Главное – держите телефон ровно!

Как снять документальный фильм, имея под рукой только сотовый

1 март 2017 Электронная версия газеты "Владивосток" №4090 (29) от 1 март 2017
d10b75729bf330543a0b39ab0d85f575.jpg

Мастер-класс для приморских любителей кино провел во Владивостоке известный американский режиссер Кристофер Бивер.

Встреча проходила в стенах муниципальной молодежной библиотеки «Бук», которая произвела на зарубежного гостя сильное впечатление. Напомним, что ее модернизация до уровня международных стандартов была проведена в рамках программы главы города Игоря Пушкарева «Развитие культуры во Владивостоке». Библиотека из книгохранилища превратилась в популярную площадку для интеллектуального досуга.

Крадущийся оператор, затаившийся режиссер

Желающих поучиться у звезды кинодокументалистики пришло так много, что опоздавшим пришлось внимать мэтру стоя.

– Я неоднократно слышал, что Владивосток – это своего рода русский Сан-Франциско. Кстати, именно из этого калифорнийского города я к вам и приехал, – признался Кристофер Бивер. – Побродив по приморской столице и полюбовавшись ее видами, пришел к выводу и теперь буду убеждать своих друзей в обратном: Сан-Франциско – это американский Владивосток, а не наоборот.

У вас живут очень отзывчивые люди. Каждый раз, когда мне нужно было найти нужный адрес или объект, горожане подробнейшим образом объясняли, как туда пройти и даже предлагали проводить до нужного места. Поэтому рад возможности быть полезным для горожан. Я расскажу об основах любительской съемки на смартфон, ставший самой популярной непрофессиональной видеокамерой.

Итак, если вы используете свой телефон для съемки, то лучше его держать горизонтально, а не вертикально (как во время разговора). Об этом, казалось бы, простом правиле я и себе время от времени напоминаю. Наверняка вы видели на ютубе много роликов, снятых вертикально, и, просматривая их, испытывали дискомфорт. Мне, например, всегда хочется заглянуть за рамки такого видео.

Кроме того, камеру нужно держать ровно. Можно сделать так: прижмите локти к туловищу, чтобы избежать дрожания камеры, и так, чтобы смартфон был расположен параллельно земле, тогда у вас получится хороший кадр. Как вариант – можно опереться или прислониться к какой-нибудь поверхности, создав тем самым дополнительный упор.

Рассказывая о съемке панорамы или в движении, Кристофер подчеркнул, что делать это надо медленно. Причем, если вам кажется, что вы хорошо замедлились, это только половина от требуемого темпа. Нужно еще снизить скорость, иначе потом, когда вы будете просматривать отснятое, убедитесь, что движения были слишком стремительными. Демонстрируя съемку в движении, господин Бивер двигался со скоростью подкрадывающегося человека.

Отснять за 60 секунд

Следующее задание – научиться смотреть на мир через объектив камеры. При этом наблюдать, что происходит в кадре.

– Самое главное в съемке документального кино – это выбрать момент, когда включить камеру и когда ее выключить, – поделился секретом Кристофер. – Чтобы понять это, мы выполним упражнение, которое заключается в том, чтобы встать неподвижно и включить камеру всего на одну минуту. При этом именно вы решите, в какой момент нажать на кнопку записи. Предупреждаю, что это упражнение намного сложнее, чем кажется на первый взгляд. Потому что чуть ли не каждую секунду возникает желание сменить план, приблизить или отдалить точку съемки, куда-то пойти. Ваша задача – преодолеть все эти соблазны и продолжать смотреть на мир через камеру.

В качестве примера подобной статичной съемки лектор продемонстрировал первый короткометражный фильм братьев Люмьер, снятый ими в марте 1895 года и вошедший в сокровищницу мирового кино. Оператор установил камеру напротив выхода из завода и снял спешащих домой рабочих. Минуту зрители смотрели на открытые ворота и выходящих через них людей, ловя каждое движение, рассматривая наряды и даже подметив, что женщин было намного больше.

– Надеюсь, что сейчас, выйдя на улицу, чтобы снять собственный ролик, вы также обратите внимание на все появляющиеся в кадре мелочи, – сказал режиссер. – Ведь все то, что вы сегодня отснимете, будущим поколениям будет так же интересно посмотреть, как вам сейчас. Все ваши работы мы объединим под общим названием «Моя страна. Мой город».

Прежде чем выпустить новоявленных операторов на улицу, господин Бивер раздал всем рамки, ограничивающие взгляд точно под кадр видеокамеры. Благодаря этому нехитрому устройству начинающие кинематографисты быстро поняли разницу между общим, средним и крупным планами. И научились их создавать.

– Наведите на крупный план, а теперь попробуйте его удержать в течение одной минуты, – продолжил занятие Кристофер. – Это упражнение позволит вам научиться наблюдать. Ведь на улице вам предстоит сейчас проделать то же самое. Вот смотрите: я навел свой «видоискатель» на книжную полку и наблюдаю. Казалось бы, в эту минуту у меня перед глазами ничего не меняется, но я невольно начинаю обращать внимание на детали: шрифт в названии картины, блики от проезжающих за окном машин, структуру дерева, из которого сделана полка.

