Куда утекают "зарплатные" деньги?
На 1 июня общий объем просроченной задолженности по выдаче средств на заработную плату составил в крае более 1,6 миллиарда деноминированных рублей, из которых около 70 процентов приходится на отрасли производственного сектора (среди них наибольшая задолженность отмечена в сельском хозяйстве, машиностроении и металлообработке, лесной и деревообрабатывающей, пищевой промышленности, в строительстве, на транспорте и т. д.). Число предприятий, где не платят вовремя зарплату, не сокращается и составляет сейчас около 1000. 2 года не выдают заработную плату в полном объеме в акционерных обществах “Дальморепродукт” и “ВБТРФ”, 11 месяцев - на Хрустальненском ГОКе, от полугода и по нескольку месяцев - на многих других предприятиях края. В промышленности около 16 тыс. работников находятся в отпусках “по инициативе администрации”, на транспорте - 11 тысяч, причем для большинства “отпускников” сохранение заработной платы не предусматривается.
На 1 июня общий объем просроченной задолженности по выдаче средств на заработную плату составил в крае более 1,6 миллиарда деноминированных рублей, из которых около 70 процентов приходится на отрасли производственного сектора (среди них наибольшая задолженность отмечена в сельском хозяйстве, машиностроении и металлообработке, лесной и деревообрабатывающей, пищевой промышленности, в строительстве, на транспорте и т. д.). Число предприятий, где не платят вовремя зарплату, не сокращается и составляет сейчас около 1000. 2 года не выдают заработную плату в полном объеме в акционерных обществах “Дальморепродукт” и “ВБТРФ”, 11 месяцев - на Хрустальненском ГОКе, от полугода и по нескольку месяцев - на многих других предприятиях края. В промышленности около 16 тыс. работников находятся в отпусках “по инициативе администрации”, на транспорте - 11 тысяч, причем для большинства “отпускников” сохранение заработной платы не предусматривается.
По данным Приморского краевого комитета государственной статистики.
Зарплата - налевоПричины, в результате которых вовремя не платят зарплату на предприятиях, известны, кажется, всем. Это в первую очередь недостаточное бюджетное финансирование, непредоставление госзаказов или неоплата уже выполненных (в оборонной отрасли), задолженность дебиторов, отсутствие собственных средств предприятий, в том числе на оплату труда, и т. д. Причины, на первый взгляд, вроде бы объективные и вызваны прежде всего переживаемым страной острым экономическим кризисом. Однако побывавшая не так давно в крае “опергруппа” во главе с заместителем директора Федеральной службы налоговой полиции генералом А. Пржздомским, в задачу которой входило разобраться с невыплатой зарплаты шахтерам, внесла некоторые коррективы в перечень “объективных причин”.
По большому счету налоговые полицейские установили нецелевое использование доходов предприятий в ущерб коллективам. В частности, это выразилось в неблаговидных операциях с ценными бумагами (продаже их по заведомо низкой цене), строительстве коттеджей, в то время как коллективы месяцами не получали зарплату, использовании кредитов для выплаты дивидендов руководителям, вложении денег в обанкротившиеся затем банки и сомнительные проекты, непредъявлении исков должникам и т. д. Например, по факту сокрытия доходов возбуждено уголовное дело в отношении руководителей ЗАО “Малые разрезы”. В то же время было выявлено, что бюджетные средства вместо направления их на развитие производства были использованы на выплату дивидендов учредителям и руководителям предприятия. В результате каждый из них получил суммы, измеряющиеся сотнями тысяч рублей, в то время как зарплата в “Малых разрезах” не выплачивалась с января. Хорошо нагрелись также и посредники на двойной перепродаже добываемого акционерным обществом угля. В результате отпускная цена на электроэнергию была завышена, что привело к увеличению и без того большой дебиторской задолженности энергетиков перед шахтерами.
