В отпуск, но без мяса

На чем экономят россияне этим летом

18 июль 2017 Электронная версия газеты "Владивосток" №4165 (104) от 18 июль 2017
1524bd38667ba4fbd63786e05d3fbc38.jpg

Треть россиян в июне вынуждены были экономить на мясе, передает ПродMag со ссылкой на 1prime.ru. Об этом свидетельствуют данные июньского опроса «ИнФОМ», проведенного по заказу Банка России.

Почти столько же – 31 % – экономили на сыре и колбасе, 27 % – на рыбе и морепродуктах. Четверть опрошенных отказывали себе во фруктах, а 16 % – в кондитерских изделиях. При этом число тех, кто экономит на продуктах, выросло по отношению к маю – в прошлом месяце на мясе экономили 28 %, на сыре и колбасе – 24 %, на рыбе – 23 %.

В качестве причин респонденты называют резкий рост в стране цен на мясо и птицу (38 %), столько же отмечают подорожание овощей и фруктов. В целом за последние три месяца приходилось экономить на еде 61 % опрошенных. В Банке России необходимость экономить на повседневных покупках связывают с ускорившимся ростом цен на некоторые продукты питания. По данным Росстата, минимальная продуктовая корзина россиян с начала текущего года подорожала на 9,4 % – до 4037 рублей. Наиболее значительными темпами росли в цене овощи и фрукты. Так, белокочанная капуста стала дороже в 1,4 раза, лук, свекла и морковь – в 1,2–1,3 раза. Лимоны подорожали на 11,1 %, яблоки – на 7,5 %.

Данное подорожание аналитики объясняют погодным фактором – из-за холодной весны и начала лета ранние овощи и фрукты вовремя не пришли на смену закончившимся зимним запасам.

– Основной рост цен в мае-июне действительно пришелся на свежие овощи и фрукты, но мясо вряд ли настолько значительно подорожало за последний месяц, чтобы вызвать резкий рост числа тех, кто вынужден на нем экономить, – отмечает замдиректора НИИ «Центр развития» ГУ-ВШЭ Валерий Миронов.

Во всем виноват отпуск?

По мнению Валерия Миронова, все дело в начавшемся сезоне отпусков: люди экономят на всем, чтобы куда-то поехать или сделать что-то запланированное у себя дома, поэтому стараются тратить на все остальное минимально возможную сумму. В этот период продажи товаров, не связанных с отдыхом, как правило, снижаются. На фоне тотальной экономии у людей усиливается ощущение, что возможности для покупки других товаров и даже продуктов снижается, что и сказывается на ответах респондентов.

С тем, что россияне активно экономят на продуктах, согласен и председатель правления Ассоциации экспертов рынка ретейла Андрей Карпов.

– Оборот розничной торговли продолжает снижаться – логично, что граждане сокращают объем покупок. Но если раньше соотношение непищевой и пищевой продукции было 60х40 в пользу промтоваров, то сейчас картина поменялась зеркально, – отметил он.

Совсем отказаться от еды люди не могут, поэтому делают выбор в пользу более дешевых продуктов. Скажем, то же мясо покупают замороженное, а не охлажденное, птицу и свинину чаще, чем более дорогую говядину. Меньше стали покупать и продукции ultra fresh – с малым сроком хранения, хотя до кризиса этот здоровый тренд был популярен во всей стране. Теперь же выбор делают в пользу не всегда качественных, но дешевых продуктов, добавил эксперт.

Склонность к сбережению растет

По данным «ИнФОМ», 51 % опрошенных заявили, что за последние три месяца им приходилось отказываться от запланированных трат. Чаще всего речь шла об отказе от ремонта жилья и отдыха. Сбережений нет у 63 % опрошенных, а 68 % не смогли отложить никаких средств за последний месяц.

«При этом респонденты, говорящие о наличии сбережений в их семье, положительно оценивают их величину. Так, увеличилась доля тех, кто считает, что сбережений им может хватить на более длительный срок», – пишет Центробанк.

Ситуация действительно двойственная, констатирует в этой связи Миронов.

– С одной стороны, рост зарплат работающих налицо. Так, в обрабатывающей промышленности он уже составляет 10 % к прошлогоднему уровню. На фоне замедления инфляции это означает рост реальной зарплаты на 6-7 %. С другой стороны, у неработающих все гораздо хуже. Индексации пенсий и пособий прежними темпами уже нет, а 5-тысячная надбавка к пенсиям уже была потрачена, и сейчас их реальные доходы падают, – отметил Миронов.

По его словам, у населения склонность к сбережениям растет в период кризиса. Если в 2000-е годы люди откладывали порядка 5 % доходов, то в разгар кризиса 2015 года – порядка 15 %. Сейчас речь идет примерно о 10 % доходов, что означает сворачивание всех трат сверх самого необходимого, в том числе экономию на продуктах. 

Автор: Отдел экономики «В»