Дед, мы к тебе приедем…
Благодаря публикации «В» внуки нашли могилу героя-танкиста спустя 72 года
Год назад «В» опубликовал репортаж «Возвращая погибшим имена». В нем мы рассказали о том, как приморские поисковики-общественники ищут на территории края заброшенные захоронения советских воинов, погибших в боях с японскими милитаристами на исходе Второй мировой войны, и восстанавливают мемориалы. Как выяснилось сегодня, этот репортаж помог жительнице далекого от нас сибирского города стереть белое пятно в истории своей семьи.
Не все погосты еще найдены
Напомним, что герои той публикации (см. «В» за 13 апреля 2016 года) – бойцы сводного поискового отряда, который возглавляет помощник главы администрации Пограничного района по мобилизационной работе Анатолий Долженко. Поскольку в Приморье не существует целевой программы сохранения памяти о воинах, погибших в сражениях Великой Отечественной и Второй мировой войн, все работы энтузиасты (представители Совета ветеранов Владивостока, Союза десантников России, Общественного совета предпринимателей Приморья и казачества) проводят по собственной инициативе и на собственные средства, тем самым не на словах, а на деле сохраняя историческую память для потомков.
Одна из географических точек, которым поисковики уделяют особое внимание, – леса Пограничного района. Именно здесь, у подножья горы Медвежьей, в июле 1945-го дислоцировались части 5-й общевойсковой армии, которая входила в состав 1-го Дальневосточного фронта и стала главной ударной силой в Маньчжурской стратегической наступательной операции.
Первый удар по японцам, окопавшимся на горе Верблюд, части 5-й армии нанесли в ночь с 8 на 9 августа 1945 года. В ходе боев погибло много пограничников и красноармейцев. Погибших хоронили быстро, прямо на заставах и в сопках. Те, кто умер от ран в медсанбатах, тоже обрели вечный покой в здешних лесах.
11 августа 5-я армия с боями перешла границу Китая. Воинов, павших в этих боях, хоронили уже на территории Маньчжурии. И в похоронках, которые получали их родственники, местом захоронения указывали китайские населенные пункты. Но в конце сентября 1945-го Сталин издал приказ, предписывавший всех солдат и офицеров Красной армии, захороненных на территории Маньчжурии, вывезти и перезахоронить на территории Советского Союза. К концу октября тела советских воинов были доставлены в Приморье и перезахоронены в братских могилах в населенных пунктах: Краскино, Новогеоргиевка, Полтавка, Гродеково, Лиман, Решетниково и других. К сожалению, не все их близкие были извещены о перезахоронении.
В качестве дополнения к материалу «Возвращая погибшим имена» редакция «В» опубликовала на сайте www.vladnews.ru полный список имен советских солдат и офицеров, погибших в последних боях Второй мировой войны, а также умерших от ран и захороненных (перезахороненных) на территории Пограничного района Приморского края, которые были установлены поисковой группой Анатолия Долженко. Отметим, что речь шла об именах, возвращенных из забвения по состоянию на апрель 2016 года. Увы, в сопках осталось еще много захоронений и госпитальных кладбищ. Их только предстоит найти…
Помогло необычное отчество
Рассказывая о работе поисковиков, мы планировали вернуться к этой теме через некоторое время, но не предполагали, что наш репортаж получит неожиданное продолжение.
В середине нынешнего марта в редакцию «В» обратилась жительница Красноярска Ольга Рожкова с просьбой связать ее с поисковиками Анатолия Долженко. Оказалось, что в размещенном на сайте нашей газеты списке военнослужащих, захороненных на территории Пограничного района в годы Второй мировой войны, она нашла фамилию своего деда, командира танка лейтенанта Рожкова Василия Анастасьевича. Он погиб 12 августа 1945 года в Маньчжурии и, как было указано в извещении о его гибели, там же был похоронен. И вплоть до апреля 2016-го близкие героя-танкиста считали, что прах его покоится в китайской земле. Однако оказалось, что он перезахоронен в Приморье, на сопке Снеговой в поселке Пограничном…
По словам Ольги Рожковой, она внесла в поисковик фамилию, имя и отчество деда и всезнающий Интернет вывел ее на сайт газеты «Владивосток», на статью и список погибших. А потом она нашла и другую информацию – на официальном сайте Министерства обороны РФ. Только на странице военного ведомства не было указано, что лейтенант Рожков перезахоронен на территории России.
– Если бы я стала искать деда два года назад, то поиски ни к чему бы не привели, так как тогда еще не было вашей статьи, – рассказала Ольга. – А так как отчество у деда нестандартное – Анастасьевич, то в документах его часто пишут неправильно, например Афанасьевич или Афстасьевич. На информационном портале «Мемориал» тоже ошибка, так как в выложенном на сайте документе бумага повреждена на сгибе как раз там, где написано отчество. Я связалась с руководством «Мемориала», они пообещали исправить ошибку. Однако информации о перезахоронении моего деда у них нет. Остальные данные сходятся: фамилия, имя, год рождения, звание, воинская часть…
Подвиг танкистов
Лейтенант Василий Анастасьевич Рожков, 1914 года рождения, служил в 208-й танковой бригаде, дислоцировавшейся в Приморье, в селе Краскино. Всю войну его часть стояла в боевой готовности, ожидая нападения на Советский Союз со стороны Японии. В ночь с 8 на 9 августа 1945-го, когда начался первый этап Маньчжурской наступательной операции, 208-я танковая бригада наступала в первом эшелоне в районе деревни Новоалексеевки Гродековского (ныне Пограничного) района совместно со 144-й стрелковой дивизией 5-й армии.
