Барышня и капитан
Уважаемые читатели, напоминаем, что в своей новой рубрике «Читальный зал» мы представляем вашему вниманию (с разрешения автора) повесть приморской писательницы Татьяны Таран «Барышня и капитан», вошедшую в ее книгу «Список мечт».
Продолжение. Начало в номерах «В» за 17, 24, 31 мая, 7 и 14 июня
– Это тайник китайцев? – ошеломлённая более чем скромной обстановкой, попыталась пошутить Анна и показала на дверцу в стене.
– Не-ет! – засмеялся Андрей. – Это печка с дымоходом, на дровах. Дом такой старый, что центрального отопления тогда ещё не было, а позже поставить – не разрешили, чтоб архитектуру не нарушить.
Я эту квартиру по знакомству снял, здесь жила бабушка моего друга, Сашки Веркина. Ну как – друга? Скорее, знакомого. Он доктор, ходил с нами в рейсы судовым врачом, а сейчас в экипажах эту должность сократили, так он на Скорую помощь устроился.
Бабушка старенькая, её Сашкины родители к себе забрали, они все вместе в трёхкомнатной живут. А может, и умерла уже, я не знаю точно.
Эта квартира ему по наследству досталась, наверное, когда жениться соберётся, сюда переедет. Но это точно не скоро будет, он такой скромняга, всё книжки на пароходе читал. Ни в покер сыграть, ни в увольнительную на берег сходить. Молчун. Мы его Уголковым звали – пристроится с книжкой в углу кают-компании и сидит тихо, пока моряки анекдоты травят за вечерним чаем.
Он, когда узнал, что я ищу съёмную квартиру, предложил мне это жильё почти бесплатно, только за свет платить и ещё там за что-то, немного, ну и присматривать за ней. Здесь район бойкий, чтоб не забрался кто.
Понятно, что не хоромы. Зато в самом центре, вот увидишь, когда пойдём завтра с тобой подавать заявление в ЗАГС – здесь всё рядом! И недорого, будет возможность больше откладывать нам на нормальную квартиру.
Ну, осваивайся, хозяйка, доставай вещи из чемодана, тебе же помыться с дороги надо – там, за шторками в коридоре тазик стоит на табуретке, и раковина со сливом, воды я тебе сейчас нагрею на плите. Вот только туалет находится на улице, да он рядом, в принципе, в конце дома белое строение с буквами М/Ж.
И Андрей вышел из «спальни».
Аня, чтобы не расплакаться, склонилась над чемоданом. Достала оттуда свои платья, бельё, сапоги и куртку (зима же наступит) и две пары завёрнутых в полотенце пуантов. Сшитые на заказ, специально по форме её стопы, они казались абсолютно ненужным антуражем в этом китайском спектакле. Где? Когда? Зачем?
Обратного билета на самолёт нет. Тазик – в коридоре...
Пока Аня умывалась, Андрей отварил картошки, приготовил закуски на стол, порезал яблоки, разломил шоколадку на мелкие кусочки, открыл шампанское.
– Ну, Анюта, с прибытием! Я очень рад, что ты прилетела ко мне. Давай, чокнемся, за начало нашей совместной жизни. – И Андрей протянул к Ане свой бокал.
– Давай.
После нехитрого обеда Андрей повёл Аню прогуляться к морю. Оно и впрямь оказалось в пяти минутах ходьбы от их дома. Девушка сняла босоножки и пошла по кромке берега. Набегающие невысокие волны обдавали ноги приятной прохладой, щекотали пятки, успокаивали натруженные годами тренировок ступни. Аня смотрела вдаль залива и пыталась постичь глубину этой пучины, но ей это не удавалось.
– А сколько метров до дна там, где пароход стоит? – спросила Аня у Андрея и показала на судно, стоящее в акватории залива.
– Я точно сейчас не скажу, надо по штурманской карте смотреть. Но точно больше пятнадцати метров, потому что осадка у этого сухогруза не меньше двенадцати метров, а ещё и запас нужен, чтобы не сесть на мель.
– Это твой пароход? – девушка искала темы, на которые можно было бы говорить с парнем, с которым завтра ей идти в ЗАГС.
– Сегодня не мой, а завтра может быть и мой. Смотря куда направление дадут.
– Тебе завтра в рейс? – девушка подумала, что поход в ЗАГС может и не состояться.
