Принты для смелых

Почему владивостокский художник и дизайнер Маша Ламзина не носит создаваемую ею одежду?

10 май 2017 Электронная версия газеты "Владивосток" №4127 (66) от 10 май 2017
d14039ded552e8aa0da6d739297e1cb6.jpg

Это была необычная выставка даже для такой продвинутой галереи современного искусства, как «Арка». Вместо картин в зале висели огромные куски текстиля, на которых расцветали изумительные – яркие, смелые, фантастические – принты. Так «рисует» художник и дизайнер Маша Ламзина, и эту ее выставку, не так давно завершившуюся в «Арке», будут вспоминать часто. В ожидании новой.

Не какая-то замарашка

Маша (именно так она предпочитает себя называть) художником мечтала быть с детства. Была, конечно, учеба и в художественной школе, и в училище.

– А потом, когда пришла пора четко определяться со специальностью, моим родителям показалось, что профессия художника в такие времена (самый конец 90-х) какая-то уж совсем сомнительная. И уговорили меня поступить учиться на дизайнера: красивая, мол, профессия, творческая и востребованная, – вспоминает Маша. – Так я и сделала. При этом я с детства любила мастерить одежду для кукол, для себя, вязала, но никогда не относилась к этому серьезно. Но, еще учась в школе, начала участвовать в конкурсах, которые ВГУЭС проводил для начинающих дизайнеров в рамках фестиваля «Мода без границ». И в 11-м классе выиграла сразу два гранта: на обучение на кафедре моды и дизайна и на кафедре дизайна прикладного искусства. В итоге выбрала второе. Мне всегда казалось, что профессия дизайнера одежды стоит намного ниже, чем дизайнера прикладного вообще...

Училась Маша хорошо, с интересом и удовольствием. Но любовь к созданию одежды (милое хобби, как она тогда думала) ее не оставляла. Она принимала участие в конкурсах в родном вузе, представляла свои модели.

– Причем тогда мне казалось, что я четко разделяю: прикладной дизайн – это профессия, это серьезно, а создание одежды – просто для души, – рассказывает Маша. – Мало того, я участвовала во всех конкурсах, про которые узнавала, от Китая до Италии, отправляла туда свои работы, эскизы. Меня нигде не отмечали, но главное ведь было участие! И вот на очередном конкурсе во ВГУЭС мои работы увидела Зоя Липатникова из творческого объединения «Чердак forever». Я почувствовала, что Зоя профессионально разбирается в том, чем я занимаюсь на уровне хобби, и было приятно, что она обратила на меня внимание, ведь я всегда оценивала свои работы скромно.

Благодаря знакомству с Зоей я попала в другой круг общения – молодых талантливых дизайнеров. Мы часто собирались, и я ощутила, как это общение дает толчок к творческому росту, веру в себя. Если бы не это знакомство, не знаю, чем бы я сейчас занималась, но вряд ли одеждой...

После окончания вуза Маша работала дизайнером в рекламном агентстве, переехала в Москву, считая, что там больше возможностей для реализации в этом амплуа, но часто вспоминала и Зою, и общение с другими ребятами из «Чердака». И в какой-то момент вдруг поняла: все, одежда как хобби закончилась, нужно превращать это в основное занятие. Маша уволилась, накупила тканей и села шить коллекцию. А потом послала ее на один весьма престижный конкурс в Италию.

– И, видимо, столько энергии я вложила в коллекцию, столько эмоций, что меня неожиданно пригласили в финал. Это был прорыв самый настоящий! – вспоминает дизайнер. – Потом меня пригласили на стажировку во Францию, в модный дом Джона Гальяно, где я соприкоснулась с настоящей модой. И поняла, что мне все это очень нравится, что мои идеи тоже ценны и я не какая-то замарашка, которую пустили на бал, а человек, который в состоянии стать модным дизайнером. Поняла, что хочу создавать вещи для тех людей, которым в них будет хорошо, радостно и комфортно. И я делала одежду разную и интересную. Но всегда хотелось еще больше творчества именно в этом направлении – в работе с принтами, с текстилем, с вышивками.

Где игра, там азарт

В дизайне одежды Маша Ламзина пошла своей дорогой. Она придумала трафаретную технику исполнения принтов на ткани, по сути, стала рисовать граффити на ткани в комфортных домашних условиях. И оказалось, что в такой технике мало кто работает, это нечто новое, особенное.

