Маршрутки полезли на эстакаду

Чтобы выбрать лучшего водителя автобуса Приморья

4 май 2017 Электронная версия газеты "Владивосток" №4125 (64) от 4 май 2017

Аккуратно въехать в гараж, грамотно проехать поворот на 90 градусов и развернуться в ограниченном пространстве, без проблем подняться и спуститься с узкой эстакады – эти и другие практические задания ожидали участников краевого конкурса профессионального мастерства «Лучший водитель автобуса», состоявшегося во Владивостоке на минувшей неделе.

Ристалище было организовано краевым управлением ГИБДД и приурочено к 85-летию службы пропаганды безопасности дорожного движения в системе МВД России.

На маршруте – гараж и параллельная парковка

Продемонстрировать навыки профессионализма решили восемь водителей из семи автотранспортных предприятий края, практикующих перевозки пассажиров.

Конкурс на звание «Лучший водитель автобуса» состоял из двух этапов – практического и теоретического. Для уравновешивания шансов на победу участники соревнований сдавали практику на одном и том же автобусе. Причем первый круг по автодрому на мысе Кунгасном у конкурсантов был пристрелочным, чтобы они прочувствовали трассу. И только второй – зачетный. Из препятствий на маршруте: «эстакада», «параллельная парковка», «заезд в гараж», «поворот на 90 градусов», «разворот в ограниченном пространстве».

На первый взгляд, задания несложные, главное, пройти маршрут без ошибок и за минимальное время. В реальности водители сталкиваются на дорогах края с большим количеством «заноз» в виде ям, колдобин и ухабов. Поэтому искусственные препоны на автодроме не испугали профи. Зато, как показали соревнования, у большинства участников конкурса трудности вызвали «параллельная парковка» и «заезд в гараж». За каждый прокол претенденты на призы получали штрафные баллы...

Сергей Яковенко, представитель Находкинского пассажирского АТП, проскочил маршрут быстрее всех. Его личный рекорд 2,02 минуты. При этом он заработал пять штрафных очков, которые впоследствии отодвинули его на второе призовое место. За лихачество конкуренты прозвали Сергея Шумахером. Корреспондент «В» прошел зачетный трафик в автобусе, управляемом Яковенко. Точнее, не прошел, а пролетел, иначе не скажешь. Когда Шумахер разворачивал многотонную машину на полной скорости, резина на колесах свистела и дымилась, а центробежная сила вжимала пассажира в кресло. Видимо, в гоночном угаре Сергей забывал, что он – участник краевых соревнований на звание лучшего водителя автобуса, а не за рулем болида на гонках в Монте-Карло. Помнится, на очередном вираже автор этих строк мысленно помянул добрым словом водителей городских автобусов, которых жители Владивостока нередко укоряют за медлительность на маршруте. В то же время у строгих судей конкурса, сотрудников ГИБДД, претензий к манере вождения Яковенко не было.

Вторым – по времени – практическое задание сдал Евгений Гончаров, водитель ООО «Ориент-Авто-Люкс». Он прошел трассу за 2,5 минуты, но, как и лидер, получил пять штрафных баллов. Третьим стал Сергей Южаков из ООО «Находкинский автотранспортный альянс». Его время – 2,23 минуты и... 10 штрафных баллов.

«Платон» качество дорог в Приморье не улучшил?

Кстати, общаясь с корреспондентом «В», участники конкурса – в основном водители междугородних автобусов – отметили неплохое состояние городских дорог, проехав от остановки «Фабрика «Заря» до «Дальпресса». При этом нелестно отзывались о трассе между Владивостоком и Находкой.

Так, по словам Сергея Яковенко, много лет проработавшего дальнобойщиком, хуже дороги, чем в поселке Смоляниново он не встречал.

– В Приморье все водители, включая автолюбителей, ежегодно платят транспортный налог. С недавних пор деньги с дальнобойщиков собирает система «Платон». Вкупе получаются большие суммы, но куда они уходят, на какие нужды, неизвестно. Нам говорят, что на ремонт краевых дорог, но мы этого ремонта не видим. На трассе ямы и колдобины, мосты ветхие, и при этом в разрушении дорог огульно винят водителей большегрузов и автобусов. А нам что, по воздуху летать? – поделился наболевшим Шумахер.

С ним солидарны его коллеги:

– Дороги в крае хуже некуда. После каждого дождя и снега ситуация ухудшается. И ямочный ремонт эту проблему не закрывает…

Теория заставила задуматься

Своеобразный и недвусмысленный сюрприз преподнесло теоретическое задание на знание правил дорожного движения (ПДД). Участникам конкурса предлагалось решить несколько задач на компьютере в учебном классе известной владивостокской автошколы. Ничего нового и неординарного здесь тоже не было. Для получения зачета требовалось вспомнить действующие ПДД, а для фиксации ответа – нажать соответствующую кнопку на пульте. Казалось бы, задание проще пареной репы. Поскольку у всех водителей многолетний стаж работы, и правила дорожного движения они должны знать как «Отче наш». На все про все давалось 20 минут. Между тем из восьми конкурсантов только пятеро выдержали это испытание.

По словам преподавателя автошколы Анатолия Рижиса, контролирующего прохождение теоретического задания, его результаты заставляют задуматься. Причем не только участников конкурса, но и их начальство и даже пассажиров.

Евгений Гончаров сдал теорию первым. По его словам, он готовился к конкурсу. И большую часть ответов на вопросы знал.

– Третий раз участвую в подобных соревнованиях. Два раза – в Находке, где дважды был первым, один раз – во Владивостоке, где занял второе место. В этом году теоретическое задание было несложным, надо было лишь покопаться в памяти, что я и сделал, – говорит Евгений.

По итогам соревнований жюри, в состав которого входили сотрудники межрайонного экзаменационного отдела ГИБДД УМВД России по Приморскому краю, определило тройку победителей. Ими стали Евгений Гончаров (ООО «Ориент-Авто-Люкс»), занявший 1-е место, Сергей Яковенко (ООО «Находкинское пассажирское АТП»), получивший серебро, и Сергей Южаков (ООО «Находкинский автотранспортный альянс»), ставший третьим. Замечу, что все трое – жители Находки.

Нужны ли подобные конкурсы? На этот вопрос положительный ответ и у конкурсантов, и у сотрудников Госавтоинспекции. Во-первых, профессиональные соревнования повышают уровень мастерства водителей автобусов. Во-вторых, они популяризируют профессию водителя автобуса среди молодежи.

Подводя черту под конкурсом, заместитель начальника МЭО ГИБДД УМВД России по Приморскому краю Олег Мирошниченко признался, что результатами доволен.

– Водители показали неплохие знания правил дорожного движения. И с вождением тоже у них все в норме. Но им еще есть к чему стремиться, даже победителям. Да, не все сдали теорию. Но здесь, очевидно, сказалось волнение. Не каждый день они сдают ПДД, да еще под надзором сотрудников ГАИ. Я бы не сказал, что у них много ошибок. Некоторые сделали всего две ошибки в одном блоке. По старым правилам они экзамен сдали, – рассказал «В» майор полиции Мирошниченко.

Остается добавить, что все участники конкурса увезли домой дипломы, сувениры и хорошее настроение. 

Справка «В»

«Платон» – российская система взимания платы с грузовиков, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн. Название «Платон» – сокращение от словосочетания «плата за тонны». С момента запуска в эксплуатацию системы – 15 ноября 2015 года – деньги взимаются с перевозчиков в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.


Автор: Сергей КОЖИН