Лучегорская трагедия - это реальная ненормальность сегодняшней жизни
Уже месяц продолжается стихийная “рельсовая война” работников разреза “Лучегорский” и транспортного управления ЗАО “ЛуТЭК” под лозунгом “Бесплатно работать не будем!”
Уже месяц продолжается стихийная “рельсовая война” работников разреза “Лучегорский” и транспортного управления ЗАО “ЛуТЭК” под лозунгом “Бесплатно работать не будем!”
Около 800 человек из 7-тысячного коллектива ЗАО “ЛуТЭК” заблокировали станцию Угольная, перекрыв западную горловину железнодорожной ветки от линии МПС. Они требуют выплаты зарплаты по май. На предприятие прекращено поступление всех видов грузов, включая твердое топливо. В том числе и 4 тысяч тонн угля - того минимума, который обязались поставлять на основе примирительного соглашения на Приморскую ГРЭС участники забастовки, начавшейся здесь еще в первых числах июня.
Электростанция ЗАО работает в режиме самосохранения из-за катастрофической нехватки твердого топлива. Из 9 энергоблоков действуют только 2. Полностью прекращена подготовка к осенне-зимнему периоду (для сравнения: прошлым летом в это же время было складировано уже около 200 тысяч тонн угля, сегодня - практически ноль). Чем это грозит - приморцы знают не понаслышке.
Рельсы ведут в тупикВ последнее время железнодорожные пути становятся для части народа той соломинкой, за которую хватаются в самом крайнем случае. Увы, она не всегда оказывается спасительной. И лучегорцы здесь не стали исключением. На рельсы их вывело отчаяние: полугодовая задолженность по зарплате. И неверие обещаниям правительства, местного руководства.
Петр Шаталов, который не один десяток лет отдал предприятию: работал машинистом-экскаваторщиком, потом слесарем, встретил на рельсах свой первый день пенсии. А незадолго до этого события его с этих же путей увозила “скорая” - случился приступ.
Александр Зубарев, монтер пути с 7-летним стажем, согласился назвать свою фамилию (остальные делать это наотрез отказываются, опасаясь, как они заявляют, преследований со стороны руководства предприятия).
- Мне терять нечего, - бодрится он. - Буду вместе со всеми стоять до конца. Пора когда-то в полный голос заявить о своих правах, обещанных нам Конституцией. Устал работать бесплатно. Баста!..
Так же категорично был настроен народ, который довелось увидеть здесь же. На вымесенной сотнями ног поляне под самодельными тентами из кусков старого полиэтилена кучковались мужчины, женщины. Первые, затянувшись дешевой папиросиной, в сердцах кляли Чубайса, Немцова, Козлова - руководителя ЗАО “ЛуТЭК”, вторые - “козлобаксы” - талоны на продукты питания, товары, которые вот уже много месяцев заменяют дензнаки. Цена этих товаров превышает рыночную (из-за длительной череды бартерных операций: товар получают по системе взаиморасчетов с неплательщиками. - Прим. авт.). В магазине не увидишь растительное масло, сахар, колбасу, чай, муку - предметы первой необходимости, зато в продаже есть канадские говяжьи бургеры по 31 рублю или новогодний набор конфет почти за 6 червонцев.
На похороны дают по 200 рублей. Что тут говорить!
Ходят также слухи о повальном сокращении на предприятии, его банкротстве.
Можно понять: все эти горячие предпосылки спровоцировали и поддерживают огонь в топке рельсовой войны. Но в отчаянии люди утратили ощущение реальности - ненормальной реальности сегодняшней жизни. Увы, это так. Они рубят сук, на котором сидят. И не хотят задаться вопросом: “А что же дальше?” Бесславная кончина подобно “Востоку”?.. Сегодня Лучегорск - это “ЛуТЭК”.
Продолжение рельсовой войны может в ближайшие дни поставить “ЛуТЭК” на грань полной остановки. А раздуть огонь в остывшей гигантской “печке”, что само по себе архисложно технологически, смогут только большие деньги, которые опять же взять будет негде.
За период забастовки в связи с недовыработкой электроэнергии уже “съедено” около 37 миллионов рублей прибыли. А это в первую очередь ударит по детским садам, жилью, социальным выплатам по колдоговору. Невозможно наверстать и убытки за простой вагонов на железной дороге.
“Это не забастовка - откровенный саботаж!”Так считает генеральный директор ЗАО “ЛуТЭК” Вальтер Козлов.
- Мы собственными усилиями, без применения “пожарных” мер, сумели выплатить зарплату нашим работникам за январь. Вместе с налогооблагающими это составило 21,6 миллиона рублей. Предлагали бастующим освободить рельсы и выйти на работу с 1 июля, обещая к концу нынешнего месяца выплатить задолженность за февраль. Но профсоюзные лидеры шахтеров и транспортников Александр Горелов и Леонид Сухман, которые, к слову, уже получили свою весеннюю зарплату, категорически отвергают какие-либо предложения. Начиная с 18 июня они практически игнорируют примирительную комиссию, являясь лишь по особому приглашению, хотя в свое время подписывали документ, где обговаривались место и время ежедневных встреч. Заморожена работа с колдоговором - при том, что из 18 пунктов несогласованными остались лишь 4.
Сегодня я готовлю приказ на случай полной остановки станции.
“ЛуТЭКу” никто не платитПарадоксальная ситуация складывается. “ЛуТЭК” - основной поставщик электроэнергии в Приморье - находится в полном рабстве. Основной потребитель электроэнергии - АО “Дальэнерго”, не неся никаких затрат, как говорится, без всякой головной боли распределяет электроэнергию, собирает деньги с населения и предприятий, но рассчитываться с Лучегорском при этом не спешит. На сегодняшний день его задолженность “ЛуТЭКу” составляет астрономическую сумму - 531 миллион рублей. И долг продолжает расти.
Другой свежий факт, который говорит сам за себя. Из пришедших для ТЭКа Приморья 42 трансфертных миллионов “Дальэнерго” выделило лучегорцам, которые всю зиму ценой героических усилий спасали Приморье от замерзания, всего 7,4 миллиона рублей.
Тот факт, что южные станции края - ТЭЦ-2, Партизанская и Артемовская ГРЭС, а также Павловский разрез уже получили зарплату включительно по март, тоже не внушает оптимизма коллективу Лучегорского топливно-энергетического комплекса.
Единственный выход из сложившейся тупиковой ситуации руководство “ЛуТЭКа” видит в следующем: необходимо принять на уровне края решение о “развороте” на 2-недельный период всех денежных средств транзитного счета целенаправленно в адрес “ЛуТЭКа”, чтобы выплатить коллективу хотя бы февральскую зарплату.
Автор: Тамара КАЛИБЕРОВА, "Владивосток"