Фуникулеру две пятерочки

Первых пассажиров горный трамвайчик принял 55 лет назад – 5 мая 1962 года

11 май 2017 Электронная версия газеты "Владивосток" №4128 (67) от 11 май 2017
97ce691ead0eb6ff14bb41e59ddff739.jpg

55-летие со дня открытия отметил фуникулер Владивостока. По случаю знаменательной даты на верхней станции подъемника прошло торжественное мероприятие с участием работников предприятия, почетных гостей и пассажиров – владивостокцев и гостей города.

Все эти долгие десятилетия работы горный трамвайчик верой и правдой служит жителям приморской столицы. В последние годы фуникулер стал также и полноценным туристическим объектом.

– Наш горный трамвайчик очень востребован у туристов, – отметила директор фуникулера Светлана Латышева. – Своеобразный рекорд мы поставили 1 мая: в этот день перевезли почти две тысячи человек. Надеемся, поток туристов и пассажиров – жителей города не иссякнет и мы вновь и вновь будем убеждаться, насколько важен Владивостоку и его гостям наш фуникулер.

Со словами признательности всему коллективу за высокий профессионализм и ежедневную эффективную работу выступили заместитель начальника управления АТУ Ленинского района приморской столицы Виктор Федосеенко и директор ОАО «Электротранспорт Владивостока» Лилия Козлова, которая наградила специалистов предприятия праздничными дипломами.

– Данный вид транспорта является не только визитной карточкой нашего города, но и незаменимым видом транспорта, учитывая местный рельеф, – отметил Виктор Федосеенко. – Желаю всем здоровья, успехов, процветания и долгих десятилетий бесперебойной работы.

– Сегодня праздник для всего нашего предприятия, – отметила Лилия Козлова. – В обслуживании и ремонтных работах фуникулера принимают участие наши трамвайные и троллейбусные службы, специалисты многих отделов. Это прекрасные люди, на которых всегда можно положиться, их вклад в дело сохранения нашего горного трамвайчика трудно переоценить.

55-летие фуникулера стало особым праздником для многих жителей Владивостока. Так, например, Валентина Луценко была одной из юных комсомолок, которые принимали участие в строительстве объекта. Стройка была настолько престижной, что попасть на площадку было делом нешуточным.

– Как только объявили о возведении фуникулера, со всего Советского Союза во Владивосток ринулись молодые люди по комсомольским путевкам, – вспоминает Валентина Луценко. – А я в 1960 году только школу окончила. Мне и 17 лет не было. И вот прихожу в кадры с аттестатом зрелости, с паспортом. Говорю: хочу на стройку! Мне сразу: девочка, а сколько тебе лет? Ты же еще малолетка – уходи. И я пошла жаловаться в Ленинский райком комсомола. Первый секретарь посоветовал: поработай сначала где-нибудь с год, получи хорошую характеристику, потом придешь обратно в райком, и мы тебе выпишем комсомольскую путевку на строительство фуникулера. Я отправилась в войсковую часть. Потрудилась там ровно год, после чего мне такую характеристику дали, что за нее орден Ленина можно было получить. Я с ней в райком. 40 человек сидят, все на меня смотрят. Вспомнила сцену из «Молодой гвардии», как Олега Кошевого в комсомол принимали. Первый вопрос: расскажи автобиографию. А мне 17 лет – какая еще биография?.. Ну, школу закончила, трудилась, есть характеристика. Они зачитали бумагу. И все 40 человек проголосовали «за». Дали путевку, я с ней опять в кадры. Там посмотрели на меня, на документ, выразились крепко. Говорят, мы тебя примем, разнорабочей пойдешь. Если за три месяца себя покажешь хорошо, в бригаду возьмем. И вот по истечении испытательного срока я попала в бригаду. 75 человек, три смены. Я во второй была. Прокладывали инженерные сети, трудились ударно.

Присутствовал на юбилее фуникулера и бессменный машинист горного трамвайчика Юрий Гольцов, который работает на объекте со дня его открытия.

– За этой лошадкой надо внимательно смотреть, – улыбается Юрий Дмитриевич. – К любой технике нужен подход, тогда она будет вести себя как шелковая. У нас ни разу экстремальных случаев не было. Сердце фуникулера – настоящий пламенный мотор. Шесть тысяч вольт, четыре тысячи килограммов. Двигатель реверсивный, работает в обе стороны.

Завершился праздник в честь юбилея горного трамвайчика концертом, с которым выступили воспитанники детской хоровой студии «Камертон» городского Дворца детского творчества. Также свои работы на суд пассажиров представили воспитанники муниципальной детской школы искусств № 1 Владивостока.

Справка «В»

Всего в России действует только два фуникулера – в Сочи и Владивостоке.

Решение о строительстве двух фуникулеров во Владивостоке было принято 20 мая 1955 года исполнительным комитетом городского совета депутатов трудящихся. Строительство первого началось в 1959 году. По проекту конструкция и мощность фуникулеров не имела себе равных в СССР. Первая дорога на склоне горы Орлиное Гнездо длиной 250 метров и высотой подъема 70 метров должна была войти в эксплуатацию в июле 1960 года – к 100-летию города. Фуникулер строился долго и трудно из-за сложного рельефа. Вагоны были доставлены из Ленинграда, а подъемное оборудование – из Донецка. Первых пассажиров горный трамвай принял 5 мая 1962 года.

Второй фуникулер планировался по оси Гайдамакского оврага протяженностью 500 метров и высотой 115 метров. Строительство его было отложено, но так и не состоялось.

    

Автор: Евгений СИДОРОВ