Дождись последней ноты
Я нисколько не сомневаюсь в том, что Владивосток является культурным центром на востоке страны. В городе всегда был целый пласт ценителей классической музыки, ее преданных слушателей, старающихся посещать любые концерты.
У нас имеются собственные институт искусств, музыкальный колледж и несколько музыкальных школ. Тихоокеанский симфонический оркестр считается одним из лучших за Уралом. В его репертуаре – произведения российских и зарубежных авторов, в том числе и великих Чайковского, Шуберта, Мусоргского, Брамса, Прокофьева, Генделя, Стравинского, Моцарта, Римского-Корсакова, Штрауса, Свиридова, Бетховена, Шнитке, Шопена, Рахманинова…
Краевая филармония выпестовала множество известных оперных певцов. Не считают зазорным приехать к нам исполнители мирового уровня. Ну и конечно, «масла в огонь» подлило открытие Приморской сцены Мариинского театра, где подобран сильный коллектив исполнителей. На балетные и оперные постановки, на живую музыку приезжают даже зрители из Японии, Кореи, Китая. Что уж тут говорить о приморских почитателях классического искусства. Люди собираются со всего края.
И вот на что я обратил внимание. Многим из нас не хватает знаний и культуры поведения.
На последнем фестивале «Дальневосточная весна» мне посчастливилось побывать на двух концертах: баяниста Юрия Медяника вместе с Emotion-orchestrа и Пекинского международного симфонического оркестра с художественным руководителем и главным дирижером Марией Науэн во главе.
Оба композитора и музыканта перед началом своих концертов просили публику не хлопать между частями исполняемых ими произведений, а делать это только после финального аккорда. Как же поступила уважаемая публика? С точностью до наоборот. Не все, но некоторые старались аплодировать в тот момент, пока дирижер и музыканты на сцене переводили дух после отыгранной части и собирались с силами перед следующим фрагментом.
Никого не осуждаю и не насмехаюсь. Просто предлагаю на будущее принять данные правила игры.
Кстати. Первым за запрет аплодисментов в середине исполнения выступил Вагнер на премьере своей музыкальной драмы «Парсифаль» в 1882 году. Не все согласились с мнением маэстро. С переменным успехом на концертах в Европе преобладали слушатели из числа сторонников и противников аплодисментов. А в 1929 году в Старом Свете даже проводилось голосование по данному вопросу. Лишь после общего обращения дирижеров континента была принята за основу нынешняя система, когда музыкантов благодарят на последней ноте.
Автор: Николай КУТЕНКИХ