Культура в провале

В Приморье впервые открыто признали трагическое положение дел в отрасли

29 март 2017 Электронная версия газеты "Владивосток" №4105 (44) от 29 март 2017
6c27dc75c35a6eb44297b22a2994c08b.jpg

Повышение зарплат культработникам Приморья достигается дроблением ставок оклада

Трагедия – так на выездном заседании социального комитета ЗС ПК в Чугуевке охарактеризовал сегодняшнее положение дел в отрасли начальник департамента культуры администрации Приморья Сергей Матлин. О кризисе в сфере культуры в крае чиновники впервые за долгие годы сказали открыто и начали называть вещи своими именами.

Практически по всем направлениям наблюдается провал: недостаток финансирования, разбитые сельские клубы, кадровый голод, низкие зарплаты. Список негативных проявлений можно продолжать долго.

Правда, самобичеванием директор департамента занимался недолго, отметив, что находится в должности всего три месяца и все плохое, что происходило ранее, происходило без его участия. Вскоре по чиновничьей традиции он приступил к делегированию ответственности. В нерасторопности и неисполнительности были обвинены муниципальные образования.

Ставочная математика

Что представляет собой сфера культуры в Приморье сегодня? Проблемы стартуют уже с описательного этапа: никто не может точно подсчитать количество культурных учреждений в крае. Вроде бы их 802. Однако статистика берется из разных лет и разных источников и не позволяет до конца убедиться, насколько цифра соответствует действительности.

В инвентаризационный список включены библиотеки, учреждения дополнительного образования, музеи, парки, театры, культурно-досуговые учреждения (Дворцы и Дома культуры, сельские клубы) и прочие объекты. Сколько этих прочих – неизвестно. Даже в презентации, подготовленной департаментом культуры, напротив «прочих» стоит вопрос.

Число работников, занятых в культурной сфере, примерно 2,6 тысячи человек. Около половины из них трудятся в сельской местности. Несложные математические расчеты показывают, что в условном учреждении культурно-досугового типа работает менее 10 человек. Средний объем дохода одного учреждения за год – 328 тысяч рублей. Средняя зарплата – 20,1 тысячи рублей.

Уровень обеспеченности территорий – два культурно-досуговых учреждения (КДУ) на 10 тысяч жителей (среднероссийский показатель – 2,8).

Тут есть одна интересная деталь. Недостаток КДУ в Приморье более характерен для городов. В сельских районах ситуация с обеспеченностью культобъектами гораздо лучше. Это один из немногих положительных показателей в отрасли. Правда, вызван он далеко не положительной тенденцией.

Как пояснил Сергей Матлин, в последнее время произошел большой отток населения из сел и районов. В результате статистика делит меньшее количество жителей на все те же имеющиеся КДУ, давая «высокие» показатели охвата сельского населения учреждениями культуры.

Далее – снова приметы кризисного положения. Доля зданий КДУ, находящихся в неудовлетворительном состоянии, 48 % (в среднем по России – 23 %). Еще 8 % находится просто на списании. Итого: более половины объектов культуры нуждаются в срочном капитальном ремонте.

– Источником решения материальных проблем и развития могли бы стать зарабатываемые самими учреждениями средства, так называемый внебюджет, – считает Сергей Матлин. – Но по сложившейся практике весь свой внебюджет учреждения тратят на содержание имущества либо на зарплаты или же он изымается в полном объеме в бюджет поселения. Речи о развитии не идет в принципе.

Средняя зарплата в районных, сельских и городских КДУ сильно отстает от той, что есть в сфере образования или здравоохранения.

– Она составляет немногим более 20 тысяч рублей. Однако это сумма мифическая. Мы знаем, как она образуется, – заметил чиновник. – Выполнение майских указов президента достигается снижением ставочной нагрузки. Хуже всего с сельскими поселениями. Если в 2015 году на полную ставку работало 54 % сотрудников, то в 2016-м – только 36 %. В два раза выросла доля тех, кто трудится на четверть ставки. На руки люди получают 7 тысяч рублей, а месячный оклад по бумагам выходит 28 тысяч. Эта история приведет к трагедии. Культурная сфера и без того испытывает острый кадровый голод. Который год наблюдается отток специалистов. Не соглашаясь с потерей ставочной нагрузки, люди уходят в другие области. Только в прошлом году более 50 работников с высшим образованием написали заявление на увольнение. Заменить их практически некем.

Кадровое таяние

К чему привели эти процессы? Во-первых, снизилось количество КДУ. Если в 2006 году их было 462, то сегодня – 387. Каждый год Приморье теряет порядка 20 учреждений культуры.

– Сколько их готово пропасть завтра, я не знаю, – признался Сергей Матлин. – Сегодня существуют десятки клубов, Домов культуры, памятников советского ампира, где работает один человек. Он – директор, вахтер, сторож, он же массовик-затейник. Это не культурное учреждение. Это просто профанация.

Еще более страшный показатель – убыль творческих формирований и их участников. За последние годы количество коллективов снизилось на 20 %. А их участников – на 23 %.

