Была фабрика, стало… искусство
Хрустальненский горно-обогатительный комбинат станет главным героем… арт-проекта «Фабрика». В залах Приморского отделения Союза художников России 16 мая его представит Олег Батухтин.
Некогда комбинат был градообразующим предприятием в поселке Кавалерово. Основанный 75 лет назад, он в год своего 50-летия был закрыт и заброшен.
– Сегодня все чаще наблюдаем стремление творческих людей осмыслить советское прошлое с точки зрения нынешних процессов в искусстве, – говорит искусствовед Ольга Зотова. – Эту тенденцию мы видим и в проекте Олега Батухтина.
Предприятие с отлаженным производственным процессом и общественно-культурными традициями было своего рода самодостаточной системой, органично сочетающей героику труда и повседневное, наполненное романтикой и оптимизмом. В годы перестройки промышленный гигант, дававший треть всего олова в СССР, не выдержал конкуренции в рыночных условиях и был закрыт. Уникальное оборудование фабрики частично было демонтировано и вывезено, частично осталось в корпусах, которые разрушаются от времени.
В своем проекте Олег Батухтин реконструирует и деконструирует фабрику не только как промышленный объект, но и как среду обитания, используя синтез искусств. «Фабрика» включает видеоинсталляции, фотографию, разномасштабные скульптуры. Реконструкция фабрики происходит в первой видеоинсталляции, где из архивных материалов монтируется ушедшая в прошлое советская реальность с праздничными демонстрациями, концертами самодеятельных коллективов, выступлениями передовиков производства. Во второй видеоинсталляции дается образ настоящего фабрики, снятой с различных ракурсов, где остро ощущается распад былого величия.
Центральной частью проекта являются композиции, выполненные Олегом Батухтиным с включением оригинальных инструментов, использовавшихся в свое время на фабрике. Сегодня это оборудование утратило утилитарную функцию и стало основой масштабных инсталляций и самостоятельными арт-объектами.
Размеры основной композиции выставки 200х200х300 см.
Каркас выполнен из обычной доски, которую часто применяли при строительстве фабрики. Олег Батухтин использует лаконичную пластику, эстетику конструктивных построений в качестве некоей микросхемы, общим смыслом которой является все та же реконструкция образа. Художник, оставаясь приверженцем любимого им материала – дерева, создает красивую метафору, наполненную драматическим звучанием истории его малой родины.
Автор: Отдел новостей «В»