Что же с долгами по зарплате? Так и будут предприятия в долгах как в шелках, не имея возможности оплатить заработанное? Во время пребывания в Приморье представители Федеральной службы налоговой полиции предложили следующий вариант возврата долгов, в том числе и по зарплате (не панацея, конечно, но все же). Намечено отказаться от взаимозачетов, при которых “живых” денег не получишь, а накладывать арест на имущество должников (дебиторов) в виде готовой продукции и ценных бумаг, которыми владеют предприятия. В частности, такая акция готовится в отношении “Приморскугля”. В течение 2 месяцев налоговая полиция намерена реализовать арестованное имущество этого АО, включая облигацию валютного займа Минфина на 100 тыс. долларов, акции других предприятий, принадлежащих “Приморскуглю”, более чем на 200 млн. деноминированных рублей. Большая часть из этой суммы пойдет на погашение долгов “Приморскугля” в бюджеты всех уровней, а остальная - на выдачу зарплаты шахтерам. Есть уже и результаты. По сообщению пресс-группы УФСНП России по Приморскому краю, на днях Фонд имущества края на открытых аукционных торгах продал арестованную валютную облигацию - деньги пошли на зарплату шахтерам. Также налоговая полиция заставила некоторых дебиторов погасить свои задолженности перед шахтерами, на очереди - другие.
Подобная мера готовится и в отношении другого должника - ОАО “Дальэнерго”. “Первый звонок” уже прозвучал: наложен арест на поселок энергетиков из 33 недостроенных коттеджей на Седанке (хотя речь идет в общем-то о “смешной” сумме - 7 млн. 819 тыс. новых рублей, тогда как месячный фонд оплаты труда в “Дальэнерго” составляет 27 млн. рублей). Правда, с реализацией этого имущества, видимо, будут проблемы, поскольку земельные участки под коттеджи приватизированы, а 5 “домиков” проданы их владельцами еще до наложения ареста. В то же время это не помешало генералу Пржздомскому на пресс-конференции по итогам пребывания в крае заявить буквально следующее: “Если мы найдем источники незаконного получения ими (владельцами коттеджей. - В. К.) доходов, то у нас хватит сил, чтобы выяснить, как были получены эти средства, проследить финансовые потоки...”.
Акционерное общество - маленькая, суверенная странаСказанное полицейским генералом может оказаться лишь пустым звуком, если, конечно, дело не дойдет до обычной уголовщины. Кстати, в отношении руководителей “Дальэнерго” налоговой полицией возбуждено уголовное дело по ст. 199 УК РФ ч.1 “Сокрытие налогов в крупных размерах”. Во всем остальном, как признают сами налоговые полицейские, у них мало “сил и средств”, чтобы воздействовать на руководителей акционерных обществ - они не госслужащие.
Дело в том, что закон “Об акционерных обществах в Российской федерации” дает руководителям достаточно большую свободу в выборе средств и методов для получения доходов - как предприятиями в целом, так и личных, а также в определении системы, форм, размеров оплаты труда и всего того, что связано с трудовыми отношениями. Парадокс: новый Трудовой кодекс еще гуляет по залам Госдумы в результате бесчисленных чтений, старый КЗоТ времен РСФСР еще никто не отменял (в том числе его статью о том, что зарплата должна выдаваться не менее двух раз в месяц), а 90 процентов предприятий живут по “промежуточному” (в части трудовых отношений) закону об АО.
Реальность такова, что внутри предприятий сейчас в основном действует беcтарифная система оплаты труда, руководители акционерных обществ, как правило, владельцы крупных пакетов акций, по сути являются хозяевами предприятий, а мелкие акционеры (те, которые стоят у станка) - как были наемными работниками, таковыми в общем-то и остались. Последним ничего не стоит вручить стандартный (заранее отпечатанный) текст заявления “Прошу предоставить мне отпуск без сохранения зарплаты”, предложив лишь поставить подпись и дату, и можешь гулять сколько угодно, пока на предприятии не найдется какая-нибудь работа. Согласно официальной статистике таких “вынужденных” отпускников, зарплата которым не сохраняется “по инициативе администрации”, только в промышленности края насчитывается около 600 человек, на транспорте - свыше 10 тысяч (данные за апрель), но, видимо, на самом деле их намного больше.
