Мертвая зона Михайловского района

Почему жители приморского поселка решили объявить бойкот предстоящим выборам президента России?

14 июнь 2017 Электронная версия газеты "Владивосток" №4146 (85) от 14 июнь 2017
d10f07a9965e886d99e4bd1e28f9d2d3.jpg

Улица Паровозная – далекая окраина села Михайловка, многие жители районного центра дажене подозревают о ее существовании. Между тем здесь, в частном секторе, обосновавшемся в этих местах еще до Великой Отечественной войны, проживают около 200 человек, включая школьников и грудничков. 

Братья по крови. И по несчастью

Было время, когда на Паровозной коротали свой век одни пенсионеры. Но с недавних пор улица ожила: жилье здесь по карману даже гражданам со средним достатком. На Паровозную потянулась молодежь, во многих дворах появились детские коляски.

Местные называют свою малую родину по-разному: кто островом невезения, кто мертвой зоной, кто забытой деревней. Смысл этих аллегорий раскрывает реальность бытия. Во-первых, ни магазина, ни школы, ни детского сада, ни фельдшерского пункта здесь нет. Вся социалка расположена в центре поселка. Во-вторых, зимой и в весенне-осеннюю распутицу, если нет персонального авто, добраться до Паровозной проблематично. Как и выбраться из этой глухомани.

От Паровозной до центра Михайловки семь километров, расстояние плевое, но автобусы сюда не ходят даже в хорошую погоду. Два километра грунтовой перемычки, соединяющей Паровозную с асфальтированной гострассой М-60, которая идет через райцентр, изуродованы воронками, как после артобстрела.

Правда, есть путь к цивилизации гораздо короче – не более 30 метров. Но он крайне опасен: Паровозная находится в пределах железнодорожной станции Дубининской, между улицей и станцией десять рельсовых путей, постоянно забитых составами.

Чтобы перебраться с одной стороны полотна на другую, надо проползти под вагонами. Виадуков и иных безопасных переходов поблизости не наблюдается.

И граждане лезут под вагоны, рискуя жизнью. За взрослыми на «тропу смерти» идут дети: дурной пример заразителен. К тому же железнодорожники не позаботились о запрещающих знаках и табличках, разъясняющих опасность путешествия через рельсы.

Иногда этот трафик становится наглядной перефразированной иллюстрацией – «вагончик тронется, а труп останется» – текста известной песни. В начале 2000-х на рельсах возле станции Дубининской погибли двое местных жителей, еще двоих покалечило.

Было дело, на перегоне отрезало ноги двум братьям, один лишился правой конечности, другой – левой. Аборигены тогда горько шутили, что братьям-инвалидам даже повезло: теперь им можно покупать одну пару ботинок на двоих. Что братья по крови и несчастью, кстати, и делали: размер обуви у них был одинаков…

В августе 2011 года на этой же станции маневровый тепловоз сбил 77-летнюю Людмилу Туманову, жительницу улицы Паровозной. Пенсионерка переходила железнодорожные пути вечером, видимо, задумалась и не слышала гудка. Очнулась она в больнице, в синяках, кровоподтеках и без одной ступни. А через месяц старушка умерла: организм не перенес стресса и потерю крови.

Сам залез, сам и виноват?

В июле 2016 года на станции Дубининской под электрическую дугу напряжением в 27 тысяч вольт попал 12-летний Евгений Беляков. Мальчик с племянником возвращались домой, на Паровозную, из центра Михайловки. Их путь лежал через железную дорогу, забитую составами. Женя первым залез на грузовой вагон, стоявший на третьем пути. Он успел сделать на крыше вагона всего несколько шагов по деревянному настилу, мокрому от недавно прошедшего дождя, как раз под высоковольтными проводами…

– Это был обычный маршрут для наших детей в школу, в магазин, к друзьям. Они всегда лазали либо под вагонами, либо через вагоны. Другого пути у них не было, – вспоминает Ульяна Белякова, мама погибшего мальчика. – Как-то к нам приезжало начальство из Хабаровска, они пояснили, что станция Дубининская грузовая, поэтому разрывов между вагонами и пешеходных переходов здесь не положено. И предложили обходить пути по автомобильной трассе Хабаровск – Владивосток, а это больше трех километров. Но сотрудники Госавтоинспекции сказали, что детей на дороге быть не должно. И мы поняли, что наши проблемы никого не волнуют…

По факту травмирования ребенка электротоком Приморским следственным отделом ДВ следственного управления на транспорте СК РФ было возбуждено уголовное дело. И благополучно прекращено «в связи с отсутствием события преступления». Мол, данный трагический случай не связан с производством: мальчик сам залез на вагон, тем самым нарушил правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности.

Но родители Жени Белякова на этом не остановились. Они обратились в Михайловский районный суд с иском к ОАО «РЖД» о возмещении ущерба и компенсации морального вреда в результате смерти их сына. И хотя дела данной категории сложны в собирании и представлении доказательств, у них есть шанс выиграть судебный процесс. В российской судебной практике зафиксированы прецеденты, когда родственники потерпевших в аналогичных случаях взыскивали компенсацию с «РЖД».

Кстати, Ульяна Белякова рассказала, что ее соседям звонила некая женщина, назвавшаяся представителем ОАО «РЖД», и пыталась разузнать подробности о жизни погибшего ребенка.

