Темная сторона туризма

Что нужно сделать, чтобы взыскательные японцы полюбили бывать в гостях в Приморье

7 июнь 2017 Электронная версия газеты "Владивосток" №4143 (82) от 7 июнь 2017
650270ba4d3b47f10692c518a2b4a0c8.jpg

Чем привлечь японского туриста, какие маршруты он выбирает и на что готов тратить деньги? Эти и другие вопросы обсуждали на Тихоокеанском туристическом форуме, состоявшемся недавно во Владивостоке.

Пять сотых процента

Говоря о предпочтениях своих сограждан, председатель Японской ассоциации турагентств Иида Юдзи отметил, что японцы по-прежнему предпочитают ездить в Китай и Южную Корею, но все большей популярностью пользуются Австралия, Новая Зеландия и Вьетнам.

– Выбирая страну для посещения, в первую очередь наши граждане смотрят, насколько она безопасна, – объясняет господин Юдзи. – Россия в этом плане привлекательна. Здесь не случается больших террористических актов, стихийных бедствий. Поэтому потенциал у вашей страны велик.

Однако поток японцев, например, в Приморье небольшой и пока только уменьшается: в 2016 году их в регионе побывало на 16 %, чем в 2015-м.

– Мы привыкли, что Япония входит в тройку стран, чьи туристы посещают Владивосток, – отмечает гендиректор Тихоокеанского туристического союза Кирилл Потапенко. – Но если посмотреть на цифры, станет видно, что доля японцев здесь несерьезная: более 80 % всего турпотока в приморскую столицу – это туристы из Китая, 10 % – из Южной Кореи и 2 % – из Японии. Есть данные за 2017 год: из более чем 100 тысяч японских туристов, выезжавших за рубеж, всего 5 тысяч выбрали Россию, из них примерно 250 – 300 человек (0,05 %) – Владивосток. Нам определенно есть над чем работать.

Главное в этом деле – определиться, с кем работать. По словам экспертов, за последние годы туротрасль Японии активно меняется: в основном путешествуют пожилые состоятельные мужчины 60 лет (люкс-сегмент) и студенты (бюджетные туры).

– Владивосток – привлекательный город для первой из этих групп, – подчеркивает Кирилл Потапенко. – Это взрослые туристы, которые готовы тратить деньги на высокий сервис и культурную программу, и приморская столица может привлечь их возможностью посещения театра, балета, филармонии и т.д. Такие туристы, как правило, путешествуют в одиночку либо со взрослыми детьми. Они любят гулять по городу самостоятельно.

Однако Владивосток заточен под тургруппы, одиночные туры у туроператоров практически отсутствуют, хотя во всем мире наиболее распространен именно самостоятельный туризм.

Тянет на трагическое…

А японские дипломаты посоветовали приморским чиновникам развивать «темный туризм».

– Это новая концепция туризма, выработанная в конце XX века и предполагающая посещение мест трагедий, исторических катастроф, – объясняет профессор академии университета Гакуин Идэ Акира. – На территории Дальнего Востока и Сибири расположены захоронения японских граждан. Кроме того, японцам интересен социалистический период истории России.

В доказательство профессор привел результаты исследований, проведенных университетом: за последние десять лет количество посещений таких мест (в разных странах) возросло в 3,5 раза.

А серьезным препятствием для развития туротношений между нашими странами являются стереотипы в восприятии японцами России.

– Существует понятие исторической памяти, – говорит Кирилл Потапенко. – В сознании японцев сохранилось много негативной информации из прошлого, к тому же нагнетают ситуацию и глобальные медиа, которые выставляют Россию не в лучшем свете. А Россия, со своей стороны, никакого позитивного образа не создает.

Владивосток – ближайший к азиатским странам европейский город, форпост российской культуры, но мало кто из японцев, например, понимает, что до Приморья лететь всего два часа. К тому же есть вопросы по стоимости авиабилетов и проживания в гостиницах: даже с учетом девальвации рубля посещать наш регион для азиатов – удовольствие недешевое.

При этом, как отметил Наито Юта, магистр образования университета Дзоэтсу, во Владивостоке есть удачные продукты, связанные с морским туризмом, посещением островов, и это направление необходимо развивать. Также эксперты считают, что необходимо сформировать нишевые интересы для разных тургрупп, развивать деловые и гастрономические туры, создать единую тревел-площадку в Интернете, вести аккаунты в соцсетях на японском, привлекать во Владивосток студентов. Нужно поработать и над городской средой: повсеместно разместить указатели на английском и японских языках, сформировать маршрутные схемы, меню на японском языке, а главное – вести рекламную деятельность в Японии, приглашать во Владивосток рядовых ее жителей, чтобы они имели представление о столице Приморья как о городе удобном, недорогом, интересном и безопасном. 

Автор: Катерина МАТВЕЕВА