Не бывает, чтобы на предприятиях, на которых, если стоит основное производство, но работает вспомогательное, совсем нет денег (кроме тех, конечно, у которых арестованы счета). Иначе на какие, грубо говоря, шиши приобретались бы дорогостоящая офисная мебель и оргтехника, служебные иномарки, оформлялись загранкомандировки “на учебу”, строились особняки и пр.? Такие факты имеются практически на каждом предприятии при том, что оборотных средств катастрофически не хватает. В то же время годовые собрания акционеров в большинстве АО прошли на удивление спокойно, практически никто не потребовал у руководителей отчета “по полной схеме”, то есть на какие цели была израсходована каждая копейка.
Зарплату не платят, а начисляютГде-то совсем не платят, а на многих предприятиях, на которых замерло производство, в лучшем случае выплачивают, точнее начисляют, 2/3 тарифной ставки. И получается: предприятие стоит, основную продукцию согласно своему профилю не выпускает, а долг по зарплате растет. В этом отношении, пожалуй, в самом тяжелом положении оказались предприятия приморской оборонки. На большекаменском заводе “Звезда”, например, авансировали зарплату в этом году лишь дважды - по 300 и 500 рублей каждому, на которые, естественно, никак не прожить, как и на выдаваемые на заводе талоны на хлеб и молоко. В течение двух последних лет, не имея госзаказа, предприятие тем не менее производило работы (необходимые в интересах обороноспособности страны!) в надежде, что их когда-нибудь оплатят. Но не дождалось. Это дает сейчас формальный повод Минобороны заявлять, что долгов у него перед “Звездой” нет. Правда, есть кое-какие подвижки: с помощью администрации края решен вопрос об утилизации 2 атомных подлодок ТОФ и еще 2 в соответствии со строкой российского бюджета на 1998 год вскоре должны быть поставлены на ремонт в доки завода “Звезда”.
Хотелось бы только заметить, что некоторым предприятиям оборонки, может быть, больше уже не стоит надеяться только на “милостыню” правительства. Так поступают, например, на арсеньевском заводе “Аскольд”, где сумели набрать солидный портфель заказов на выпуск “непрофильной” продукции - различных сельскохозяйственных машин, приспособленных для работы в условиях Приморья. Во всяком случае ни о каких забастовках здесь и не слышно. И рядом находится АО “Прогресс”, руководство которого уповает только на то, что когда-нибудь начнется финансирование выпуска современнейших боевых вертолетов “Черная акула”. Ждать заказа придется скорее всего еще долго, как и зарплаты, не говоря уже о погашении задолженности по ней.
“Вестерн” по-приморскиОбобрать сейчас в матушке-России нормального работящего человека - раз плюнуть. Особенно если он от безысходности нанялся (часто на совершенно кабальных условиях - без всякого договора с работодателем) в какую-нибудь частную фирму-однодневку, созданную лишь ради того, чтобы сорвать куш и скрыться (его учредителям) в неизвестном направлении. Примерно по такому сценарию развиваются сейчас события в маленькой рыболовной компании - ЗАО “Ост-Арт”. У нее неплохо сложился прошлый промысловый сезон, однако компанию каким-то непостижимым образом сумели подвести к банкротству, ее имущество арестовано (правда, до сих пор неизвестно место стоянки 2 принадлежащих АО судов), офис на замке, назначенный внешний управляющий не может туда попасть, а люди - получить зарплату за несколько месяцев.
