Тонкие детали Сергея Черкасова

Почему настоящего художника не вдохновляют открыточные красоты, которые приводят в восторг фотографа

30 нояб. 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №4045 (181) от 30 нояб. 2016

Первый знак ранней зимы – нежданный снег, накрывший Владивосток в начале ноября, остался не только на фотографиях горожан, но и в живописи. Две картины из представленных на новой персональной выставке заслуженного художника России Сергея Черкасова написаны всего лишь 20 дней назад – мастера вдохновил тот самый первый ноябрьский снег…

Уже традиционно Сергей Черкасов раз в полгода полностью меняет экспозицию в галерее «Новая», где выставляются его работы. И так же традиционно это картины, написанные в течение ближайших шести месяцев. Вот и теперь здесь можно увидеть то, что создано совсем недавно: пейзажи родного Владивостока, яркие натюрморты, бесконечные морские дали…

Одновременно с открытием выставки Сергей Черкасов и Игорь Крюков, предприниматель и фотограф-любитель, устроили презентацию нового альбома «Художник Сергей Черкасов».

– В будущем году исполнится 10 лет, как мы дружим с Сергеем Михайловичем, – рассказывает Игорь Крюков. – И я давно задумывал сделать такой альбом. Первые мысли появились еще тогда, когда мы выезжали на совместные пленэры: я снимал природу Приморья, а Сергей Михайлович делал наброски, писал этюды. У меня набралось немало фотографий из серии «художник за работой». Частично они здесь представлены – около сорока, но главное в альбоме, конечно, репродукции картин Сергея Черкасова – от ранних до самых свежих, тех, что выставлены в обновленной экспозиции. Всего их около 250.

– Какую цель вы ставили, работая над книгой?

– Нужно начать издалека. Когда мы только познакомились с Сергеем Михайловичем и я увидел его работы, проникся ими, то понял, что очень хочу показать ему те отдаленные уголки края, те красоты, которые впечатлили меня. И знаете что? Эти открыточные, изумительные для фотографа виды совершенно его не впечатлили! Для меня как фотографа они выглядели идеально, а его не зацепили… Я был поражен. Но потом Сергей Михайлович показал мне работы, сделанные по впечатлениям от этих мест. И оказалось, что его, художника, цепляли детали, внешне неяркие, для открытки негодные, но совершенно иначе открывающиеся под его кистью: маленькая речушка, обрывок каната, закопченный чайник на костре, катерок, чуть белеющий в синеве моря... И от этих работ нельзя было оторвать взгляда! Вот тогда я понял: надо, чтобы и другие люди смогли оценить и понять эту удивительную способность Сергея Черкасова видеть красоту в мелочах, в деталях…

«Новая» галерея работает четвертый год, и я часто здесь бываю, вижу, как смотрят люди на его работы, что испытывают. Поверьте, и на колени падали, и плакали от переполняющих эмоций, и на пол ложились, чтобы картину снизу рассмотреть... Всякое было, а вот безразличия не было! И часто я слышал: слава богу, что у нас есть такой художник, который не разменялся на мелочи, а пишет так, что достает зрителя до глубин души. Вот эти слова и стали основой альбома.

Работа над созданием книги «Художник Сергей Черкасов» шла больше года, а сама идея вызревала несколько лет.

– Не скрою, я сомневался, – признается Сергей Михайлович. – Знаете, я видел не так давно альбом, сделанный для одного из моих коллег – большого, видного художника. А съемка ужасная, работы подобраны случайные, в итоге представить человека так, как он того заслуживает, не удалось. Поэтому поймите мои сомнения…

Но Игорю удалось их рассеять. Я увидел первую изданную им книгу – «От Самарги до Тумангана» и, помню, подумал: Игорь – фотограф-любитель, но в данном случае слово «любитель» имеет совсем другое значение. Он любит то, что делает! Я знал многих профессионалов фотосъемки, но таких снимков у них не видел. У профессионалов ясные ходы, все на потоке, так, как учили. А у любителя – от души идет, от сердца, из самой глубины чувств. И потому пробирает сильнее. Эта книга сделана с душой, с чувством. И поэтому мне не стыдно показать ее публике. 

    

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