– Я отправляла вещи на конкурсы, на меня обращали внимание, я выиграла еще один конкурс в Италии. В общем, увлечение все же стало делом жизни, и я пришла в дизайн одежды, так что круг замкнулся, – объясняет Маша. – В определенный момент стало ясно, что принты мои такие навороченные, уже больше похожие на арт-объекты. И мне показалось совершенно логичным

выйти из рамок одежды, перейти к каким-то более крупным формам. Стала экспериментировать, делать принты на больших полотнах. Показала получившееся Вере Глазковой, Юле Климко – так и возникла выставка в «Арке»...

– Для вас текстиль стал холстом. Вы переживали, как воспримет этот эксперимент публика?

– У меня не было той публики, которая бы носила меня на руках: ах, это же Маша, суперкутюрье! Поэтому я всегда делала то, что хотела, и вообще никогда не думала, как это воспримет публика. Художник должен опираться на внутренние ориентиры, свою эстетику и свое желание что-то выразить, а не думать о том, как угодить публике.

– Вы смотрите на ткань и думаете: что здесь может быть?

– Чаще у меня уже есть в голове готовые образы, и я подбираю под них ткань. На самом деле ткань сложнее подобрать. Не так уж много материалов взаимодействует с хлором так, как мне нужно, и я все время провожу тесты, эксперименты. Мне подходят только хлопковые ткани, да и то не все, очень многое зависит от того, какие красители использует производитель. Когда я вижу, как взаимодействует хлор с тканью, уже понимаю, какую из идей воплощу на ней в жизнь. Но особенно мне нравится то, что один принт я могу повторить на разных тканях и результат будет разным. Элемент непредсказуемости есть всегда. Эта игра так увлекает!

Искусство под руку с аскетичностью

– Показав публике своеобразные картины на ткани, вы не отказались при этом и от создания одежды...

– Я чувствую себя художником, когда делаю принт на ткани. А когда думаю, как его представить публике, во мне включается дизайнер. И я не хочу разделять в себе эти ипостаси. Моя дизайнерская сторона – мостик между артом и зрителем. Когда я творю, то могу закрыться в мастерской и даже уехать на другой край земли. Но, чтобы донести созданный мною арт до зрителя, я должна стать дизайнером. Но, разумеется, я по-прежнему создаю и одежду. Даже больше, чем арт-объектов на текстиле.

– И эта одежда так же смела и необычна, как ваши арт-объекты?

– Она так же смела, если не смелее. Там принты, работа с формами. Десятки тысяч дизайнеров в мире производят одежду, и мне важно не просто влиться в этот поток, а выражаться творчески и находить людей, которые будут выражаться творчески, нося мою одежду. Прошли те времена, когда я не думала о том, как же люди будут носить мою одежду, насколько она удобна и практична, насколько она ноская, как человек будет стирать ее, как сделать так, чтобы она нигде не жала, была комфортной.

Как ни странно это звучит, у меня очень консервативная одежда в смысле кроя. Мои друзья-дизайнеры вовсю экспериментируют в этом смысле, а у меня – без изысков именно в силуэте. Основной акцент и все мое самовыражение в принтах, в использовании фактур, текстиля, цвета. Играть с кроем не так уже хочется. Такова моя эстетика.

– Ваш зритель и ваш покупатель – это один и тот же человек? Или есть те, кто с удовольствием придет на вашу выставку, но никогда не станет покупать ваши вещи?

– В целом, полагаю, люди чувствуют какую-то сопричастность со мной, когда покупают мою вещь после выставки или показа. И я всегда думаю, что предложить тому, кому нравятся мои принты, но он считает их слишком яркими или экстравагантными для того, чтобы самому носить такую одежду.

– Вас вдохновляет Владивосток?

– Здесь море – постоянная связь с ним, с природой мне очень важна. Я люблю город, но жизнь в нем суетна. А приходишь к морю и как бы очищаешься. В Европе мне постоянно говорят: у тебя азиатская нота в принтах. А я думаю, это просто аура Владивостока отражается в них. Мне всегда казалось, что не зря я родилась в Приморье, в Азии, мне азиатская эстетика очень близка.

– А почему Маша Ламзина не носит одежду от Маши Ламзиной?

– Ох... Я выражаю себя в принтах, в творчестве. Мне этого достаточно, поэтому выражать себя в яркой необычной одежде уже нет смысла, понимаете? А люди, которые носят мою одежду, выражают себя именно в этом процессе. Получается, что лично мне близок более аскетичный стиль, я сама – не свой клиент. Такое вот противоречие. Я уже выразила все в своих принтах.

Справка «В»

Принты – это изображения (рисунки, орнаменты, узоры, надписи, фотографии), нанесенные на ткань, кожу или другую поверхность различными способами.

   

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