Другой пример, когда дело уже дошло до суда. Не так давно Ленинский районный суд удовлетворил требование районного прокурора Сергея Бажутова о взыскании с ООО “Вестерн” суммы зарплаты, причитающейся 36 членам экипажа судна “Осуга”, согласно поданным искам. Как удалось выяснить в прокуратуре края, хозяева “Вестерна” не только не отдали членам экипажа заработанное, но и отказали в выдаче справок о сумме задолженности по зарплате. Согласно требованию суда с ответчика должно быть взыскано 493 тысячи деноминированных рублей. Соответствущие приказы переданы для принудительного исполнения судебным приставам. В случае отказа ответчика не подчиниться судебному решению на имущество ООО “Вестерн” может быть наложен арест, а его счета в банках - арестованы (если еще это имущество, как в “Ост-Арте”, будет найдено).
К сожалению, нынешний Уголовный кодекс, принятый в 1996 году, в условиях “рыночной” российской экономики ничего не содержит в части защиты трудовых прав граждан. В то же время есть сколько угодно примеров, когда создаются фирмы-невидимки, за душой у которых ничего нет. В лучшем случае имеются только стол, стул, какой-нибудь зиц-председатель Фунт и бухгалтер. Основное имущество и подрядные работы руководители такой фирмы сдают “в аренду” дочерним компаниям (часто оформленным на родственников) по “договорным” ценам, деньги соответствующим образом делятся, наемным работникам на зарплату, как правило, не остается ничего. Только в редких случаях, как это недавно произошло в отношении руководителей одного из предприятий в Славянке, удается возбудить дело не по уголовному (как в принципе должно быть), а по гражданскому праву “вследствие неоправданной задержки с выплатой заработной платы”. Ответственность - небольшие штрафы. Короче говоря, лихоимству владельцев фирм-однодневок нет предела.
Бог подаст... и, может быть, администрация краяПока здесь не велась речь о погашении задолженности в выплате зарплаты бюджетникам. Одной из мер, призванных в какой-то мере решить этот вопрос, является недавнее издание губернатором края Евгением Наздратенко постановления о том, что с 1 июля этого года в Приморье прекращается оформление взаимозачетов по уплате налогов в краевой бюджет, которые отныне будут производиться только “живыми” деньгами. Сделано это “в целях аккумулирования финансовых средств для обеспечения своевременной выдачи зарплаты бюджетникам, и прежде всего работникам общеобразовательных учреждений края”. Одновременно администрация края обязуется в этом месяце перечислить муниципальным образованиям до 50 процентов средств в виде финансовой помощи в счет текущих дотаций на “отпускные” учителям. Остальные средства должны изыскать сами города и районы.
Кроме того, во исполнение указа президента РФ губернатор края подписал постановление, направленное “на ужесточение собираемости доходов в краевой бюджет и изыскание дополнительных источников для выплаты заработной платы бюджетникам”. Документ, в частности, предполагает, что до 15 июля на подпись губернатора будет представлен комплекс мероприятий по ужесточению контроля за собираемостью доходов в краевую казну, что предполагает вместе с тем урезание расходов краевой казны на содержание аппарата управления. Отныне выделение средств из краевого бюджета на закупку товаров (оплату работ, услуг, финансирование инвестиционных программ, приобретение оборудования и служебного автотранспорта) будет производиться “только при условии полного финансирования расходов на выплату зарплаты работникам краевых бюджетных учреждений”.
Хорошо, если бюджетникам, в частности учителям, выплатят им причитающееся. Намного сложнее с производственниками. Правительство Кириенко, как известно, заявило, что в рамках антикризисной программы будет впредь безжалостно банкротить “падающие” предприятия. Помимо прочего в результате продажи имущества предприятий-банкротов это означает смену собственника, который, думая о повышении рентабельности и “очистке от долгов”, может быть, не захочет содержать “лишние” руки.
И последнее. Долги предприятий, не вписавшихся в рыночные отношения, будут и дальше расти, пока не создадутся условия, чтобы они по-настоящему заработали. Это вопрос вопросов. Когда в его решении будут хоть какие-то подвижки - неизвестно.
Автор: Виктор КОРЫТКО, "Владивосток"