По письменному распоряжению инкогнито…
Новый поворот получило дело, возбужденное против главы Владивостока Игоря Пушкарева
После завершения расследования и передачи материалов для ознакомления участникам процесса следствие внезапно выдвинуло новое обвинение одному из его ключевых фигурантов – Андрею Лушникову, экс-главе МУП «Дороги Владивостока». Следственные действия, длившиеся более года, были возобновлены как раз в тот момент, когда материалы дела с обвинительным заключением должны были быть переданы на визирование в Генпрокуратуру и далее непосредственно в суд.
«Несколько месяцев следователь не видел состава преступления в действиях Лушникова – и вдруг увидел. Что это, как не давление?»
«Есть точка зрения, что следствие воспользовалось возможностью продлить арест обвиняемых, измотать их посильнее, потому что без признательных показаний доводы следствия кажутся неубедительными»
Эксперты расценивают это как очередную попытку давления на бывшего руководителя муниципального предприятия, отказавшегося оговаривать себя и главу Владивостока (временно отстраненного от должности), а также указывают на странности в возникновении и мотивировке нового обвинения.
О «новшествах» в уголовном деле впервые было заявлено на официальной странице Игоря Пушкарева в социальной сети. Затем материалы дела появились на сайте, созданном в поддержку главы Владивостока.
Согласно документам следователи усмотрели в действиях Лушникова признаки преступления, предусмотренного ч. 5, ст. 33, ч. 6 ст. 290 УК РФ (пособничество, то есть содействие в получении должностным лицом лично взятки в виде денег в особо крупном размере, предоставлением информации, средств совершения преступления). По их версии, Лушников якобы содействовал Игорю Пушкареву в получении взятки от родного брата.
С удвоенной силой
Отметим, что это уже второе уголовное дело, возбужденное против Андрея Лушникова за последние несколько месяцев. Так, в марте 2017 года следствие обвинило бывшего главу муниципального предприятия в злоупотреблении должностными полномочиями (ч. 2 ст. 201 УК РФ) за использование банковских гарантий убыточного предприятия.
Практически сразу после этого следствие возбудило новое уголовное дело против братьев Пушкаревых. На этот раз – о взятке. По версии следователей, Андрей Пушкарев, возглавлявший компанию «Востокцемент», платил Игорю Пушкареву за заключение контрактов на поставку строительных материалов деньгами, услугами по установке сигнализации и покупкой дома для своего племянника – сына Игоря Пушкарева. Теперь же сторона обвинения нашла место в этой схеме и для Андрея Лушникова.
«СКР не прекращает попытки новыми надуманными обвинениями сломать нас. На днях адвокаты сообщили, что следователи возбудили новое уголовное дело против Андрея Лушникова, – говорится в комментарии на официальной странице Игоря Пушкарева в соцсети. – В марте его обвинили в подлоге документов, теперь в пособничестве в получении взятки. Той самой абсурдной взятки, получение которой вменяют мне от моего собственного брата Андрея Пушкарева. Но нам известно, почему именно на Андрея Лушникова оказывается столь сильное давление. Ему неоднократно предлагали пойти на сделку со следствием и дать показания на меня. Последнее предложение поступало месяц назад, но Андрей от него отказался. Вот ответная мера. Андрея Лушникова я знаю как порядочного, надежного и преданного своим принципам человека. Договариваться со следствием – признать себя виновным в том, чего не совершал. Во всем разберется суд, а нас не запугать новыми обвинениями».
Кто распорядился следствием?
Сами документы по новому уголовному делу были опубликованы на сайте в поддержку Игоря Пушкарева. Эксперты указывают на странный характер нового обвинения: в постановлениях, размещенных на сайте, не названы конкретные факты того, что Лушников содействовал в получении взятки Игорем Пушкаревым, а следователь ссылается на поступившее письменное распоряжение (правда, от кого поступило распоряжение, не уточняется).
– Комментируемый документ очень интересен для понимания происходящих в недрах СК РФ процессов в рамках «дела Пушкарева», – отметил юрист Алексей Клецкин. – С 10 апреля обвиняемые знакомятся с материалами дела. А это возможно только после того, как следователь признает, что «все следственные действия по уголовному делу произведены, а собранные доказательства достаточны для составления обвинительного заключения» (часть 1 статьи 215 УПК РФ).
И вот спустя три месяца тот же следователь, который признал, что все следственные действия произведены, вдруг решает, что все-таки не все. И выносит постановление об их возобновлении.
Как правило, такая ситуация имеет место, если возникли новые доказательства. Например, лицо, которое ранее отказывалось давать показания, вдруг решилось на это. Или появились новые свидетели, обнаружены новые документы или вещественные доказательства. Или изменилось законодательство, влияющее на квалификацию деяния.
