Черным по белому

Корейский дантист научился снимать трепетание природы и получил мировое признание

7 июнь 2017 Электронная версия газеты "Владивосток" №4143 (82) от 7 июнь 2017

Дни корейского искусства, проходящие во Владивостоке и ознаменовавшиеся открытием выставок в Приморской картинной галерее, получили неожиданное и приятное продолжение – в галерее современного искусства «Арка» открылась выставка корейского фотографа Чо Ин Чжына «Природа. Взгляд извне».

– Эта выставка состоялась благодаря Андрею Мартынову, куратору Московской биеннале современного искусства, – рассказывает владелица галереи «Арка» Вера Глазкова. – Сейчас он плотно занимается современным корейским искусством, вот и предложил нам познакомиться с творчеством Чо Ин Чжына. Мы встретились с господином Чо в Сеуле, мне очень понравились его работы, и теперь владивостокский зритель тоже может оценить их.

Потому что природа космополитична

Работы Чо Ин Чжына не совсем привычны современному глазу. В мире цифровой техники, передающей глубокие оттенки всех цветов, он выбирает черно-белую гамму и снимает на пленочный аппарат, делающий всего шесть кадров (а потом меняй пленку). Работа с такими фотографиями во много раз сложнее, чем с теми, что сделаны на цифру. Кроме того, природа у него почти графична, даже кажется, что это не снимки, а картины, нарисованные тушью. И еще: в них нет буквально ничего корейского, во всяком случае, на первый взгляд.

– Я снимаю пейзажи, природу, – говорит Чо Ин Чжин, – и для меня не было сомнений, что стоит показывать владивостокской публике.

– Ваши работы интернациональны по духу, в них нет каких-то специфических примет Кореи…

– Да. Все мои фото сделаны в Корее, но не там, куда толпами приводят туристов. Я снимаю там, где редко бывают отдыхающие. И да, у меня космополитичный стиль работ, мне многие коллеги и зрители говорят, что мои фото могли бы быть сделаны в их странах. Но ведь природа сама по себе интернациональна! А вдохновляет меня Корея. И в итоге получается вот такая эклектика.

Я не люблю снимать созданное человеком, мне нравится нетронутая природа. Я никогда не вмешиваюсь в ее творение, даже камня не сдвину ради красивого кадра. Все естественно, все так, как задумано природой.

Потому и назвал выставку «Природа. Взгляд извне». В свои работы я старался вложить больше духовности и медитативности, чем географической точности.

Ретроград, а сколько новаторства!

– Ваши работы, как мне показалось, навевают некую поэтическую грусть.

– Немного грусти, такого минорного настроения – это то, что я хотел бы, чтобы почувствовал зритель. Ведь природа сама по себе задумчива, тиха… Послание моей выставки очень простое – посмотрите на снимки, почувствуйте настроение, помедитируйте. Уверен, каждый почувствует что-то свое.

– А почему черно-белые снимки?

– Я понимаю, что все вокруг нас цветное и что цифровая техника хорошо передает цвет, но… В черно-белом, как мне кажется, больше глубины, в пространстве галереи именно такие снимки выглядят особенно.

– Вы также предпочитаете пленочный фотоаппарат.

– Да, у цифрового аппарата много плюсов, но в работе с пленочным мне нравится то, что, когда снимаешь на него, не видишь результата сразу, не знаешь, что получится, будешь ли ты доволен или разочарован. Этот процесс требует большей концентрации, большей работы от фотографа – настроить резкость, продумать экспозицию. По-моему, это удивительно и замечательно, когда решаю я, а не камера за меня.

Я не пользуюсь и фотошопом – считайте, что я ретроград, любитель олдфешен (старомодный. – Прим. ред.).

Запечатлеть Владивосток

– Какое время года вас вдохновляет?

– Зима. Чистые цвета, контрасты, малолюдно в лесу, можно сконцентрироваться. Весна – это пробуждение, ежедневные изменения. А летом… Нет, летом слишком жарко.

– Вы представили много снимков с острова Чеджу…

– Да, это примерно треть выставленных фотографий. Я много путешествую по этому острову. И вообще люблю острова: это уединенность, замкнутость, даже грусть и изолированность, более консервативная природа. На мой взгляд. Я знаю, что в представлении многих Чеджу – это пляж, гостиницы, апельсины. Но я выбираю совсем другие, «незаезженные» места. В них есть некая загадка, вы не находите?

– Вы берете камеру в поездки?

– Нет. Все свои впечатления я привожу с собой в голове. И должен сказать, что очарован Владивостоком, особенно островом Русским. Я говорил, что люблю острова, а Русский тоже просто великолепен.

Конечно, для меня слово Владивосток не было просто названием города. Это самый близкий к Корее город России, мы часто о нем слышим, я знал, что это большой город, и мне было очень интересно в нем побывать. Хочу сказать, что атмосфера, биение пульса в вашем городе удивительные – совсем не провинциальные, такой быстрый ритм жизни!

Возможно, я когда-нибудь вернусь во Владивосток и сделаю здесь фото. На целую выставку…

Кстати

Интересно, что Чо Ин Чжын по образованию дантист и, собственно, этим зарабатывает на жизнь. Но любовь к фотографии у него с юности, и потому он достиг в черно-белой пленочной съемке почти совершенства и занимается фотографией тоже профессионально. Работы фотохудожника уже выставлялись в России: в Иркутске и Новосибирске, а также в США.

Мнение

Как объясняет искусствовед Kим Юнхо, Чо Ин Чжын в своем творчестве пользуется традиционными фотографическими приемами и подходами. Можно заметить (не без иронии, применимой к сегодняшнему дню), что его работы высоко оценены благодаря тому, что он отказался от обычной нынче цифровой камеры в пользу съемки на пленку, причем черно-белую. Без сомнения, это сказалось на том, что его аналоговые работы удивительно детальны, чувственны и чисты.

Художник говорит на языке традиционной фотографии, для которой чрезвычайно важно присутствие автора в природном ландшафте и возможность ручной фокусировки на определенных деталях. При этом возникает ощущение, что изображение состоит из множества фрагментов, специально выбранных мастером и составляющих цельный образ его полотна.

При взгляде на все представленные на выставке образы возникает ощущение главного и общего феномена – это трепетание. Трепетание листьев и ветвей деревьев, нежно колышущихся под легким ветром, на фоне чистого неба.

Проводя свои творческие изыскания в области перспективы, художник хочет отразить образ природы в ее неизменной, перманентной структуре, но при этом живущей активной жизнью. А если прислушаемся, услышим тихо звучащую поэзию. Поэзию природы.

   

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