Наступление эры «ГЛОНАСС» отодвигается?

Тем временем на приморских складах опять копятся тысячи автомобилей, которые не могут получить ПТС

29 март 2017 Электронная версия газеты "Владивосток" №4105 (44) от 29 март 2017

Более двух тысяч автомашин, ввезенных из Японии в Приморский край, не могут пройти таможню из-за проблем с установкой тревожной кнопки «ЭРА-ГЛОНАСС». Таможенные брокеры и представители компаний, занимающихся ввозом подержанных авто в Россию, отмечают, что даже установка устройства, которое должно появиться в продаже только с будущего месяца, не станет панацеей.

О том, как складывается ситуация на данный момент, рассказали специалисты автомобильного рынка Приморья в авторской программе «Разговор с Андреем Калачинским» на радио «Лемма».

На прошлой неделе в администрации Приморского края прошло большое заседание, участие в котором приняли губернатор Владимир Миклушевский, автодилеры, таможенные брокеры, автомобилисты, а также представители АО «ГЛОНАСС». Первая партия тревожных кнопок должна прибыть в край в начале апреля. Решит ли это проблему с выдачей ПТС и сколько будет стоить устройство – вот главные вопросы, которые задавали участники собрания.

А будут ли кнопки?

Виктор Мартынов, таможенный брокер, тоже присутствовал на заседании в «Белом доме».

– Функционал устройства «ЭРА-ГЛОНАСС» очень простой: посылать тревожный сигнал в соответствующие службы, если автомобиль попал в аварию, – объяснил он. – Стоимость кнопки должна быть в пределах от 20 до 30 тысяч рублей. Но главный вопрос: когда у сертификационных органов появится разъяснение, как они должны работать с этим устройством?

Как напомнил Андрей Калачинский, в 2013 году, говоря о ценах на тревожные кнопки, называли суммы в пределах от трех до пяти тысяч рублей.

– Действительно, сегодня установка кнопки обойдется дороже, чем современный японский навигатор, – согласился Виктор Мартынов. – Себестоимость устройства равна 19 тысячам рублей. В дальнейшем, как обещал представитель АО «ГЛОНАСС», они обязательно переговорят с поставщиками и цены должны снизиться. Но на данный момент это просто слова.

Более того, на сайте закупок мы не нашли профильного тендера, который бы позволил нам быть уверенными, что устройства прибудут во Владивосток 4-5 апреля. Появилась информация, что АО «ГЛОНАСС» готово выкупить какое-то количество устройств на сумму 17 млн рублей. Мы до сих пор не можем понять, первая это партия или последующая. Если первая, то до обещанной даты они вряд ли успеют, учитывая все тендерные процедуры.

Как получить ПТС?

По словам специалистов, даже если устройства прибудут во Владивосток, их установка не решит всех проблем.

– Чтобы получить паспорт технического средства (ПТС), помимо установки самой кнопки необходимо оформить свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС), – подчеркнул Виктор Мартынов. – Такое требование было всегда, но с конца прошлого года в нем появилась новая графа – устройство экстренной связи. Наличие его должно быть прописано в документах. Принцип такой: мы покупаем и устанавливаем кнопку, активируем ее в АО «ГЛОНАСС», идем в сертификационные органы, которые на основе своих регламентов выдают СБКТС, дальше обращаемся с пакетом документов в таможенные органы и получаем ПТС. Вот только у сертификационных органов пока нет никаких распоряжений по поводу этого устройства. Нет документов, нет порядка, согласно которым установка на машине системы «ЭРА-ГЛОНАСС» позволяла бы получить паспорт технического средства. То есть на данный момент даже с установленной кнопкой мы не сможем получить ПТС на автомобиль.

Вам позвонят…

По данным на 15 марта, на складах временного хранения в Приморье находилось порядка 1,7 тысячи автомобилей. Как сообщил Константин Николаев, представитель японской компании «СБТ лимитед», сегодня еще пять тысяч автомобилей ожидают своего часа, чтобы прибыть в Россию и пополнить и без того забитые склады. Но ситуация с места не сдвигается.

– Представители АО «ГЛОНАСС» обнадежили нас только тем, что с 4 апреля в продаже появятся первые устройства экстренного вызова, – рассказал он. – Но нам нужны не столько сами кнопки, сколько понимание, как будут оформляться ПТС. Когда мы задали этот вопрос временному генеральном директору АО «ГЛОНАСС» Андрею Жерегеле, он ответил, что нам позвонят. Кто позвонит и когда – неизвестно.

В роли посредника

Как заметил Андрей Калачинский, во всем мире уже давно ведется внедрение подобных систем автоматической безопасности. Однако к всплескам недовольства это не приводило. В Японии, например, благодаря тревожной кнопке количество смертельных ДТП снизилось до пяти тысяч в год, в то время как у нас их происходит более 30 тысяч.

– Мы не против системы «ЭРА-ГЛОНАСС», – подчеркивает Константин Николаев. – Если это устройство позволит в «золотой час» спасти человека, то это отличная мысль. Нас смущает только порядок установки кнопки на пробежные автомобили.

Однако, как отметил Андрей Калачинский, и сама система экстренного спасения людей, попавших в аварийную ситуацию, еще не отлажена.

– Операторы системы пока просто передают сигнал дежурной службе 112, – сообщил Мартынов. – То есть сейчас система работает в роли ненужного посредника. Когда структура начнет функционировать в полную силу, тогда она станет эффективной. И правильнее было бы вводить ее именно в этот период, а не загодя.

Игра по правилам, которых еще нет

Помочь ситуации способно введение моратория на оборудование автомобилей системой автоматического экстренного реагирования. Так считает депутат Думы Владивостока Андрей Галицких.

– Такой мораторий, по сути, уже действует в отношении крупных автопроизводителей и дилеров, – рассказал он. – Большинство автомобилей, которые продаются в автосалонах, имеют мораторий до 2020 года, и на многих из них не будет такой кнопки. Только в отношении подержанных машин почему-то ведется бескомпромиссная политика.

Однако, по словам Мартынова, юридическим лицам, которыми являются автозаводы и дилеры, пресловутые СБКТС выдаются не на конкретный автомобиль, а на производителя. Сертификация проводится раз в три года. Если сертификат был оформлен в 2016 году, то до 2019-го они имеют полное право продавать продукцию без «ЭРЫ-ГЛОНАСС».

– Из-за того что не проработан порядок выдачи ПТС, копятся машины на складах, стоит работа у многих наших коллег, – резюмировал Константин Николаев. – Проблемы есть и у судовых компаний, и у брокерских, и у служб, которые выдавали сертификаты безопасности, и у таможенных органов, которые недополучают сборы в казну. Сегодня две тысячи авто на складах в порту. Семь тысяч машин ежемесячно прибывают из Японии в российские порты. Их судьба пока неясна. И разрешения ситуации не видно. Мне кажется, сначала надо создать рабочий механизм, инфраструктуру, понятные правила, а потом уже накладывать запреты. 

Автор: Евгений СИДОРОВ