– Нет, это я образно так выразился. У меня ещё два месяца отпуска, до сентября. У нас с тобой впереди прекрасное лето, будем загорать, купаться, но не здесь. – Андрей показал на табличку «Купаться запрещено». – Здесь не очень чистая вода. Купаться будем в другой бухте, у нас их много, или на островах. Там заповедные места, и звёзды, и ёжики, помнишь, в Москве я тебе рассказывал?
– Да, помню.
Заботливое отношение к ней Андрея, чудесное море рядом с домом почти примирило девушку с шоком от первого впечатления о жилище. Да разве и есть выбор? Выбор был сделан на Арбате, а сейчас надо принять ситуацию такой, какая она есть.
***
Все три немолодые работницы ЗАГСа посмотрели на вошедшую пару поверх очков. Жениться или разводиться? Семь из десяти браков рано или поздно распадаются. Кто-то живёт счастливо до золотой или рубиновой свадьбы, а кто-то не дотягивает и до стеклянно-деревянной.
Заявление у молодой пары приняли, но, вопреки ожиданиям молодых, регистрацию назначили только через месяц. «Вот если бы была справка из пароходства, что вам через три дня в рейс на полгода, или девушка ваша принесла бы справку от врача, что беременна – тогда бы мы вас быстрее расписали. А так даём вам месяц на раздумье».
Слова чиновницы не очень расстроили Андрея.
– Анюта, не переживай, я же не знал этих тонкостей. Всё будет хорошо, мы скоро поженимся. И сына Федей назовём. Тебе нравится – Фёдор Андреевич? Скажи, как здорово звучит!
Аня уже поняла, что девичьи мечты имеют свойство приобретать реальную окраску в совершенно неожиданных тонах. Какие ещё сюрпризы ожидают её в этом городе, с этим мужчиной?
Вчера вечером она была ещё более немногословна и сосредоточена на важном. На самом важном для неё в этот момент жизни. В интернате девчонки обсуждали это после отбоя, шушукаясь тихо из-под одеял, чтоб не подслушала за дверью воспитатель. А как оно, а что?
К окончанию училища были и те, кто познал азы с ровесниками, принимая совместно душ после репетиции. Подруга Нина после каникул возвращалась счастливая и тараторила про своего Вову как о решённом вопросе в поиске мужа.
– Так ты девственница? – Андрей был смущён этим обстоятельством больше, чем сама Аня. – У меня это в первый раз... Ну, в смысле, с девственницей – впервые. Ну что ж, как приличный человек, я теперь точно должен на тебе жениться.
Будущий муж был ласков и аккуратен, и Аня была благодарна ему за деликатное к себе отношение.
Жизнь налаживается, к удобствам во дворе тоже можно привыкнуть. Зато рядом – красавец-мужчина, непьющий, сказать точнее, не сильно пьющий, с зарплатой, и море тоже рядом.
Когда Андрей уходил по своим делам, отмечаться в пароходстве, или на стрелку, как он говорил, с друзьями, Аня шла к морю. Чуть дальше того места, где она в день приезда интересовалась глубиной залива, она нашла пляж, пригодный для купания. Предупреждающих табличек здесь не было, зато купальщиков – хоть отбавляй.
Аня встречалась каждый раз с морем как с чудом, которое вдруг неожиданно дали ей в бесконечное пользование. Её завораживала эта огромная масса воды, которая никуда не текла, но и, стоя на месте, была настолько живым, подвижным организмом, что захватывала девушку целиком и полностью в свою орбиту.
Анна ощущала себя частью водной стихии. Погружаясь в воду по плечи, она сливалась душой и телом с этой мощной магией воды, и сама становилась частью моря.
Ей казалось, что это от движения её рук возникают новые волны: вот они плавно приподнимают очередную порцию воды и лёгким взмахом отправляют её в сторону берега. Упругие глубинные течения обхватывали её тонкую фигуру и наполняли питающей энергией.
Колыхаться так в безмятежной расслабленности Аня могла бесконечно.
В такие моменты она совсем не думала о балете. Да и что о нём думать? Карьера кончена, так и не начавшись. За две недели – ни одной тренировки. В той берлоге, в которой они живут с Андреем, зарядку не сделаешь, не ударившись о какой-нибудь из углов. Театра для балерины ещё не построили, а во время школьных каникул искать работу в кружках танцев бесполезно...
