Над чем смеется лангуста, когда ее убивают?
Ответ ищите в новой камерной постановке театра имени Горького
Мир лежал у ее ног. Она была одной из первых подлинных звезд сцены и экрана, женщиной, по которой сходили с ума, актрисой, на спектакли которой мечтали попасть тысячи зрителей от России до США. Сара Бернар – легенда, которая волнует многих и сегодня...
7 и 8 апреля Приморский академический театр имени Горького напомнит зрителям об этой великой актрисе, представив на малой сцене спектакль «Смех лангусты» по пьесе Джона Маррелла.
Не умирайте раньше времени
– Малая сцена требует особого репертуара, особого подхода. Сюда не получится впихнуть многонаселенный, требующий множества декораций спектакль. Однако и что-то простенькое эта сцена не примет – здесь актер как на ладони перед зрителем. Поэтому я очень долго всегда выбираю репертуар для малой сцены, – объясняет художественный руководитель театра Ефим Звеняцкий. – И вот пьеса Маррелла – не новая, но не потерявшая своей актуальности – показалась мне подходящей. Кроме того, в этом спектакле актриса Ирина Кулешова раскрылась так ярко и так полно, что отныне я уверен: она займет ведущие позиции в театре...
Создать спектакль «Смех лангусты» Ефим Звеняцкий доверил заслуженному артисту России Николаю Тимошенко. Он уже ставил в театре несколько детских сказок, но вот к столь серьезной пьесе, да еще в таком сложном формате, как малая сцена, обратился впервые. И значит, нас ждет интересный дебют.
– Когда Ефим Семенович предложил мне эту пьесу для постановки, я был в восторге. Прекрасный драматургический материал! – рассказывает Николай Петрович. – Правда, раньше я не ставил спектаклей на малой сцене, хотя пробовал себя в режиссуре сказок и в постановках во время работы со студентами института искусств. Так что было страшновато. Но я приступил к репетициям. И знаете что? Пьеса оказалась настолько интересной, настолько выигрышной для актеров, что мне очень хочется во время работы выйти и играть – такой прекрасный материал, такие яркие роли! Но я себя сдерживаю...
– Формат малой сцены вам помогает или затрудняет задачу?
– Конечно, малая сцена во многом проще. На большой – другие правила игры, мне же здесь удобнее. Евгений Вейгель и Ирина Кулешова – мои партнеры по постановке, мы работаем сообща, и Ефим Семенович кое-что подсказывает. Театральный труд – коллективный, мы одна команда, и у меня нет никакого желания становиться диктатором.
Мне интересно через судьбу Сары Бернар поговорить со зрителем о женщине, о возрасте. О том, как встречает закат жизни не просто женщина, а знаменитая актриса, у ног которой не так давно лежал весь мир. Мы анализировали это, обсуждали. И в итоге – с подачи Ефима Звеняцкого – жанрово определили нашу постановку как спектакль-афоризм. Ведь Сара Бернар вошла в историю в том числе как автор многих хлестких, ярких фраз.
История, которую мы играем, одновременно и трогательная, и философичная. Мы приблизили ее к жизни, к миру обычных зрителей. И главный посыл спектакля – в словах героини: «Надо жить! Не надо умирать раньше времени». Мы не хотели быть дидактичными, чтобы не отпугнуть зрителя, однако нам бы очень хотелось, чтобы со спектакля он вышел со светлым чувством.
О, как на склоне наших лет...
В центре этой истории – один день из жизни 76-летней Сары Бернар. Она старая, больная женщина, с ампутированной ногой, ей осталось жить совсем немного, и она пишет мемуары. Компанию ей составляет слуга и друг Жорж Питу, преданность которого скрашивает ее одиночество. Ирина Кулешова и Евгений Вейгель в своих ролях настолько органичны, естественны, настолько ярки, что спектакль смотрится на одном дыхании.
– Малая сцена предполагает большую отдачу от актера, и тем интереснее, ведь мельчайшее движение артиста – на виду, даже вздох. И ничего не надо форсировать, и это замечательно, – говорит Ирина Кулешова.
– Волнительно ли было для вас стать Сарой Бернар или вы легко вошли в образ?
– Как же, легко... Я до сих пор – а до премьеры осталось чуть больше недели – волнуюсь. А уж когда прочла пьесу, почувствовала сильнейшее напряжение, даже шок. Мало того, что это Сара Бернар, так ведь по пьесе ей 76 лет!
Однако уже в процессе работы мы с режиссером решили, что не будем играть возраст буквально.
Но дело в том, что Бернар – звезда даже не прошлого, а позапрошлого века. И мы фактически знаем только ее имя, ее историю, но не ее саму. Я смотрела много материалов в Интернете, но все же это не совсем тот источник...
Я очень волновалась по этому поводу, а потом мы с коллегами подумали: моя героиня, в конце концов, просто женщина на финальном отрезке жизни, она делает все то же самое, что и другие люди в тот же момент жизни. Поэтому мы не пытаемся воспроизвести последние дни Сары Бернар, мы говорим не столько про нее, сколько про возраст, прожитую жизнь, про то, что испытывает каждый человек на склоне лет. Я не стараюсь стать копией Сары – да и не получится. И возрастной грим, повторюсь, мы решили не делать, и акцента на хромоте не ставить.
