С кем Юрий Трутнев будет развивать Дальний Восток

Как местные кадры вписываются в реализацию «нового курса» федерального округа

1 февр. 2017 Электронная версия газеты "Владивосток" №4075 (14) от 1 февр. 2017

Главной темой встречи президента РФ Владимира Путина с полпредом в Дальневосточном федеральном округе – вице-премьером Юрием Трутневым, состоявшейся 20 января, стало обсуждение социально-экономической ситуации в субъектах ДФО и планы по развитию региона. 

Как доложил полпред главе государства, работа по поставленному курсу продолжается и уже есть первые результаты: сформирована законодательная база, появились инвесторы и сдвиги в демографии. Однако на встрече по понятным причинам не говорилось о том, что теперь настал момент, когда команде по развитию макрорегиона не обойтись без поддержки местных кадров.

«Независимая газета», опросив экспертов-политологов, попыталась разобраться, готово ли руководство Приморья работать в условиях объявленного президентом «восточного вектора», а не управлять по старинке «глухой провинцией у моря».

«Восточный вектор» в приоритете

Развитие Дальнего Востока уже который год является важной для России темой. Обозначенный в 2012 году Владимиром Путиным «восточный вектор» стал приоритетом национальной политики. После проведения саммита АТЭС во Владивостоке перед регионом ставились задачи, связанные с формированием качественно новых подходов к территориальному развитию. Реализацию этого курса в 2013 году доверили экс-главе Минприроды Юрию Трутневу, который совместил посты вице-премьера и полпреда президента в ДФО. В помощь ему было создано отдельное министерство и принята государственная программа социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона.

В условиях повышенных ожиданий с самого начала перед командой Трутнева, с одной стороны, стояла задача по формированию нормативной основы развития макрорегиона, с другой – ей нужно было учитывать неформальный запрос на некий прорыв и интеграцию российского Дальнего Востока в динамично развивающийся Азиатско-Тихоокеанский регион. Несмотря на массу трудностей, полпреду и его команде удалось совершить этот скачок и пролоббировать ключевые законы: «О территориях опережающего социально-экономического развития», «О свободном порте Владивосток», о дальневосточном гектаре, а также организовать ежегодную инвестиционную площадку для презентации потенциала ДФО на Восточном экономическом форуме.

Впрочем, после активного старта «дальневосточный пул» столкнулся с рядом проблем при реализации новых механизмов развития. Частично проволочки связаны с торможением на уровне федеральных ведомств. Например, свободный порт Владивосток, получивший свой статус еще 12 октября 2015 года, по-прежнему не обеспечен безвизовым режимом.

Федеральный режим против приморского стиля

Но по большей части проблемы обусловлены местной спецификой. Дальний Восток на протяжении многих лет оставался на периферии внимания федерального центра. Длительное отсутствие точек роста привело к формированию совершенно иного стиля управления на местах. Наглядно это проявилось в процессе создания инфраструктуры ТОР, который лег на плечи региональных властей. Несмотря на наличие средств, регионам не удалось в срок организовать работу по созданию необходимых коммуникаций (дорог, водоснабжения и водоотведения, электроэнергии), что сказалось и на количестве потенциальных резидентов.

Аналогичная ситуация сложилась и в процессе реализации закона о дальневосточном гектаре, когда с первых дней работы системы по выдаче земельных участков наиболее привлекательные районы оказались уже занятыми.

– Действительно, Трутнев и его команда столкнулись с определенными сложностями при реализации своего курса, – констатирует политолог Петр Ханас. – Многие дальневосточные регионы попросту не привыкли к тому, что им нужно работать в таком режиме, ведь раньше достаточно было просто выполнять те или иные программы и поручения центра. Тут же процесс многогранный, и нужно уметь выстраивать его не только на уровне своей администрации, но и в общении с инвесторами. Проблем много, а Трутнева не хватает, чтобы закрыть все вопросы разом.

Варяги и приморцы ищут место в системе

Сохраняет свою актуальность и кадровый вопрос. Попытки решить эту проблему предпринимались неоднократно. В 2014 году безуспешно продвигалась тема переезда на Дальний Восток головных офисов сырьевых госкорпораций, таких как «Газпром», «Транснефть», «РусГидро», «Алроса» и «Роснефть». Не совсем удачным оказался и опыт назначения варягов в губернаторский корпус дальневосточных регионов, который традиционно был представлен местными элитами.

В 2012 году, за полгода до саммита АТЭС, на должность губернатора Приморского края был назначен ректор Дальневосточного федерального университета Владимир Миклушевский. Однако за четыре года новому губернатору не удалось совершить прорыв в регионе, а ситуация вокруг его собственной персоны оказалась сложной. В 2016-м

команда губернатора подверглась активным зачисткам со стороны силовых структур. За год были задержаны два вице-губернатора (Олег Ежов и Сергей Сидоренко) по подозрению в мошенничестве, а под конец года силовики арестовали представителей близкого окружения главы региона Алексея Авершина и Марину Свиридову. Апогеем внутреннего кризиса стал запуск петиции за отставку Владимира Миклушевского.