***
– Анюта, вставай уже. Сегодня едем на шашлыки, надо за овощами сходить, вина взять. Мои друзья отмечают три месяца своей дочке, Катюшке. А что, чем не повод? Приедут ещё ребята из пароходства, кто с девушками, кто сам. Машины себе все накупили по дешёвке в Японии, один я безлошадный пока. Поедем с кем-нибудь из них. – Андрей готовил завтрак, а Аня всё ещё лежала на нижней полке двухъярусной кровати.
– А зачем здесь второй этаж? Над нашей кроватью?
– Я не знаю. – Андрей встал в проёме между кухней и спальней. – Вот, кстати, там сегодня на природе Сашка будет, хозяин квартиры, у него и спросишь.
– Доктор Веркин?
– Ну да.
Место для шашлыков, конечно же, было у моря. Похоже, что в этом городе для каждой бухты предусмотрен свой ритуал: на Набережной можно гулять и смотреть. В бухте Фёдорова (Аня спросила название у соседей по пляжу) – купаться. А в Садгород едут «на природу» жарить шашлыки.
Уютная поляна с готовыми костровищами для мангала, большая стоянка для машин, рядом – развалины бывшего курорта, от которого осталась только табличка на кирпичной стене «Грязелечебница». И опять – море, море...
Никто из шумной компании человек в пятнадцать совершенно не мешал друг другу. Кто-то следил за костром, кто-то играл в бадминтон, девушки нарезали хлеб и овощи и нанизывали куски мяса на шампуры.
По приезде на поляну мужчины представили своих подруг, из череды откликов «очень приятно, очень приятно» Аня поняла, что многие из них новенькие, или временные.
За импровизированным столом (обычной клеёнкой, расстеленной прямо на траве) все расселись по периметру. Поздравили молодых родителей с днём рождения крошки, которая на свежем воздухе мирно спала уже второй час подряд в коляске под тенью большого дерева.
Дальше беседа, как эстафетная палочка, переходила от одного мужчины к другому. Девицы предпочитали не встревать в мужской разговор. После третьего тоста «За тех, кто в море!» ребята поднялись с земли, чокнулись пластиковыми стаканчиками со всеми и выпили, кто – беленькой, кто – красного вина.
– Павлины, говоришь... А вот мы в Малаккском проливе, знаешь, как отбивались! – Один из парней завёл нудный рассказ о том, как они с экипажем пробивались через какой-то пролив, полный пиратов.– Да мы их давили корпусом, джонки эти, они же, как клещи, цепляются, машут своими топорами самодельными...
Андрей наклонился к Ане:
– Ну, сейчас заведёт пластинку на целый час. Надо притормозить его. – Андрей поднял руку вверх, прося внимания, и похлопал в ладоши:
– Друзья, прошу внимания! У меня хорошая новость: мы с Анютой через две недели расписываемся, заявление уже лежит в ЗАГСе. Невеста у меня – балерина, закончила с дипломом училище в Москве, и сама родом из столицы нашей Родины.
Гул одобрения прокатился по поляне. Девушки с любопытством и завистью посмотрели на Аню. Надо же, какая редкость. Чтобы моряк женился – тут веские основания нужны. Не беременна ли часом? А парни уставились впрямую на Аню, как будто пару часов назад ещё не было повода смотреть на неё и изучать взглядом, а теперь появился. Где он такую кралю откопал? Москвичка, да ещё и балерина? Крутой перец, чего уж там!
– А свадьба будет? – спросил кто-то.
Андрей как-то неопределённо пожал плечами:
– Да надо в деревню к матушке съездить, потом решим, где будем праздновать и как.
Перспектива знакомства со свекровью напрягла Аню куда сильней, чем шторки на резинках в прихожей. Она незаметно отошла от шумной компании ближе к морю и присела на выброшенную на берег деревянную корягу.
Ствол дерева был отшлифован морской волной до белизны, Анна смотрела вдаль и одновременно гладила деревяшку по гладкому стволу, чувствуя тепло нагретого на июльском солнцепёке дерева.
– Аня! – окликнул девушку негромкий мужской голос.
Как будут развиваться отношения Ани и Андрея дальше? Придется ли она по сердцу будущей свекрови? Узнаете в следующем выпуске толстушки «В». Продолжение следует...