Городу предлагают технологии будущего
Лучшие японские специалисты работают над мастер-планом развития столицы Приморья
Исполняющий обязанности главы Владивостока о будущем приморской столицы, масштабном дорожном ремонте, умных светофорах и многом другом
Каким будет рыбный рынок во Владивостоке? Какова судьба проекта «Берег здоровья»? Насколько велик интерес Китая, Японии и Кореи к приморской столице? Эти и другие темы раскрыл исполняющий обязанности главы Владивостока Константин Межонов, недавно вернувшийся из рабочей поездки в Харбин, в авторской передаче «Разговор с Андреем Калачинским» на радио «Лемма».
О побратимских связях
Одной из главных международных новостей прошлой недели, касающихся приморской столицы, стало установление побратимских связей между Владивостоком и Харбином, который стал пятнадцатым побратимом столицы Приморья.
– Владивосток долгое время был закрытым городом, – отметил исполняющий обязанности главы Владивостока. – И у нас до распада Советского Союза в принципе не могло быть официальных международных отношений с чужеземными городами. Это притом что мы находимся на стыке границ и нам историей, географией и экономикой суждено быть центром международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокенском регионе. Соседи всегда проявляли к нам повышенное внимание. Поэтому 15 городов-побратимов, на мой взгляд, это совсем немного. Должно быть и будет гораздо больше.
Возьмем Харбин. Его история отношений с Владивостоком намного объемней, намного интересней и насыщенней, чем с любым другим городом России. Там проживали десятки тысяч российских эмигрантов, многие из которых прибыли из Владивостока. Высшая школа в Харбине создавалась российскими людьми. Нас многое связывает и сближает. Тем не менее Хабаровск и Якутск уже давно стали побратимами Харбина. А мы – только на прошлой неделе.
Мы обсудили с мэрией Харбина дальнейшие пути взаимодействия по обмену в образовательной, культурной, спортивной сфере, в развитии и укреплении экономических связей.
Сегодня предприниматели Харбина искренне заинтересованы в интеграции с Владивостоком. Наше законодательство за последние годы сильно изменилось в сторону улучшения инвестиционного климата, снижения административных барьеров. Здесь развиваются проекты территорий опережающего развития и Свободного порта Владивосток. Сюда стало выгодно вкладывать деньги. Более того, интерес к установлению побратимских отношений с Владивостоком проявляет еще один город-миллионник провинции Хэйлунцзян – Цицикар.
В целом визит делегации Приморского края и города Владивостока прошел весьма успешно. В составе российской делегации было около 400 человек: предприниматели и бизнесмены, артисты Приморской сцены Мариинского театра, культурные деятели, спортсмены и т.д. Если в прошлом году в Приморском крае были устроены дни провинции Хэйлунцзян, то в этом году мы провели ответное мероприятие – дни Приморского края в китайской провинции.
От Китая – к Японии
Сегодня Владивосток является одним из немногих городов, концепцией развития которого вплотную занимаются японские инфраструктурные дизайнеры и инженеры. Напомним, что стартом этой работы послужила договоренность между главами России и Японии – Владимиром Путиным и Синдзо Абэ. По итогам второго Восточного экономического форума они озвучили список перспективных совместных проектов. И одним из его пунктов был проект по содействию в создании мастер-планов развития российских городов. В число таких пилотных городов попал и Владивосток. Японские специалисты уже не раз посещали приморскую столицу с целью сбора данных и поиска направлений, наиболее подходящих для совместной плодотворной работы.
– Ситуация носит уникальный характер, – подчеркнул Константин Межонов. – Сегодня японские эксперты сконцентрировали свою деятельность на двух российских городах – Воронеже и Владивостоке. Но Воронеж далеко. Мы намного ближе. И японские специалисты посещают нас очень часто.
Надо отметить, что опыт, который мы сейчас накапливаем, уникален для российских муниципалитетов. Лучшие зарубежные умы работают над мастер-планом развития Владивостока, над концепцией развития города. Необходимо изучить детально все наши проблемы: это и транспорт, и экология, и устаревающая инфраструктура. Необходимо учесть и все наши преимущества: концентрацию высших учебных заведений, наличие Дальневосточного отделения Российской академии наук, географическое положение, природные богатства, возможности для дальнейшей застройки и, конечно, очень сильный человеческий ресурс.
Мастер-план должен учитывать все эти моменты и дать ответы на вопросы: где следует заниматься жилищным строительством, какие мероприятия и технологии будут способствовать улучшению дорожной обстановки, где строить развязки, как улучшить работу светофоров, как улучшить экологическую ситуацию и т.д.
Конечно, мы и сами занимаемся этими вопросами. Но не использовать мощный экспертный потенциал японской стороны просто неразумно. Более того, все мероприятия проводятся на самом высоком уровне. Мастер-план будет представлен главам России и Японии на предстоящем в сентябре третьем ВЭФ. Решение руководителей двух государств придает этому проекту невероятный импульс.
Хочу подчеркнуть, что концепция развития – это все-таки вещь глобальная и не терпящая спешки. Однако уже сегодня есть определенные моменты, которые мы при поддержке японской стороны можем начинать решать. Допустим, транспортные вопросы, вопросы с мусоросжигательным заводом, вопросы с рыбным рынком и т.д.