Бои были очень тяжелые, японцы дрались отчаянно, особенно при прорыве частями Красной армии Волынского укрепленного района. Тогда погибло много товарищей лейтенанта Рожкова, их хоронили прямо на поле боя. Но его самого в первые дни судьба берегла.
Непоправимое случилось 12 августа уже на территории Маньчжурии, недалеко от станции Даймагоу. В танке Т-34, которым командовал лейтенант Рожков, закончилось горючее. Тяжелую машину попытались тащить на тросе, но он все время лопался. Когда трос порвался в очередной раз, пехотинцы, пытавшиеся помочь, уехали на других танках. У них не было возможности остаться: японцы наступали. Лейтенант Рожков с экипажем отстреливались до последнего патрона. Потом японцы закидали их бутылками с горючей смесью…
Товарищи по оружию похоронили Василия Анастасьевича и его экипаж в районе Даймагоу. О его гибели сообщили родственникам, указав в похоронке место захоронения. Позже, согласно приказу Сталина, его перезахоронили в поселке Гродеково (Пограничном), но повторную похоронку не отправили. Фамилия лейтенанта Рожкова В.А. указана в списках коменданта Гродековского гарнизона за 1945 год на последней странице. Также данные на него есть в Центральном архиве Министерства обороны РФ.
Теперь приедем, дед…
Когда лейтенант Василий Рожков погиб, его сыну Владимиру исполнилось пять лет (всего в семье было четверо детей). Как рассказала «В» внучка героя-танкиста Ольга Рожкова, ее отец, Владимир Васильевич, многое помнит о жизни в Приморье: как жили на съемных квартирах, как со старшей сестрой Галиной бегали на море, таскали домой разную морскую живность и сушили ее на крыше, за что родители их ругали – уж очень неприятные ароматы источала их «добыча». А однажды отец прокатил его на танке. Этот фрагмент из далекого детства навсегда остался в памяти Владимира вплоть до мельчайших подробностей: в танке было очень тесно даже для мальчишки, от двигателей машина нагревалась, а от жары кружилась голова…
По словам Владимира Васильевича, летом 1945-го, когда началось наступление Красной армии, выстрелы и канонада были отчетливо слышны. Бои шли близко от границы и от населенного пункта, где они жили.
– После победы боевые товарищи деда приходили навестить его вдову, нашу бабушку Марию Иннокентьевну Кочневу. Владимир слышал их рассказ о том, как погиб его отец, лейтенант Рожков. Но даже после того, как принесли похоронку, мальчик продолжал ждать отца с фронта. Он помнит, как бежал к почтальонше и требовал у нее письмо. Она отвечала, мол, нет же батьки твоего в живых. «Ну и что, – настаивал малыш, – письмо-то он может написать». Почтальонша плакала и уходила, – пересказывает воспоминания своего отца Ольга Рожкова.
После гибели лейтенанта Рожкова его семья некоторое время жила в селе Краскино. Командование части как могло поддерживало вдову и сирот продовольствием и вещами. Когда же танковую часть перевели в другой район Приморья, Мария Иннокентьевна с детьми уехала к своей матери в Красноярский край. Там потомки лейтенанта Рожкова живут до сих пор.
– Папа всю жизнь мечтал навестить могилу своего отца, но мы думали, что он похоронен в Китае, поэтому поездка была нереальной. Когда же мы узнали, что прах деда лежит на территории России, все наше семейство радовалось, как будто мы нашли его живого! Мы планируем побывать на могиле деда, правда, не знаем когда, может, в конце апреля, может, в сентябре, на годовщину окончания боевых действий, ее ведь отмечают в ваших краях. Все-таки от Красноярска до Приморья далеко ехать, почти пять тысяч километров, – призналась корреспонденту «В» внучка героя-танкиста.
Вот так благодаря упорству поисковиков-общественников во главе с майором запаса Анатолием Долженко и газете «Владивосток» родные героя-танкиста, павшего за свободу нашей Родины, смогут поклониться его памяти, пусть и 72 года спустя…
Справка «В»
Если вы ищете своих родственников, погибших в августе – сентябре 1945 года в боях с японскими милитаристами, вам надо зайти на сайт vladnews.ru и набрать «Список военнослужащих, захороненных на территории Пограничного (Гродековского) района в годы Второй мировой войны».
Также вы можете найти данные разыскиваемых солдат и офицеров Красной армии в общественном компьютерном банке данных «Мемориал». Он создан Минобороны РФ в 2006 году и хранит информацию о защитниках Отечества, погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны, а также в послевоенный период. В рамках проекта отсканировано и выложено в интернет-доступ более 16,8 млн листов архивных документов и свыше 45 тысяч паспортов воинских захоронений. На сегодняшний день подобного банка данных нет ни в одной стране мира.
Автор: Сергей КОЖИН