В этом году край впервые получил возможность участвовать в федеральной программе, дающей право на получение субсидий на ремонт Домов культуры и сельских клубов. В программе есть целевые индикаторы эффективности. Согласно им регион-участник должен в конце года показать рост числа участников творческих коллективов как минимум на 5 %. Пока что Приморье теряет их со скоростью 10 % в год. То есть мы движемся назад со скоростью в два раза быстрее, чем должны были двигаться вперед. Если целевой индикатор не будет достигнут, то средства, выделенные по программе, край обязан будет вернуть в федеральную казну.

Денег нет, но нужно держаться

Слова Сергея Матлина подтвердили и муниципальные специалисты. По словам Ольги Виеру, главы Чугуевского сельского поселения, в последние два года резко сократилась доходная база муниципалитетов.

– С 1 января 2015 года вступил в силу новый федеральный закон № 136, – рассказала она. – Во-первых, у сельских поселений осталось всего 13 полномочий местного значения из 39. Во-вторых, уменьшились налоговые поступления. Если в 2014 году в казну начислялся НДФЛ в размере 10 %, то в 2015-м – всего 2 %. Единый сельскохозяйственный налог снизился с 50 до 20 %. И так далее. В итоге собственная доходная база сократилась почти в три раза – с 39 до 13 млн рублей. Недостаток финансирования восполняется за счет дотаций из районного и регионального бюджетов. Хочу отметить, что расходы на содержание объектов культуры составляют в 2017 году практически половину от общего объема расходов Чугуевского поселения.

В состав Чугуевского поселения входят 20 сел. Проживают в них около 20 тысяч человек. Вопросами организации досуга населения занимается МКУ «Центр культуры Чугуевского сельского поселения», имеющее 13 структурных подразделений: районный Дом культуры в Чугуевке и 12 сельских клубов в селах с населением от 150 до 1500 человек.

– С 1 января 2015 года произошло сокращение штата МКУ «Центр культуры» путем перевода с полной ставки на половинную 13 творческих работников и двух сотрудников административно-хозяйственного отдела, – отметила Ольга Виеру. – Были сокращены программист, режиссер, балетмейстер.

В итоге в штате осталось 68 сотрудников. Половина из них – машинисты котельных установок.

– К сожалению, в этом году мы не сможем воспользоваться субсидиями из федерального бюджета на укрепление материально-технической базы, – посетовала глава Чугуевки. – По условиям программы главное требование – наличие на территории отремонтированных зданий. На данный момент таковых нет. Чтобы провести ремонтные работы, необходима проектно-сметная документация. Только для того, чтобы ее подготовить, нужно порядка миллиона рублей.

Неменьший объем культурных проблем и в других муниципалитетах края. Лариса Сидоренко, заместитель главы администрации Октябрьского муниципального района, рассказала о постепенном сокращении финансовых вливаний в местную программу развития культуры.

– Каждый год уменьшаем финансирование на миллион, – констатировала она. – Собственные доходы района не увеличились ни на рубль, а тарифы дорожают. Меры по увеличению заработной платы мы принимаем путем, о котором было сказано выше. Сокращается количество сотрудников. В прошлом году ушло 11 человек. Культурные объекты в 2016-м заработали 885 тысяч рублей. Но с этим тоже тяжело. Билеты на выступления творческих коллективов стоят от 15 до 30 рублей. Но даже такая сумма для местного населения бывает велика.

С кем поговорить?

Сергей Матлин обратил внимание, что ответственность за кризис лежит на всех участниках культурного процесса, но в большой степени – на муниципальном уровне.

– У нас в крае в большинстве муниципальных образований отсутствует адекватное управление сферой культуры в принципе, – считает он. – Докатились до того, что в половине муниципалитетов руководители этого направления отсутствуют как таковые. Есть ситуации, когда один специалист в местной администрации отвечает сразу за социальную политику, физкультуру, спорт, молодежную политику и культуру. Чего мы можем требовать от него с точки зрения эффективности?

Закончив обличение местных властей, Сергей Матлин заявил собравшимся, что в будущем далеко не все муниципалитеты будут субсидированы краем.

– Есть большая краевая программа субсидий на ремонт и строительство объектов культуры, – сообщил он. – Мы рассчитываем вложить в это дело более 230 млн рублей за три года. В этом году выделено 74 млн. В следующем – в два раза больше. Но работу готовы вести только с теми муниципалитетами, которые будут выстраивать систему управления культуры на своем уровне. Если в муниципалитете не будет человека, отвечающего полностью за культуру, эффективно с ним работать мы просто не сможем.

Однако депутаты краевого парламента посоветовали молодому директору департамента культуры не спешить с оргвыводами.

– У поселений резко снизилась доходная база, – заметил депутат Сергей Слепченко. – Мы у них отняли часть НДФЛ и прочих налогов, добавили обязанностей, а потом субсидиями пытаемся просто выровнять финансовую ситуацию. В культуре работают люди культурные. Мы им понемногу денег выдаем, чтобы они как-то выживали, и они за это молчат.

По мнению народных избранников, заседание стало знаковым. Дело не в принятых по его итогам решениях – здесь особенного прорыва не было. Дело в публичном признании кризиса, о котором долгое время все предпочитали молчать.

– На этом предлагаю завершить заседание, – сказал депутат Игорь Чемерис по прошествии четырех часов, проведенных в прохладном зале чугуевского Дома культуры. – А то у нас Ефим Семенович (Звеняцкий. – Прим. авт.) уже замерз...

  

Автор: Сергей ПЕТРАЧКОВ