные фонды в мошенничестве, якобы творимом чужаками во Владивостоке, то где наглядные примеры нелегального бизнеса? Где баснословные суммы, которые негодяи умыкнули у больных детей? Где потерпевшие от незаконной деятельности мошеннических фондов? В ответ тишина. Официальных данных у обличителей нет, за круглым столом было много эмоциональных высказываний, но мало цифр. Это во-первых. Во-вторых, если благотворительностью прикрываются некие аферы, то здесь должна работать статья 159 УК РФ «Мошенничество». А борьба с криминальными элементами – это прерогатива правоохранительных органов, а не общественности.
Между тем, как заявил заместитель начальника Управления Минюста РФ по Приморскому краю Алексей Петров, за последние два года его ведомство не получило ни одной жалобы на деятельность благотворительных фондов, зарегистрированных в Хабаровске. Нет таких заявлений и у полицейских. Тогда о каком мошенничестве здесь идет речь? Как говорится, на нет и суда нет. Кроме того, по словам представителя городской полиции, из-за сокращения штатной численности у силовиков нет людей, чтобы заниматься сборщиками денег в автобусах и на улице. С насущными проблемами справиться бы, с более серьезными нарушениями закона – грабежами, бытовым хулиганством, карманниками, домушниками и угонщиками автомобилей.
Можно, конечно, на нормативном уровне запретить сбор пожертвований в общественном транспорте. Как это сделали, кстати, в Санкт-Петербурге. Чтобы водители не пускали коробейников в салон или запрещали им работать во время движения автобуса. Такое предложение прозвучало от Алексея Петрова. Его поддержал директор краевого департамента внутренней политики Павел Ясевич. И тут же отметил, что, если благотворительные фонды выгнать из транспорта и с улиц, они уйдут в торговые центры, в Интернет. Либо придумают новые схемы относительно честного отъема денег у граждан. В итоге идея изгнания потеряла свою актуальность. В торговых центрах города, а также во Всемирной сети давно уже идет сбор благотворительных пожертвований на всевозможные цели.
Кроме того, лично мне трудно представить, как водитель автобуса будет выгонять волонтера благотворительного фонда из салона, когда у него одна рука на баранке, другая раскладывает монеты по номиналу в ячейки поролоновой «казны».
И почему, собственно, водитель должен кого-то выгонять из автобуса? Волонтер такой же гражданин России, как и все мы. И у него такие же права, гарантированные Конституцией. Кто может ему запретить зайти в салон общественного транспорта, если, конечно, он не пьян в стельку и не вымазан в грязи?..
Что касается несовершеннолетних, о которых пекутся организаторы круглого стола и которых «мошеннические» благотворительные фонды привлекают на работу, то здесь ответ однозначный. Для начала посмотрите на себя! Ребята не пойдут туда, где им плохо, где им скучно и неинтересно. Какие бы деньги им ни сулили. И если сегодня подростки трудятся на стороне нелегального, как подозревают организаторы круглого стола, бизнеса, то это упрек прежде всего родителям. Которые, видимо, не знают, чем занимаются их дети.
Кто на кого бросает тень?
Сегодня в России действует декларация о добросовестности в сфере благотворительности, подписанная более чем 200 некоммерческими организациями, в том числе и зарегистрированным в Приморье благотворительным фондом «Сохрани жизнь», возглавляемым Светланой Горковенко. Этот документ не имеет юридической силы, исполнение его пунктов на добровольной основе. Претензии могут высказать только коллеги.
Собравшихся за круглым столом в администрации края в агрессивности не обвинишь – никто даже бранного слова не сказал. Но в течение почти двух часов организаторы внушали присутствующим мысль о непорядочности двух благотворительных фондов из соседнего региона, успешно работающих на чужой территории.
– Деятельность по сбору благотворительных средств и финансовая отчетность этих фондов не является прозрачной в нарушение требований закона, – резюмировала представитель организаторов мероприятия, не уточняя, какую норму закона нарушили пресловутые фонды из соседнего региона. – Мы подняли этот вопрос, поскольку подобные мошеннические фонды своими действиями бросают тень на все некоммерческие и благотворительные организации, законопослушно и добросовестно относящиеся к своей деятельности.
Как точно сказано – «бросают тень»! Иными словами, пришлые мешают работать во Владивостоке местным благотворительным структурам. Вот вам и лейтмотив мероприятия.
Кстати, если фонды официально зарегистрированы в Хабаровске, то почему с подачи некоторых участников круглого стола к ним приклеили ярлык мошенников? Поймите меня правильно, я не защищаю хабаровчан. Тем более не против деятельности общественных благотворительных фондов в принципе. Если государство не в состоянии помочь своим гражданам, между прочим налогоплательщикам, то, как говорится, спасение утопающих – дело рук самих утопающих.
Что касается волонтеров с коробками на шее, то на вопрос, давать им деньги или не давать, каждый решает сам, как велит совесть. А если действительно будут выявлены факты мошенничества благотворительных фондов, то общественность узнает об этом из сообщений пресс-службы УМВД РФ по Приморскому краю. И для этого нет необходимости собирать очередной круглый стол. Тем более что он так и не дал ответа на главный вопрос, действительно волнующий общественность: доходят ли до больных детей средства, которые в транспорте собирают приморские ребята? И реальны ли дети, на чье лечение волонтеры просят помощи у далеко не самых богатых россиян ?
Автор: Сергей КОЖИН