– Назначение Миклушевского пять лет назад происходило на фоне отставки Сергея Дарькина и общего негативного фона в регионе, – комментирует «Независимой газете» политолог Константин Калачев. – Медийно раскрученный ректор ДВФУ на волне масштабных преобразований в Приморье четко вписался в новый курс развития Дальнего Востока. Однако этого имиджа хватило ровно на несколько лет. Отсутствие повестки реальных дел вкупе с многочисленными политическими конфликтами в регионе привело к падению рейтинга губернатора и череде громких коррупционных скандалов. В итоге можно резюмировать, что Миклушевский был бы хорошим ректором, однако хорошим губернатором ему стать не удалось.

Несколько иная ситуация складывается с местными кадрами, на которые неоднократно опирался федеральный центр. Одним из ярких примеров является губернатор Сахалинской области Олег Кожемяко, назначенный на этот пост президентом Владимиром Путиным в 2015 году после задержания Александра Хорошавина. При этом сам Кожемяко называет себя «солдатом Путина». За свою карьеру он был губернатором трех регионов Дальнего Востока: Корякского автономного округа, Амурской и Сахалинской областей.

Другим представителем местных элит, который активно помогал Москве, был глава Владивостока Игорь Пушкарев, избранный на должность в 2008 году. Спустя несколько месяцев после избрания на совещании по вопросам подготовки к саммиту АТЭС Пушкарев получил личное поручение от Владимира Путина привести город в порядок. В период с 2008-го по 2012 год во Владивостоке были проведены работы по обновлению транспортной инфраструктуры, городского фасада и инфраструктуры. Ресурсному градоначальнику удалось организовать работу так, что за четыре года город был готов к приему гостей саммита АТЭС.

Однако подобная самоотверженность главы Владивостока в период подготовки к саммиту впоследствии привела к возбуждению уголовного дела. Спустя четыре года, в июне 2016-го, Игоря Пушкарева арестовали по подозрению в злоупотреблении должностными полномочиями при закупках стройматериалов в тот самый период активных строек в приморской столице.

– В том, что федеральному центру приходится опираться на местные элиты, нет ничего удивительного, – отмечает политолог Павел Наливайко. – Зачастую это ресурсные и опытные люди, готовые вкладываться личными средствами в государственные задачи. Если взять пример с делом Пушкарева, то компания его братьев подарила Владивостоку строительных материалов почти на 1 млрд рублей, что позволило провести саммит по международным стандартам. Для местных элит работа в своем регионе зачастую является чем-то большим, чем просто работа, а не очередным этапом в политической карьере.

Стоит сказать, что арест Игоря Пушкарева и вправду не вписывается в общую картину антикоррупционной борьбы, а похож на стечение ряда факторов, среди которых были политические амбиции упомянутого главы края Владимира Миклушевского. Ситуация с арестом главы Владивостока во многом обусловлена знаковым конфликтом губернатора-варяга и представителя местной элиты. Еще до назначения Юрия Трутнева и активного продвижения «восточного вектора» занявший губернаторский пост Миклушевский пытался зачистить регион от местных влиятельных политиков, прикрываясь трендом декриминализации. Однако череда неудач команды губернатора привела к поиску виноватых вместо попыток корректировки собственного курса. Тогда же был отмечен перманентный конфликт с главой Владивостока, который вылился в череду попыток со стороны губернатора сместить ресурсного градоначальника.

По мнению политолога Константина Калачева, своими действиями Миклушевский продемонстрировал уязвимость региональной политической системы.

– Губернатор показал, что он заинтересован в политических разборках, а не в развитии региона. Однако подобные действия несли под собой больше рисков, которые негативно отразились на общей атмосфере в регионе, – убежден эксперт.

Арест мэра Владивостока – удар по всем

Между тем развитие ситуации с главой Владивостока привело к двум последствиям.

Во-первых, представители следственных органов, ставшие в некоторой степени заложниками ситуации, сейчас вынуждены выступать мальчиками для битья на каждом судебном процессе. На сегодняшний день в деле Пушкарева нет ущерба и показаний свидетелей, при этом параллельно разворачивается активная медиакампания в защиту градоначальника.

Во-вторых, вместо того чтобы усиливать инвестиционный потенциал и привлекать новых партнеров, Москва лишилась ресурсного и авторитетного исполнителя федеральной политики.

Кроме того, Приморье утонуло в череде коррупционных скандалов.

– Подобные уголовные дела негативно сказываются на развитии региона. Если на федеральном уровне заявляют о снижении давления на бизнес, минимизации проверок со стороны надзорных органов, а потом берут и арестовывают главу крупнейшего города за экономические вопросы, нет смысла ждать особой активности от инвесторов. Дальний Восток должен стать единым организмом, а не площадкой для построения карьеры чиновников. И в данном случае основным арбитром должен выступать именно полпред Юрий Трутнев, который имеет достаточно полномочий, чтобы без лишнего шума решить вопросы по тому или иному чиновнику в случае появления к нему вопросов со стороны силовых структур, – резюмирует политолог Андрей Колядин.

Автор: Отдел политики «В»