Но в деле Пушкарева все не так. Следственные действия возобновлены не по каким-то объективным причинам. А в связи с тем, что «05.07.2017 от и.о. руководителя Главного управления по расследованию особо важных дел Следственного комитета Российской Федерации поступило письменное указание о возобновлении следственных действий по уголовному делу и предъявлении Пушкареву И.С., Пушкареву А.С., Лушникову А.В. нового обвинения».
Как тут не вспомнить о закрепленном в уголовно-процессуальном законодательстве принципе независимости и самостоятельности следователя? В частности, пунктом 3 части 1 статьи 38 УПК РФ установлено, что следователь уполномочен самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа. И решения руководства для истинно объективного, беспристрастного и независимого следователя – не приказ к действию, если они не подкреплены фактами и конкретными обстоятельствами. Но давно вы встречали таких следователей? А если нет новых фактов, что же послужило причиной вынесения данного постановления?
Мне кажется, ответ очевиден: это очередная попытка надавить на несговорчивого Лушникова, отказавшегося оговаривать Игоря Пушкарева и дать нужные следствию показания. Ведь в тот же день, сразу после вынесения постановления о возобновлении следствия по делу, в отношении Лушникова возбуждается новое уголовное дело – о пособничестве в даче взятки мэру Владивостока.
Пособничество, по мнению следствия, заключалось в том, что Лушников обеспечивал участие МУПВ «Дороги Владивостока» в муниципальных конкурсах и аукционах в сфере строительства дорог. Позвольте, но разве не этим и должен заниматься руководитель муниципального мероприятия? И что интересно: дело возбуждено на основании ровно тех же материалов дела, которые были сформированы еще в апреле, без приобщения каких-либо новых доказательств. Несколько месяцев следователь не видел состава преступления в действиях Лушникова – и вдруг увидел. Что это, как не давление?
По уязвимым местам
Политолог Павел Наливайко также считает, что на данном этапе уголовного дела следствие использует метод психологического давления.
– Все участники процесса неоднократно заявляли, что скучают по своим семьям, тем самым демонстрируя единственное уязвимое место. Напомню, что Игорю Пушкареву и Андрею Лушникову по-прежнему запрещены свидания с семьей. Что касается Лушникова, то у него в прошлом году родился сын, которого он еще ни разу не видел. Поэтому в данном случае главный вопрос будет крутиться вокруг морального стержня участников процесса, – заявил эксперт. – Полагаю, что, если они продолжат отстаивать свою позицию, в суде будет сложно доказать их виновность на основе имеющейся доказательной базы.
Юрист Александр Шемелев считает, что сторона обвинения, возобновляя расследование дела, тем самым показывает свою неуверенность в доказательной базе по уже предъявленным обвинениям.
– Есть разные мнения на этот счет, – подчеркнул он. – Я разговаривал со многими юристами, политологами, экспертами в уголовном праве. Существует точка зрения, что следствие, возобновив расследование, воспользовалось возможностью продлить арест обвиняемых, измотать их посильнее, надавить на болевые точки, потому что без признательных показаний доводы следствия кажутся неубедительными и базируются, по сути, на предположениях.
Есть также точка зрения, что решение имеет политический характер. Таким образом, было решено отдалить само судебное разбирательство по срокам. По нашим данным, суд над Игорем Пушкаревым должен был состояться во Владивостоке в сентябре-октябре, немногим позже проведения Восточного экономического форума. Может быть, кто-то не захотел, чтобы эти события стояли близко.
В любом случае, мне кажется, следствие использует любую возможность затянуть расследование уголовного дела. С учетом позиции мэра, его брата и Андрея Лушникова, которые уже 13 месяцев приводят доводы своей невиновности и отрицают вину, у стороны обвинения остается только одно: продолжать давить.
Справка «В»
Напомним, что Игорь Пушкарев, его родной брат Андрей (до 2016 года возглавлявший компанию «Востокцемент») и Андрей Лушников были задержаны в июне прошлого года в рамках уголовного дела по злоупотреблению должностными полномочиями и коммерческом подкупе при организации поставок строительных материалов. В мае 2017 года стало известно, что расследование по «делу братьев Пушкаревых» завершено, а участники процесса начали ознакомление с материалами дела.
Несмотря на то что формально следствие по уголовному делу закончено, сторона обвинения все равно ходатайствовала о продлении меры пресечения всем подозреваемым. На сегодняшний день Игорь Пушкарев и Андрей Лушников решением московского суда оставлены под арестом в СИЗО «Матросская тишина» до 1 сентября. Андрею Пушкареву также был продлен домашний арест в Москве до 30 сентября 2017 года.
Свою вину Игорь Пушкарев не признает и с предъявленными обвинениями не согласен. Вместе с тем он уже неоднократно заявлял следствию о готовности сотрудничать, чтобы доказать свою невиновность.
Автор: Евгений СИДОРОВ