– Ваш спектакль – на двоих...
– И это очень непросто. Тут не расслабишься, как в многонаселенной постановке. Там, пока у кого-то большая сцена, ты можешь в ожидании своего выхода чайку за кулисами попить. А тут ты как уж на сковородке каждую минуту. Эта роль для меня, конечно, вызов. Я работаю и выкладываюсь на все сто. И сыграю так, как душа велит.
Жить стало веселей. Чуть-чуть
Премьеру «Смеха лангусты» театр имени Горького посвятил отмечаемому 27 марта Международному дню театра.
А накануне праздника Ефим Звеняцкий созвал пресс-конференцию, чтобы рассказать, как сейчас живется театру.
– Как-то порадостнее этот год у нас проходит, – констатировал он. – Впервые за последнее время финансирование получаем вовремя и в полном объеме, нам даже немножко увеличили бюджет, чего не было уже очень давно. А кроме того, те 15 миллионов рублей, которые положены каждому депутату Законодательного собрания края, в том числе и мне, на выполнение депутатской социальной программы, я после консультаций решил поделить между тремя театрами: нашим, театром кукол и театром молодежи. Эти деньги идут целенаправленно на возобновление лет пять как забытой программы «Деятели искусств – Приморью». В ее рамках театры, концертные коллективы выезжали на гастроли по краю. И вот она возобновилась, что не может не радовать.
Театры в крае, уж поверьте, очень ждут нас, хотят, чтобы мы привозили спектакли. Но посчитайте: номер в гостинице, допустим, в Кавалерово стоит около трех тысяч рублей, и это не преувеличение. А на гастроли едут минимум 50 человек. Далее – проезд, доставка декораций, аренда зала, питание, прочие расходы. При этом цену билета выше 300 рублей мы поднять не можем, а зал в домах культуры вмещает 500 человек. Вот и посчитайте, с убытком или прибылью останется театр, если поедет на гастроли по краю без господдержки. И я очень рад, что сумел в этой ситуации помочь. Мы уже наметили себе маршруты – поедем в Дальнегорск, Кавалерово, Арсеньев, где уже лет 30 не были.
– Как хорошо, что все так радужно...
– Увы, не все. В очередной раз откладывается капитальный ремонт здания театра, который не проводился с момента его постройки, то есть больше 40 лет. Меж тем очень нуждается в ремонте малая сцена театра, где есть большие проблемы с кондиционированием помещения. Ну да ничего, мы все равно добьемся своего.
Еще о хорошем: летом театр отправляется на гастроли в Москву – мы выиграли грант Минкульта. С 8 по 12 июня на сцене театра Российской армии мы покажем «Крейсера», «Забыть Герострата?», «Поминальную молитву» и «Стену». В сентябре – на грант Российского исторического общества – поедем в Хабаровск, также покажем там «Крейсера» и другие спектакли. Замечу, что поездки эти не из дешевых, ведь мы везем фактически всю труппу и три курса студентов института искусств!
– Вы отправитесь в Москву, а ждать ли публике во Владивостоке приезда столичного театра на гастроли?
– Да. На сцене театра имени Горького пять своих лучших спектаклей покажет Московский губернский драматический театр, возглавляемый Сергеем Безруковым.
– В этом году снова будут вручать столь престижный «Серебряный медальон»?
– Да. После 10 лет отсутствия финансирования мы можем порадоваться: Приморское отделение Союза театральных деятелей подведет итоги сезона 2015-2016 года и назовет лучшую в крае театральную постановку, лучшего актера, актрису и так далее. На вручение премии «Серебряный медальон» имени народного артиста СССР Андрея Присяжнюка отдельной строкой в бюджете Приморья был выделен аж миллион рублей. Каждый театр, включая и те, что работают в Уссурийске, уже заявил своих номинантов на премию. Мы тоже это сделали, у нас было немало хороших постановок. Лучших из лучших назовут в апреле.
– А какие спектакли до конца сезона, до лета, еще будут поставлены на вашей сцене?
– Назову постановку по пьесе «Эдит Пиаф и ее демоны», которая была специально написана для нашего театра (ставить ее будет Вадим Данцигер) и детский спектакль «Волшебная лампа Аладдина».
Справка «В»
Пьеса канадского драматурга Джона Маррелла о легендарной Саре Бернар, скромно озаглавленная «Мемуары», получила в русском переводе куда более цветистое, звучащее даже несколько экзотично название – «Смех лангусты».
Говорят, будто лангусты, морские ракообразные, похожие на омаров, столь ценимые гурманами всего мира за изысканный вкус нежного мяса, когда их убивают, издают странный крик, «крик, похожий на смех... Издевательский смех». Именно с этими тяжелыми, неповоротливыми и беззащитными, медленно ползающими по морскому дну существами безжалостно сравнивает себя героиня пьесы – постаревшая и полуобездвиженная после ампутации ноги «божественная Сара».
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