Служить был рад
В понедельник вечером президента России ждали в открывшемся после длительного капитального ремонта Малом театре на премьерном показе спектакля «Горе от ума», автор которого посол России в Иране Александр Грибоедов был подло убит в столице персидского государства.
Не дождались. Владимир Путин в это время проводил экстренное совещание Совета безопасности РФ в связи с не менее подлым – выстрелами в спину – убийством чрезвычайного и полномочного посла России в Турции Андрея Карлова на открытии выставки в Анкаре.
Профессиональный дипломат всегда специализировался на странах Азии. Но Азии тихоокеанской – на Дальнем Востоке. Он был корееведом, в совершенстве знал корейский язык, культуру и историю, традиции и обычаи Страны утренней свежести. Прекрасно разбирался в политике и экономике двух стран на Корейском полуострове, разделенных границей по 38-й параллели. И в этой связи пользовался заслуженным уважением у руководителей обеих Корей.
Более того, Андрей Карлов, являясь чрезвычайным и полномочным послом России в Северной Корее, был на особом счету у лидера КНДР Ким Чен Ира. До полноценной дружбы дело вряд ли дошло, но к советам российского дипломата северокорейский лидер всегда прислушивался, приглашал его на все праздничные мероприятия и через него оповещал Москву о своих планах или проблемах. Ну а сам Андрей Карлов выполнял сложнейшую задачу переговорщика в весьма трудных переговорах Пхеньяна с соседями и странами Запада по ядерному разоружению Северной Кореи. И пока Андрей Геннадьевич трудился в столице КНДР, эти переговоры были постоянными, принося свои плоды в виде замораживания Пхеньяном своей ядерной программы.
Российский посол в КНДР не только посещал Владивосток по служебным делам, но и поддерживал отношения с некоторыми его жителями. Так, он уделял много времени установлению дружеских связей Дальневосточного государственного университета с научно-образовательными организациями КНДР. Помогал устраивать на корейской земле выставки картин и фотографий владивостокских художников и фотографов, а также ремесленных поделок от наших мастеров. Особо стоит отметить его роль в строительстве православного Троицкого храма в Пхеньяне, который возводился на спонсорские пожертвования бизнесменов из Владивостока.
Для многих стало неожиданностью назначение Андрея Геннадьевича из Пхеньяна в Анкару. А вот я считаю, что с этим как раз все понятно. Стране понадобились не столько корееведческие знания, сколько дипломатическое чутье, опыт и профессионализм Карлова в другой не менее сложной восточной стране. И за 3,5 года работы на Ближнем Востоке он их изящно проявил. И дальше бы содействовал сложным, но направленным на сближение отношениям России и Турции. Если бы не подлый выстрел в спину.
Автор: Николай КУТЕНКИХ