– Задавались такие вопросы, что из их содержания было понятно, что звонившую интересовали только возможные негативные отношения в нашей семье до смерти Жени. Она сказала, что будет обидно, если миллионы получит неблагополучная семья. Вот вам и подход к делу! А зачем нам миллионы? Женечку все равно уже не вернуть, – говорит Ульяна Владимировна и подносит к глазам платок…

Переход все-таки необходим

Жители улицы Паровозной несколько лет пытаются исправить ситуацию с переходом через рельсы. Граждане уже писали слезные письма в Приморскую транспортную прокуратуру, в прокуратуру Михайловского района, в районную администрацию, обращались к местным депутатам, но дальше отписок дело не движется. А вагоны и ныне перекрывают пути.

Правда, в июне 2010 года Приморская транспортная прокуратура проводила проверку территории, прилегающей к станции Дубининской, на предмет безопасности перехода граждан через железнодорожные пути. По итогам проверки заместителем приморского транспортного прокурора Юлией Ярченко в адрес начальника Владивостокского отделения Дальневосточной железной дороги – филиала ОАО «РЖД» – было внесено представление об устранении нарушений закона, в частности, необеспечения безопасности при пересечении гражданами железнодорожных путей на станции Дубининской.

Ответ на это послание за подписью начальника отделения железной дороги Виталия Зеленько был обнадеживающим: «В ходе рассмотрения данного вопроса выяснилось, что согласно техническим требованиям «Пешеходные переходы через железнодорожные пути», утвержденным распоряжением ОАО «РЖД» № 2655 от 23 декабря 2009 года, на станции Дубининской необходим пешеходный переход 2-й категории. Но в текущем году выполнение работ по строительству пешеходного перехода невозможно, так как данные работы не предусмотрены статьями расходов на 2010 год. Поэтому на имя начальника службы пути руководством Уссурийской дистанции пути был написан рапорт с просьбой рассмотреть вопрос о включении в инвестиционную программу на 2011 год строительства пешеходного перехода на станции Дубининской в целях устранения нарушений законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта».

Письмо от железнодорожников за № 235 датировано 27 августа 2010 года. На календаре конец июня 2017-го, а жители забытой улицы Паровозной как ползали и стар и млад под вагонами через рельсы, так и продолжают ползать. И никакой наглядной агитации, запрещающей хождение по путям, здесь по-прежнему нет. Видимо, руководство ОАО «РЖД» проигнорировало представление приморского транспортного прокурора. Или вообще его не читало.

Граждане, потеряв надежду на решение их проблемы мирным путем, пошли на крайние меры: они собирают подписи под письмом президенту РФ Владимиру Путину и в Генеральную прокуратуру РФ. Кроме того, они решили, что не будут голосовать на предстоящих выборах президента России, если их проблема не будет решена к осени 2018 года.

– Мы такие же жители России, как и остальные граждане. Но если мы для власти не существуем, зачем нам тогда идти на выборы? Мы не хотим жить только для галочки в отчетности и в подписных листах, – возмущаются жители Перевозной.

Со своей стороны редакция «В» направит эту публикацию президенту компании «РЖД» Олегу Белозерову, а также министру транспорта РФ Максиму Соколову. Возможно, они вмешаются в тупиковую ситуацию и на станции Дубининской появится хотя бы леерное ограждение вдоль железнодорожных путей. Чтобы люди не гибли под колесами поездов.

Кстати, по словам жителей улицы Паровозной, еще несколько лет назад дежурный по станции предупреждал граждан о предстоящем движении вагонов через громкоговоритель. И проблем не было. Сегодня такого «сервиса» на Дубининской нет, зато есть жертвы железной дороги.

Комментарий «В»

Люди вынуждены нарушать правила

Говорит адвокат Игорь Бердюк: «По каждому случаю травматизма на железной дороге сотрудники Следственного комитета на транспорте проводят проверку или расследование, – объясняет Игорь Борисович. – И зачастую выносят постановления об отказе в возбуждении или прекращении уголовного дела, где чаще всего указывается, что виноват сам потерпевший. Но следствие дает такое заключение только по вопросу уголовной ответственности. Получая на руки такие постановления, граждане не знают, что им можно и нужно делать дальше. Они опускают руки и смиряются с таким результатом.

Между тем к ответственности можно привлечь не конкретных работников, а юридическое лицо – ОАО «РЖД». Причем не к уголовной ответственности, а к гражданско-правовой – согласно Гражданскому кодексу РФ. Во всех таких случаях ОАО «РЖД», выступая в роли владельца источника повышенной опасности, несет гражданскую ответственность даже при отсутствии вины причинителя вреда. При этом без разницы, виновен ли сам пострадавший или нет. Для возмещения вреда жизни или здоровью, а также для компенсации морального вреда достаточно только факта, что вред причинен источником повышенной опасности.

Что касается гибели Евгения Белякова, то в этом случае у ребенка не было желания нарушать правила перехода через ж/д пути. Он был вынужден это сделать, так как на этом участке железной дороги вообще отсутствует пешеходный переход. И почти все жители близлежащих домов, не имеющие машин, вынуждены в нарушение норм безопасности пересекать пути либо под стоящими составами, либо сверху, через вагоны. Таким образом, ОАО «РЖД» изначально не обеспечило безопасность граждан при переходе через ж/д пути». 


Автор: Сергей КОЖИН