Портрет, отправленный в завтра

Светлая, чуть тронутая печалью атмосфера царит в одном из залов музея имени Арсеньева – в том, где расположилась выставка памяти Джона (Евгения Александровича) Кудрявцева «Письмо самому себе».

29 нояб. 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №4044 (180) от 29 нояб. 2016
cfce3352e794e625cc13f5aed3bd756d.jpg

До открытия выставки один из самых ярких художников Приморья не дожил совсем немного…

– Вместе с Евгением Александровичем мы планировали выставку, чтобы показать новые поступления из даров, которые он сделал музею: это графические листы с политической и бытовой карикатурой, сделанные в 70-80-е годы прошлого века, – рассказывает Нина Керчелаева, главный хранитель музея. – Как всегда, собирались провести в рамках выставки встречу художника со студентами художественного училища – они ее очень ждали.

Когда пришло известие о смерти Джона, это был шок. Но мы решили не отменять выставку, а расширить ее и показать практически все его дары музею, а это 107 графических листов – карикатуры, публиковавшиеся в газетах и журналах, книжные иллюстрации, графика, живопись. Когда развесили работы, то увидели, что Евгений Александрович действительно думал над тем, какие работы останутся после него в музее, каким его творчество увидят посетители будущих лет.

Это знак глубочайшей его внутренней культуры, высокой интеллигентности. Художник, по большому счету, создал сам свой творческий портрет. Коллекция скомплектована очень точно, нет ни одного изъяна, ни одного лишнего экспоната. На моем веку это едва ли не единственный пример.

Отдельным экспонатам на выставке выделена целая стена – это серия «Портреты писателей» (Гоголь, Достоевский и другие) и три автопортрета, которые Джон Кудрявцев принес в музей за месяц до кончины – 17 октября.

– Эти автопортреты – его жизненное описание, точная передача того, как человек жил, как менялся, что хотел сказать людям, – говорит Нина Керчелаева. – Все его творчество пронизано этой темой: любите людей, берегите друг друга. И не зря мы поставили рядом с этими автопортретами работу Джона «Синяя птица». Его жизнь была нелегкой, но драмы жизненные не ожесточили его, не озлобили, он любил людей и был настоящим гуманистом.

Замечу, что, передавая работы музею, Евгений Александрович всегда это делал бескорыстно. Может быть, именно поэтому на его жизненном пути встречалось так много хороших людей, которые помогали ему творить. К примеру, портреты писателей – эта тонкая, блестящая, очень философская, психологически точная серия – появились у музея благодаря спонсорской поддержке Ларисы Белобровой. 

 

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