Понаблюдав вместе с Кристофером за книжными полками, «студенты» дружно высыпали на улицу и, достав смартфоны, приступили к съемкам.

Уличный творец

Следующие 40 минут участников творческой встречи было легко выявить среди праздношатающихся горожан – застыв с телефоном в руке, они не отрывались от экрана и, казалось, не дышали.

– Сначала мне показалось, что в кадре ничего не происходит. Даже когда я навела камеру на девушек с лошадьми, ничего не изменилось, – поделилась впечатлениями Анна Завьялова, студентка. – Тогда стала снимать дорогу и наконец заметила детали: люди по-разному переходят дорогу, автомобили движутся с разной скоростью, и одни подрезают других. Это было очень здорово – увидеть что-то новое в обыденном.

– У меня получился законченный ролик, – с гордостью рассказала Елизавета Степаненко, жительница Владивостока. – Зашла в магазин, поднялась по эскалатору, все это время не выпуская смартфона из рук, и тут ко мне подошел охранник и сказал, что съемка запрещена. Я развернулась и медленно, как учили, пошла обратно. Через несколько шагов наткнулась на знак, запрещающий съемку, вот он и стал завершающим кадром.

– Мое внимание привлек валяющийся на улице пластиковый пакет, – признался Кристофер Бивер. – Его шевелил ветер, создавая иллюзию, что передо мной живое существо. В тот момент, когда я стал его снимать, в кадр зашел ребенок с воздушными шарами такого же цвета, я перевел план на них. Получился ролик о том, что пластиковый пакет хочет стать воздушным шариком.

Первый шаг: путь чемпионов

По возвращении в библиотеку, несколько свежеотснятых роликов смельчаки продемонстрировали на экране. Аплодисменты сорвал ролик «Ожидание». В кадре стоял парень, ожидающий зеленый сигнал светофора. Его неподвижная фигура контрастировала с дефилирующими по тротуару пешеходами и проносящимися по шоссе автомобилями – весь мир, кроме него, был в движении. Бежали даже секунды, отсчитывающие время на светофоре. И вот когда разрешающий сигнал загорелся, а герой ролика уже сделал первый шаг к зебре, у него зазвонил телефон. В следующее мгновение человек превратился из малоподвижного и даже, казалось, печального, в крайне шустрого и энергичного: отвечая на звонок, он резко развернулся на 180 градусов и пружинящим шагом стал взбираться вверх по улице Лазо. Подобные ролики господин Бивер называет «подарком Вселенной», подчеркивая, что они ожидают каждого из нас, стоит только начать снимать свое кино.

Завершая встречу, Кристофер ответил на вопросы зрителей. Больше всего всех волновал вопрос, с чего начинать съемки собственного кино.

– Главное – это начать. Даже если у вас нет денег, нет времени, пускай остался всего один свободный день, не откладывая, начинайте! По сути, я не приступал ни к одному из своих фильмов, будучи полностью готовым к съемкам. И делал первый шаг.

Расходились горожане очень довольные творческой встречей, в разговоре с корреспондентом «В» неоднократно выказывая одобрение работой администрации Владивостока, проводящей ежегодно интересные мероприятия в нашем городе. Слова благодарности выразил и заокеанский гость, впечатленный своим первым посещением приморской столицы.

Справка «В»

Кристофер Бивер – известный американский продюсер и автор мультимедийных проектов, затрагивающих проблемы взаимоотношений человека и окружающей среды. Его фильм «Темный круг» был удостоен национальной премии Emmy, а фильм «Истории Сан-Хоакина» номинирован на премию Pare Lorentz Международной ассоциации документального кино.

В свободное между съемками время он занимается активной преподавательской деятельностью в США. Год назад начал проводить мастер-классы и в России.

Комментарий 

Сергей Соловьев, и. о. директора муниципального бюджетного учреждения культуры «Владивостокская централизованная библиотечная система»:

– Библиотека «Бук» – одна из лучших публичных библиотек не только Владивостока, но и всего Приморья. Своим фондом она может конкурировать даже с библиотекой федерального университета на острове Русском, по наполняемости – с любым модным книжным магазином города. Поэтому я смело могу заявить, что «Бук» отвечает всем самым современным требованиям литературно-просвещенного горожанина.

Не отстаем мы и по количеству, а также качеству проводимых мероприятий. Причем у нас не только читают лекции по современному искусству или устраивают презентации книг. Здесь проводятся практические занятия, на которых учат английскому, французскому и японскому языкам. Клубы любителей фантастики, комиксов и аниме, можно сказать, уже прописались у нас. Проходят и музыкальные баттлы. Поэтому, где, как не здесь, было снимать документальное кино?

Владивостокская централизованная библиотечная система благодаря разветвленности филиалов и бесплатному обслуживанию вносит не меньший вклад в литературное и нравственное просвещение горожан, чем музеи, театры и другие центры культуры.

Чтобы узнать о ближайшем мероприятии, которое будет проходить в любой из 20 библиотек Владивостока, достаточно зайти на наш сайт (vladlib.ru) в раздел «Календарь мероприятий». Кроме того, у библиотеки «Бук» есть свои странички практически во всех социальных сетях, благодаря чему наши читатели первыми узнают об интересующих их лекциях или встречах. 


Автор: Вадим КОЧУГОВ