Коммуна для предпринимателей

Фрилансерам и айтишникам предложили ни к чему не обязывающее рабочее место

19 янв. 2017 Электронная версия газеты "Владивосток" №4068 (7) от 19 янв. 2017

Первый в своем роде коворкинг-центр для стартаперов (начинающих предпринимателей) открылся во Владивостоке. Идея офиса, который можно оформить в аренду на день и за минуту, в кризисные времена как никогда актуальна. В крупных городах насчитываются уже десятки подобных центров. С недавних пор такая возможность появилась и в приморской столице.

Как признаются риелторы, из-за нестабильной экономической и политической ситуации в регионе дела с развитием приморского бизнеса идут туго. Офисные помещения не пользуются спросом, рынок аренды и продажи коммерческой недвижимости уже долгое время находится в стагнации. На этом фоне выгодно смотрятся коворкинг-центры – арендовать офис в складчину дешевле.

– Я долгое время работал в сфере IT, разрабатывал сайты, создавал свои IT-проекты, – рассказывает предприниматель Кирилл Юзов. – Часто приходилось участвовать в деловых и отраслевых мероприятиях, таких как форум «Дальинфоком», приморский интернет-форум, в различных региональных и федеральных семинарах и конференциях.

Заметил, что на данных площадках участники получают много полезной информации, но как такового обмена опытом нет. По окончании мероприятий участники разъезжаются, теряются, и о дальнейшем сотрудничестве речи не идет. Даже побеседовать друг с другом толком не удается, все время проходит на сессиях и семинарах. Эту проблему хотел бы решить, организовав во Владивостоке коворкинг-центр для работающих в IT-отрасли.

Привлечь деньги

Сейчас на 320 кв. метрах пространства находятся 70 рабочих мест, оборудованных электророзетками, переговорная комната, лекционный зал и кофе-бар. Есть еще общий зал, который в будущем также планируется. В планах – оборудовать небольшую зону отдыха с «общественным» холодильником и микроволновой печью. Центр работает ежедневно, но когда сформируется команда постоянных резидентов, площадка перейдет на круглосуточный режим.

– Здесь будут собираться люди, у которых есть свои стартап-проекты, фрилансеры, дизайнеры и т.д., – делится Кирилл. – У нас много предпринимателей с интересными идеями, но они не знают, как претворить их в жизнь. Многие опасаются, что их идеи украдут. Я хочу привлечь на площадку инвесторов и бизнесменов, которые могли бы отобрать интересные для себя проекты для дальнейшего финансирования и реализации либо дать дельный совет автору идеи.

Работать развиваясь

Сейчас центр работает в тестовом режиме, официальное открытие запланировано на конец января. Первое посещение будет бесплатным, потом за возможность поработать или пообщаться в центре придется платить.

Основная сложность этого бизнеса состоит в том, что, как правило, места в коворкингах снимают на короткий срок и не всегда стабилен спрос. Стартапы (только что созданные компании) в этой области зачастую проваливаются, порой проработав месяц-другой. Основные клиенты, по крайней мере на первых порах, фрилансеры. То есть граждане с нестабильной загрузкой. Трудятся по мере поступления заказов, могут менять место работы в зависимости от обстоятельств: день работать в коворкинге, другой – в кафе, третий – дома на диване. В такой ситуации сложно планировать доходы, в то время как затраты на аренду и содержание помещения стабильны. Бизнес-идея коворкинга «снять квадратные метры оптом и подешевле – сдать рабочие места в розницу и подороже» не всегда работает.

Чтобы бизнес приносил доход, необходимо организовывать семинары и конференции, которые бы притягивали в коворкинг специалистов разного уровня.

– Конечно, передо мной стоит цель не просто создать рабочее место для людей, но и самому получать прибыль, – продолжает Кирилл. – Буду зарабатывать на мероприятиях и образовательных программах, но все это будет несколько позже. Так как у меня нет команды и пока все делаю в одиночку, времени не хватает. Долго искал помещение, долго делал ремонт, теперь нужно уладить кое-какие технические моменты и разработать предложения для клиентов, составить программы мероприятий, семинаров, мастер-классов. Уверен, что сумею сделать коворинг-центр востребованной площадкой, на которой станут собираться специалисты, общаться, делиться своими знаниями, опытом и в ответ также получать полезную информацию. Местные бизнесмены, опытные айтишники и стартаперы могли бы проводить здесь свои семинары, конференции.

Кому закат, а кому – перспективный бизнес

Кирилл надеется выйти на окупаемость через пару месяцев после открытия. Резидентов думает привлечь с помощью социальных сетей и сарафанного радио. Первые клиенты уже есть – сотрудник представительства Google, иллюстратор, владелец интерет-магазина, создатели IT-проектов.

Несмотря на оптимистичный настрой предпринимателя Кирилла Юзова, потребность в таких площадках невелика, тем более в городах с населением менее миллиона человек. Даже в Москве и Санкт-Петербурге востребованность в коворкинг-центрах небольшая, и многие из них закрываются. Возможно, что дело в перенасыщенности рынка – общественных офисов в мегаполисах открылось слишком много. И все же ставить крест на проекте эксперты не спешат.

– Во Владивостоке немало стартаперов, людей с заманчивыми на первый взгляд идеями, – комментирует директор муниципального казенного учреждения «Центр развития предпринимательства» Елена Новгородова. – Но зачастую им некому помочь в реализации их задумок и проект стопорится, а то и вовсе теряется интерес к нему. В нашем центре стараются помочь начинающим бизнесменам, могут подсказать, как вести бухгалтерию, например, но некоторые технические аспекты, узконаправленные темы требуют специальных знаний. А вот в таких коворкинг-центрах как раз собираются люди, работающие в смежных отраслях. Специалисты могли бы помочь друг другу, что-то дельное посоветовать. К тому же имеет место экономический кризис, многим не по карману снимать офис, а в коворкинг-центрах можно арендовать отдельный стол и существенно сэкономить.

* Коворкинг (от англ. co-working, «совместная работа») в широком смысле – подход к организации труда людей с разной занятостью в общем пространстве.


Автор: Катерина МАТВЕЕВА