Приморские «Аллигаторы» громят боевиков в Сирии
Вертолеты вооружены ракетами, от которых не спрятаться, не скрыться
Похоже, что ударные боевые вертолеты Ка-52 приморской сборки приняли свое первое боевое крещение. Произошло это в Сирии во время недавнего освобождения от боевиков ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ группировки ИГИЛ) небольшого городка Эль-Карьятейн.
Боевое применение российских вертолетов Ка-52 «Аллигатор» впервые зафиксировано на видео. Уникальные кадры можно найти на видеохостинге YouTube. Там показано, как несколько «Аллигаторов» по кругу один за другим на небольшой высоте атакуют укрепленные на окраине населенного пункта огневые позиции бандитов. А затем стреляют по движущимся по дороге в сторону от городка автомобилям и бронированным машинам с игиловцами. Видно, как наши пилоты с помощью бортовой РЛС (радиолокационная станция) наводят оружие на цель, а затем точно поражают противника ракетами «воздух-земля». В сюжете слышны переговоры летчиков и обмен мнениями о ходе боя, в которых также уточняются следующие цели и звучат одобрительные оценки удачно выполненных ударов. Съемка подкреплена кадрами с беспилотного летательного аппарата об уничтожении огневых позиций и движущейся техники.
Можно предположить, что это далеко не единственная операция с участием Ка-52 в Сирии. Есть и другие, но они пока не афишируются.
Машина, способная на многое
После появления этой информации корреспондент «В» связался по телефону с полковником в отставке Андреем Ратовым, 30 лет отдавшим дальневосточной армейской авиации, и попросил его прокомментировать роль этой воздушной машины в войне на Ближнем Востоке.
– Андрей Валентинович, на видеозаписи отчетливо видна атака Ка-52 по наземным позициям террористов. Насколько эффективно использование «Аллигаторов» в Сирии?
– Видео хоть и непродолжительное по времени, но дает наглядную картинку, демонстрирующую работу Ка-52. Причем за один бой вертолеты разносят несколько действующих на земле огневых точек и точно поражают движущиеся на высокой скорости три единицы техники. Даже видно, как разбегаются в разные стороны уцелевшие боевики.
Судя по всему, там используются неуправляемые 80-мм ракеты С-8 или 122-мм ракеты С-13. Попасть под их огонь никому не пожелаю. Они пробивают толстенные стены и танковую броню, разнося все внутри своим взрывом. Использование другого оружия не видно, но, смею заверить, оно не менее эффективно.
Скажу просто для справки, что Ка-52 является одной из лучших «вертушек» армейской авиации России и дальнейшим развитием легендарной модели Ка-50 «Черная акула». Он хоть и считается разведывательно-диверсионным вертолетом, целью которого могут быть практически все виды бронированной воздушной, морской и наземной техники противника, но функции его гораздо шире. Не зря же эта машина является культовой для голливудских режиссеров, его изображение фигурирует, например, в фильмах «Ангелы Чарли: Только вперед» и «Хитмэн: Агент 47».
– А попали Ка-52 туда прямо из Приморья?
– Это вряд ли. По моим прикидкам, в Сирии сейчас сосредоточена внушительная группировка вертолетов ВКС России. Это собственно боевые машины: четыре Ми-35М, четыре Ка-52, от четырех до восьми Ми-28Н, а также Ми-24П и военно-транспортные Ми-8 различных модификаций. Среди них своим преимуществом выделяются Ка-52 и Ми-28Н, в числе прочего они оснащаются современным бортовым комплексом обороны. Это важный элемент для российских военных, которые со времен Афганистана и Чечни опасаются ПЗРК, таких как «Стингер» и «Игла». К счастью, в Сирии ни один российский вертолет не был сбит или поврежден ракетой класса «земля-воздух».
Что касается постоянной дислокации Ка-52, то, скорей всего, в Сирии используются «Аллигаторы», ранее принятые на вооружение Южного военного округа (ЮВО).
В соответствии с планом переоснащения войск ЮВО в отдельный вертолетный полк 4-й армии ВВС и ПВО, который базируется в Краснодарском крае, постоянно поступают собранные в приморском Арсеньеве на авиастроительном заводе «Прогресс» новые Ка-52. Скорее всего, уже до конца нынешнего или в самом начале следующего года в составе вертолетного полка будет сформирована отдельная эскадрилья Ка-52. Только в 2016 году состоялась поставка сразу девяти таких боевых машин. Сейчас на Кубани личный состав эскадрильи занимается облетом новой техники. А летчики, не имеющие опыта управления вертолетами Ка-52, вначале пройдут обучение в Торжке, в 344-м центре боевой подготовки и переучивания летного состава армейской авиации.
Кстати, помимо ЮВО Ка-52 стоят на вооружении Восточного военного округа и базируются в приморском селе Черниговка.
