Кто достоин рая

Фильм Андрея Кончаловского «Рай», вышедший в прокат по всей России, следовало бы посмотреть хотя бы только потому, что эта лента получила «Серебряного льва» за режиссуру на Венецианском кинофестивале в прошлом году. Маститые европейские кинознатоки, сами понимаете, просто так и кому попало призы давать не будут…

26 янв. 2017 Электронная версия газеты "Владивосток" №4072 (11) от 26 янв. 2017

Но на самом деле фильм был бы обязателен к просмотру, даже если бы не получил столь престижную награду. Просто потому, что он говорит об ужасах фашизма и войны тем языком, который единственно возможен сегодня.

Да, следует признать, что никто уже не сможет снять хорошее кино о войне – батальное и одновременно пронзительное, такое, как «Батальоны просят огня», «А зори здесь тихие…» или «В бой идут одни «старики». Ну не по силам это большинству молодых режиссеров, ориентирующихся все больше на голливудскую эстетику и голливудское же требование больше зрелищности, больше спецэффектов… Увы, доказательств достаточно, стоит посмотреть на те многочисленные якобы «про войну» сериалы, которые идут на российских телеканалах. Это же просто неприлично…

А меж тем снимать про войну нужно. Нужно осмыслять все, что было в прошлом веке, что изменило жизнь едва ли не всей Земли, осмыслять для того, чтобы не допустить впредь… Фашизм сегодня то и дело поднимает голову, то там, то здесь слышны более или менее робкие разговоры о «превосходстве нашей расы» или об «убожестве этого народа»…

Андрею Кончаловскому удалось показать весь ужас фашизма, всю чудовищную людоедскую сущность войны в простой, на первый взгляд, немноголюдной и совершенно без спецэффектов картине. Нет в ленте ни взрывов крупным планом, ни красиво замедленно летящей пули, ни потоками – для пущего эффекта – льющейся крови. А меж тем пробирает эта история до глубины души…

Главная героиня – в исполнении Юлии Высоцкой – аристократка Ольга Каменская, сбежавшая от революции и живущая в Париже. Она спасает еврейских детей и попадает в концлагерь. Это, если очень кратко, суть фильма. Но в зрительном зале в судьбе всего одной русской эмигрантки открывается трагедия миллионов – тех, кто сгинул в фашистских лагерях смерти…

И, что самое главное, рассказать эту историю, страшную в своей простоте, режиссеру удается без излишнего пафоса, без смакования ужасов. Но, когда фильм завершается и в зале загорается свет, зрители не шумят, как это часто бывает, дружно и весело – они выходят задумчивыми. И это – главное.

– Это как читать между строк. И фильм от этого только выиграл. Он заставляет зрителя думать, – заметила на выходе одна из зрительниц. – Доказательство гибели людей, портрет фашизма – это те несколько фотографий, которые показывают в кадре… Права была героиня Юлии Высоцкой, когда говорит, что делать зло – особых сил не требуется, а вот сделать доброе дело – на это требуются усилия. Хорошо бы нам помнить эти слова. 

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