О дорогах
– Одна из основных проблем во Владивостоке – транспортная, – сообщил Константин Межонов. – Приморская столица является одним из самых автомобильных городов России. В условиях, когда строительство новых дорог сковано и материальными факторами, и территориальными (расширить и построить новые трассы в некоторых районах просто невозможно), нужно принимать технологические решения.
Проблемы автодвижения, парковок, светофоров четко увязаны друг с другом. Если решать их в комплексе, подойти с умом, расставить приоритеты, то общая ситуация на дорогах заметно улучшится.
Например, в качестве многоярусных парковок администрацией города уже подобран ряд подходящих территорий. Японская сторона, в том числе и японский бизнес, готова нам помогать, но только в том случае, если и с нашей стороны будут инвесторы.
Следующий момент – регуляция движения. Наши светофоры работают по заранее заложенному в них алгоритму. Алгоритм был создан на основе мониторинга трафика: участок дороги, где должен быть установлен светофор, изучался на предмет того, сколько машин по нему проезжает в разные дни недели и часы дня.
Японская технология позволяет считывать потоки в режиме текущего времени. Камера видит, сколько машин собралось перед светофором, и действует по ситуации.
В июле мы ждем японскую делегацию, которая займется нашими светофорами. Одним из экспериментальных участков станет Вторая Речка – поворот на улицу Русскую. Посмотрим, какой это даст эффект. Если результат окажется хорошим, то есть смысл двигаться дальше.
О дорожном ремонте
– В ближайшее время у нас начинаются масштабные работы по ремонту дорог Владивостока в рамках государственной программы «Безопасные дороги», – сообщил Константин Межонов. – Уже проведены торги на контракты общей суммой в 560 миллионов рублей. Заключены договоры. В ближайшее время начнутся масштабные работы на улицах Верхнепортовой, Гоголя, Всеволода Сибирцева и других. На Народном проспекте и улице Светланской планируется удаление старых рельсов.
О муниципальном транспорте
Еще одно резонансное событие прошедших дней – обвинение администрации Владивостока в возрождении муниципального транспорта. По мнению приморской антимонопольной службы, появление комфортных и современных муниципальных автобусов на городских маршрутах привело к убыткам некоторые частные компании-перевозчики. Дело рассматривает Арбитражный суд Приморского края. Причем рассматривает повторно. Ранее арбитражный суд и апелляционная инстанция признавали доводы УФАС необоснованными. Однако Арбитражный суд по Дальневосточному округу отменил решения нижестоящих судов и отправил дело на повторное рассмотрение.
– Муниципальный транспорт городу необходим, – считает Константин Межонов. – Есть целый ряд маршрутов, на которые частные компании никогда не пойдут, потому что они убыточны, хоть и важны для граждан.
Более того, наличие муниципальных автобусов – это хоть какая-то возможность повлиять на недобросовестных перевозчиков. На тех, кто не соблюдает расписание, не меняет своевременно автопарк, выпускает на маршруты машины в плохом техническом состоянии. И муниципальный транспорт – это яркий пример того, как надо работать. Таким он и должен быть.
О рыбном рынке
Долгоиграющая тема – тема рыбного рынка во Владивостоке. По словам Андрея Калачинского, сегодня торговля морепродуктами во Владивостоке существенно уступает – и организационно, и эстетически – подобной торговле в Корее, Японии или Китае, где находится большое количество рыбных рынков с самой свежей продукцией.
– В центре города, на участке рядом с опорами Золотого моста, расположен муниципальный участок земли, на котором планируется открыть не просто рыбный рынок, а практически культурно-развлекательный центр, – отметил Константин Межонов. – Мы хотим, чтобы там были не какие-то рыбные ряды, чтобы люди приходили туда не просто купить морепродукты и сразу уйти. По нашим планам там должна быть большая ресторанная зона.
Есть хорошее эскизное предложение – сделать данный рынок в виде ската. При этом хвост ската будет служить мостовым переходом от улицы Светланской к самому рынку. Там же есть возможности и автомобильной парковки, и причальной стенки. Кстати, японцев данный проект заинтересовал. Они запросили данные по нашим рыбодобывающим компаниям. В то же время рыбный рынок наподобие корейского мы планируем организовать на Второй Речке. Это будет уже именно рынок – с торговыми рядами и исключительно для покупателей.
О Береге здоровья
– Проект «Берег здоровья», стартовавший еще два года назад, мы планируем продолжать, – подчеркнул Константин Межонов. – Сегодня пешеходная зона вдоль Амурского залива пролегает от МГУ имени Невельского до набережной Владивостока. Нам бы хотелось сделать так, чтобы от Эгершельда до Второй Речки вся прибрежная зона стала пешеходной, а по пути следования стояли детские и спортивные площадки.
Хочу отметить, что сейчас во Владивостоке действует программа комфортной городской среды. Она рассчитана на пять лет и имеет два направления. Первое – комфортные дворы. Второе – комфортные общественные пространства. В рамках этой программы, которая софинансируется из бюджетов всех уровней, есть возможность осуществить проект «Берег здоровья» до конца. Однако при условии, что сами жители проявят к этому проекту интерес. Основополагающим моментом всей программы по созданию комфортной городской среды является мнение жителей. Надеюсь, они поддержат проект «Берег здоровья» и набережной вдоль Амурского залива.
Автор: Евгений СИДОРОВ