Плюс гиперзвуковая скорость
– А чем эта машина отличается от своих зарубежных аналогов?
– По оценкам специалистов, она имеет лучшие аэродинамические характеристики и менее заметна для радаров. Повысились скоростные и маневренные возможности. На борту установлено более совершенное радиоэлектронное оборудование. Управление рассчитано на двух пилотов, что повышает эффективность маневрирования и боевого применения «Аллигатора». В своем нынешнем виде Ка-52 является еще и центром управления боя, а также самостоятельно поражает наземные укрепления, бронетехнику, живую силу, небольшие корабли, беспилотники и вертолеты противника.
Но я бы отметил еще одну особенность. Для Ка-52 созданы новейшие дальнобойные противотанковые управляемые ракеты «Гермес». Они способны поражать цели на расстоянии до 30 км, в то время как у самых эффективных вертолетных противотанковых управляемых ракет (ПТУР) – «Атака», «Вихрь» и зарубежных Hellfire – этот показатель не превышает 10 км. На них стоит комбинированная головка самонаведения с инфракрасным датчиком и лазерным каналом наведения. В дальнейшем на ракетах «Гермес» могут появиться миниатюрные радиолокационные станции, которые в сочетании с инфракрасным наведением обеспечат уникальную точность. К тому же скорость российской управляемой ракеты вплотную приближается к гиперзвуковой – от нее не спрячешься.
В настоящее время подготовлена небольшая партия ракет, которые должны в ближайшие недели пройти испытания на вертолетах Ка-52. Испытания в боевой обстановке помогут в доводке ракетного комплекса, который должен стать штатным вооружением «Аллигаторов». Применение «Гермесов» в Сирии не только позволит испытать в бою уникальный ракетный комплекс, но и продемонстрирует новинку потенциальным покупателям, в первую очередь на Ближнем Востоке.
В бой вступают «Катраны»
– В российских СМИ появилась информация, что на борту подошедшего к берегам Сирии российского тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» также есть Ка-52…
– Вы имеете в виду «оморяченный» вертолет Ка-52К? Это не секрет. Несколько лет назад арсеньевские авиастроители стали осваивать выпуск палубного варианта Ка-52 – «Катрана». Изначально его собирались использовать на вертолетоносцах-доках типа «Мистраль» французской постройки, которые планировалось ввести в состав Тихоокеанского флота. Но, как известно, сделка сорвалась, а оба «Мистраля» купил Египет. Теперь на межправительственном уровне ведутся переговоры о приобретении Каиром у Москвы именно наших «Катранов».
Те Ка-52К, которые уже находились в производстве, были достроены и переданы «Адмиралу Кузнецову». Весь нынешний год их осваивали морские летчики: учились взлетать и садиться на палубу, летать над морем и берегом, воевать при любых погодных условиях и в любое время суток. Стоит надеяться, что в скором времени они покажут свое мастерство и возможности в небе Сирии. Уверен, что это будет неприятным сюрпризом для боевиков-исламистов.
Ну а когда дружеский нам Египет сделает свой заказ на «Катраны», то Россия не только его с удовольствием выполнит, но и займется их дальнейшим обслуживанием и ремонтом, поставкой боеприпасов. Каир, кстати, уже не ограничивается заказом 16 вертолетов корабельной версии Ка-52К, а готов закупить порядка 50 «сухопутных» Ка-52 «Аллигаторов». Скорей всего эта сделка состоится. Зачем нам терять валютные поступления в сотни миллионов долларов?
– Андрей Валентинович, на ваш взгляд профессионала, сколько еще таких ударных вертолетов надо нашим вооруженным силам?
– На этот вопрос еще минувшим летом ответил заместитель министра обороны РФ генерал армии Юрий Борисов, в оборонном ведомстве он курирует вопросы вооружения и военно-технической модернизации армии, авиации и флота. В июле генерал побывал на «Прогрессе» и там озвучил цифры. По его словам, до 2020 года должно быть построено 146 единиц разведывательно-диверсионных воздушных машин, из них не менее 20 «вертушек» поступят в войска до конца текущего года. Это не считая боевых вертолетов по зарубежным контрактам, которые появятся в ближайшей перспективе. Заводу в Арсеньеве, после того как он нарастил свои мощности, по силам справиться с таким крупным заказом. «Нареканий к производству нет, контракт выполняется в срок», – отметил замминистра обороны. С ним трудно не согласиться.
Справка «В»
Ка-52 в базовой версии имеет максимальную скорость 300 км/ч на высоте до 4 км и дальность полета до 1110 км. Вооружен 30-мм пушкой с боезапасом 460 снарядов. На шести внешних подвесках несет управляемые ракеты «воздух-земля» и «воздух-воздух», неуправляемые ракеты и бомбы общим весом более двух тонн.
Автор: Николай КУТЕНКИХ